Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы: в настоящее время, когда организации действуют в условиях перехода к рыночным отношениям и существенными факторами становятся конкурентоспособность производства, качество продукции, увеличение прибыли, большую роль играют основные средства как решающий фактор производственного процесса. Поэтому от того, какие средства труда использует предприятие, каково их состояние, какому уровню технического развития они соответствуют, зависит результативность деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические основы учета основных средств…………………………......5
Понятие и сущность основных средств……………………………….5
Классификация основных средств…………………………………….8
Нормативно-законодательные акты по учету основных средств….11
Учет основных средств……………………………………………………….14
Первичные документы………………………………………………..14
Учет поступления основных средств………………………………...18
Выбытие основных средств…………………………………………..22
Амортизация основных средств……………………………………...24
Инвентаризация основных средств………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 52.01 Кб (Скачать файл)

Учетные стандарты  – это основные правила, устанавливающие  порядок учета и оценки определенного  объекта или их совокупности. В  настоящее время в России разработано  и утверждено 20 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности. По основным средствам – это положение  по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (в редакции приказа МФ РФ от 18.05.2002г. № 45н).

Методические  рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты  в соответствии с отраслевыми  и иными особенностями, они разрабатываются  Минфином РФ и различными ведомствами. По основным средствам – Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом от 13.10.2003г. № 91н.

Рабочие документы  самого предприятия определяют особенности  организации и ведения бухгалтерского учета в них, к ним относятся  – учетная политика предприятия, план счетов, график документооборота и т.д.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств  являются:

  • правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступление основных средств, их внутреннего перемещения и выбытие;
  • правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств;
  • точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль над затратами на ремонт основных средств, за сохранностью и эффективностью использования.

Отдельные подходы  определены также Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Группировка основных средств по их видам установлена  Общероссийским классификатором основных средств (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994г. № 359 (с изменениями). В соответствии с  Классификатором основные средства состоят из материальных основных средств  и нематериальных основных средств.

Организации, которым в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 260 Налогового Кодекса  установлены ограничения по признанию  расходов на ремонт основных средств, организуют аналитический учет сумм расходов на ремонт основных средств.

Налоговый кодекс с 2006 года предоставил компаниям  возможность списывать 10 процентов  от стоимости основных средств. Такая  же возможность появилась и в  отношении определенных затрат, связанных  с основными средствами. Это расходы, которые могут изменять первоначальную стоимость основных средств: на достройку, дооборудование, модернизацию, техническое  перевооружение, частичную ликвидацию ОС.

В случае реконструкции  основного средства его первоначальная стоимость меняется. Однако законодатель, вводя новую норму в Налоговый  кодекс, не упомянул о возможности  списывать единовременно 10 процентов  от затрат на реконструкцию объектов. Поэтому организации не могли  использовать амортизационную премию фактически в самой распространенной ситуации изменения стоимости основных средств.

Но последние  поправки в Налоговый кодекс устранили  этот недочет. Изменения вступили в  силу с 1 января 2007 года, но распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года. То есть воспользоваться амортизационной  премией по расходам 2006 года можно, но реально уменьшить платежи  по налогу на прибыль по закону удастся  только по итогам года.

Основные  средства – объекты, принимающиеся  к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если оно предназначено  для достижение целей создания данной организации, управленческих нужд, использования в течение длительного времени (срока продолжительности свыше 12 мес.) и организация не предполагает последующую его перепродажу.

 

 

2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

2.1. Первичные документы

 

Для документального  оформления хозяйственных операций, отражающих процесс движения основных средств, и выполнения задач бухгалтерского учета основных средств в организации  должна быть разработана система  документооборота в соответствии с  утвержденным графиком.

Для учета  операций по движению основных средств  постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету основных средств», предусмотрены следующие  унифицированные формы первичной  учетной документации:

  • № ОС-1 – «Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;
  • № ОС-1а – «Акт о приемке-передаче здания (сооружения)»;
  • № ОС-3 – «Акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»;
  • № ОС-4 – «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • № ОС-4а – «Акт о списании автотранспортных средств»;
  • № ОС-6 – «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»;
  • и другие.

Для оформления документации на поступающие основные средства приказом или распоряжением  руководителя организации создается  комиссия в составе соответствующих  должностных лиц и лиц, на которых  предусматривается возложение ответственности за сохранность поступающих основных средств.

Поступление (приемка) основных средств в организацию  оформляется актом о приемке-передаче объекта основных средств по форме  № ОС-1 на каждый объект. Акт составляется в одном экземпляре и после  его оформления с приложенной  технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается  главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Учет основных средств ведется бухгалтерией пообъектно. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, представляющий собой законченное  устройство со всеми приспособлениями, позволяющими ему выполнять самостоятельные  функции. Наличие у конкретного  объекта нескольких частей с разными  сроками их использования дает возможность  рассматривать каждую из них в  текущем учете как самостоятельный  инвентарный объект.

В таком случае каждому инвентарному объекту присваивается  свой инвентарный номер, который закрепляется за объектом в течение всего срока полезной службы объекта.

На каждый инвентарный объект бухгалтерией открывается  инвентарная карточка учета объекта  основных средств (форма № ОС-6) в  одном экземпляре, которая является основным регистром аналитического учета объектов основных средств.

