Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы: в настоящее время, когда организации действуют в условиях перехода к рыночным отношениям и существенными факторами становятся конкурентоспособность производства, качество продукции, увеличение прибыли, большую роль играют основные средства как решающий фактор производственного процесса. Поэтому от того, какие средства труда использует предприятие, каково их состояние, какому уровню технического развития они соответствуют, зависит результативность деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические основы учета основных средств…………………………......5
Понятие и сущность основных средств……………………………….5
Классификация основных средств…………………………………….8
Нормативно-законодательные акты по учету основных средств….11
Учет основных средств……………………………………………………….14
Первичные документы………………………………………………..14
Учет поступления основных средств………………………………...18
Выбытие основных средств…………………………………………..22
Амортизация основных средств……………………………………...24
Инвентаризация основных средств………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 52.01 Кб (Скачать файл)

В бухгалтерском  учете при соблюдении всех норм ПБУ 6/01 и требований налогового законодательства хозяйственные операции по приобретению основных средств отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

  1. Отражена стоимость приобретенного объекта основных средств согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС):

Дт 08/4 Кт 60 – 58000 руб.

  1. Отражена сумма НДС со стоимости объекта основных средств:

Дт 19 Кт 60 – 10440 руб.

  1. Произведена оплата поставщику за объект основных средств (включая НДС):

Дт 60 Кт 51 – 68440 руб.

  1. Объект основных средств принят к учету по первоначальной стоимости (в сумме фактических затрат):

Дт 01 Кт 08/4 – 58000 руб.

  1. Предъявлена к вычету сумма НДС, уплаченная по принятому на учет объекту основных средств:

Дт 68 Кт 19 – 10440 руб.

Стоимость основных средств, поступивших  в качестве вклада в уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями:

1) Дт 08/4 Кт 75/1;

2) Дт 01 Кт 08/4.

Безвозмездно принятые основные средства приходуют по дебету счета 08 «Вложения  во внеоборотные активы» и кредиту  счета 98/2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 2 «Безвозмездные поступления» счета 98 в кредит счета 81 «Прочие доходы и расходы».

Для целей налогообложения стоимость  безвозмездно полученного имущества  подлежит включению в состав внереализационных  доходов в том периоде, в котором  оно фактически было получено организацией.

В учете последовательность операций по безвозмездному получению объектов основных средств отражается следующими проводками:

  1. Отражена текущая рыночная стоимость безвозмездно полученного объекта основных средств на дату принятия к учету:

Дт 08/4 Кт 98/2.

  1. Безвозмездно полученный объект основных средств принят к бухгалтерскому учету:

Дт 01 Кт 08/4.

  1. Начислена амортизация по безвозмездно полученному объекту основных средств:

Дт 20 Кт 02.

  1. Одновременно отражена в составе внереализационных доходов организации часть рыночной стоимости безвозмездно полученного объекта основных средств (в сумме начисленной амортизации и т. д. до выбытия объекта основных средств):

Дт 98/2 Кт 91/1.

 

 

2.3. Учет выбытия основных средств

 

Списанию с бухгалтерского баланса  подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или  постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации.

Среди возможных ситуаций выбытия  основных средств выделяются следующие:

    • непригодность к дальнейшей эксплуатации в силу невозможности из-за технического состояния выполнять функции;
    • вклад в уставный капитал других организаций;
    • безвозмездная передача, дарение или передача по договору мены;
    • хищения;
    • стихийные бедствия и другие.

Синтетический учет операций по выбытию, независимо от его причин, отражается в учете  на активно-пассивном счете 91 «Прочие  доходы и расходы».

Немаловажно, чтобы после списания объекта  основных средств он был вывезен, уничтожен или другим способом изъят  из состава имущества фирмы. Ведь если объект основного средства списан, но он продолжает оставаться на своем  месте, то при последующей инвентаризации будет обнаружено неоприходованное, не числящееся в учете имущество, которое должно быть оприходовано, принято на учет по рыночным ценам. С этой суммы придется заплатить  налог на прибыль.

Для определения  непригодности основных средств, невозможности  и экономической нецелесообразности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления документации на списание таких объектов в организациях создаются постоянно действующие  комиссии, в состав которых включаются главный инженер (или заместитель), начальники соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или заместитель), а также лица, на которых возложена материальная ответственность за сохранность основных средств. По решению руководителя организации в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, если в этом есть техническая необходимость.

Амортизация списывается записью: Дт 02 Кт 01, субсчет  «Выбытие основных средств». Затем  составляются следующие проводки:

Дт 91/2 Кт 01;

Дт 91/2 Кт 10, 60, 70, 69.

По кредиту  счета 91/1 «Прочие доходы» отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств:

Дт 62 Кт 91/1 –  сумма поступлений от продажи;

Дт 91/2 Кт 68 –  сумма НДС по реализуемым основным средствам.

Финансовый  результат исчисляется путем  сопоставления оборотов по дебету и  кредиту счет 91 субсчетов 1 и 2.

При наличии  прибыли в журнале-ордере № 15 делается запись:

Дт 91/9 Кт 99.

Если имеется  убыток от ликвидации, в журнале-ордере № 13 делается запись:

Дт 99 Кт 91/9.

Для целей  налогообложения полученный убыток должен включаться в состав прочих расходов налогоплательщика в одинаковой сумме в течение срока, устанавливаемого как разница между сроком полезного  использования реализуемого объекта и фактическим сроком его эксплуатации до момента продажи.

 

2.4. Амортизация основных средств

 

Стоимость объектов основных средств погашается путем  начисления амортизации.

Износ –  стоимостной показатель потери объектами  основных средств физических качеств  или утраты технико-экономических  свойств, а вследствие этого –  стоимости, поэтому каждой организации  следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств. Такое накапливание достигается за счет включения в издержки производства сумм отчислений, которые называются амортизационными отчислениями.

Амортизационные отчисления рассчитываются ежемесячно по основным средствам, числящимся на 1-е число отчетного месяца.

Порядок и  способы начисления амортизации  объектов основных средств регламентируются нормами ПБУ 6/01. Согласно этому положению  амортизация начисляется по всем видам основных средств за исключением  следующих объектов:

    1. объекты жилищного фонда;
    2. объекты внешнего благоустройства (лесного и дорожного хозяйства и т. п.);
    3. продуктивный скот, буйволы, волы, олени (за исключением рабочего скота);
    4. многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста, т. е. учитываемые в составе оборотных средств.

По эксплуатируемым объектам, полностью  погасившим свою стоимость в оценке, которой они отражались в текущем  учете, начисление амортизации прекращается.

Согласно ст. 258 НК РФ все амортизируемое имущество подразделяется на следующие  амортизационные группы:

    • Первая группа – все недолгосрочное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
    • Вторая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
    • Третья группа – имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
    • Четвертая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
    • Пятая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
    • Шестая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
    • Седьмая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
    • Восьмая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
    • Девятая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
    • Десятая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Согласно п. 18 ПБУ 6/01 начисление амортизации  объектов основных средств может  производиться одним из следующих  способов:

  1. Линейный - на основе первоначальной стоимости или восстановительной (текущей) стоимости при переоценке объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования;
  2. Способ уменьшаемого остатка - на основе остаточной стоимости объекта на начало отчетное года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с Законодательством РФ. Коэффициент ускорения определяется органами исполнительной власти на федеральном уровне, которыми