Перемещение основных средств из одного структурного подразделения организации в  другое оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств  по форме № ОС-2 в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской  получателя и сдатчика передается в  бухгалтерию, второй – структурному подразделению – сдатчику.

Номера актов (накладных) записывают в инвентарные  карточки по форме № ОС-6, которые  помещаются в картотеку по новому местонахождению.

Для оформления приемки-сдачи основных средств  из ремонта, реконструкции и модернизации применяется акт о приемке-сдаче  отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3.

Акт, подписанный  работником структурного подразделения  организации, производившей ремонт, главным бухгалтером и утвержденный руководителем организации, сдают в бухгалтерию предприятия. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств вносят необходимые изменения, связанные с ремонтом.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет  сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр  остается в организации, второй –  передают организации, производившей  ремонт.

Выбытие основных средств в результате продажи  или передаче сторонним организациям оформляется актом (накладной), на основании  которого в бухгалтерии организации  делается соответствующая запись в  инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОС-6).

При списании основных средств из-за непригодности  к дальнейшему использованию, невозможности  или неэффективности их восстановления требуется оформление других первичных  учетных документов, на основании  которых комиссия оформляет акт  о списании объекта основных средств  по форме № ОС-4. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается  членами комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов и т. д.

Безвозмездная передача объектов основных средств  в собственность другого юридического или физического лица в обмен  на другой товар оформляется актом  о приеме-передаче основных средств  по форме № ОС-1.

Ниже приведена  таблица с примерами, где указаны  первичные документы для различных  хозяйственных операций, связанных с учетом основных средств.

Таблица 1. «Бухгалтерские проводки по учету основных средств»

№ п/п

Содержание операции

Первичные документы

Корреспонденция счетов

Дт

Кт

1.

Поступил объект основных средств  от поставщика и первоначально учтен  в составе капитальных вложений

Накладная, счет поставщика или договор

08/4

60

2.

Отражены транспортно-заготовительные  расходы, связанные с поступление  объекта ОС, и учтены первоначально  в составе капитальных вложений

Счет транспортной организации или  договор

08/4

60

3.

Отражен НДС по приобретенному объекту  ОС и транспортным расходам

Счет-фактура

19

60

4.

Оплачены по безналичному расчету  счет поставщика и счет транспортной организации

Платежное поручение, выписка банка

60

51

5.

Оплачены наличными счет поставщика и счет транспортной организации

РКО, квитанция к приходному кассовому  ордеру, чек ККТ

60

50

6.

Объект принят к учету в сумме  всех затрат на его приобретение и  транспортировку в качестве объекта  основных средств

Акт ОС-1, карточка ОС-6

01

08/4

7.

Списан НДС по поступившим и  оплаченным материальным ценностям  в зачет бюджету

Запись в книге покупок, счет-фактура, выписка банка

68

19

8.

Начислена амортизация (в зависимости  от направления использования объекта)

Расчет бухгалтерии

20, 23, 25, 26, 44

02

9.

Списана балансовая стоимость выбывающего  объекта ОС

Акт ОС-4, расчет бухгалтерии

01-выбытие

01

10.

Списана амортизация выбывающего  объекта

Акт ОС-4, расчет бухгалтерии

02

01-выбытие

11.

Списана остаточная стоимость выбывающего  объекта ОС

Акт ОС-4, расчет бухгалтерии

91

01-выбытие


 

 

 

2.2. Учет поступления основных средств

 

На основные средства, поступающие по договорам купли-продажи и другим аналогичным договорам, организация-покупатель должна получать от поставщика (грузоотправителя) расчетные и отгрузочные документы.

Первичными  документами, подтверждающими приобретение и уплату НДС по основным средствам, являются:

    • счет и счет-фактура поставщика на объект основных средств;
    • счета и счета-фактуры, подтверждающие расходы, связанные с приобретением, доставкой основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования;
    • платежно-расчетные документы, свидетельствующие оплате объекта основных средств и всех расходов, связанных с их приобретением, доставкой и т. д.

Бухгалтерский учет наличия и движения собственных  основных средств организации осуществляется на активном счете 01 «Основные средства». Любое поступление основных средств  отражают вначале на счете 08 «Вложения  во внеоборотные активы». Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» является калькуляционным счетом, предназначенным для накапливания и суммирования фактических затрат по поступающим основным средствам. Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств за плату, первоначально аккумулируются по дебету счета 08/4 «Приобретение объектов основных средств» в корреспонденции со счетами учета расчетов (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

При принятии основных средств к учету фактические  затраты, учтенные на счете 08 «Вложения  во внеоборотные активы» (по соответствующим  субсчетам), относятся на дебет счета 01 «Основные средства». Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.

Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются в учете аналогично приобретению объектов основных средств  непосредственно на счет 08 «Вложения  во внеоборотные активы».

НДС, уплачиваемый покупателем при приобретении основных средств, учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям». НДС не включается в  первоначальную стоимость основных средств, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Согласно  общеустановленному порядку суммы  НДС, подлежащие налоговому вычету, списываются  с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Необходимо отметить, что данная проводка в случаях, предусмотренных налоговым  законодательством, может не составляться, в частности в случае, когда  реализуемые товары не облагаются НДС.

Информация о работе Учет основных средств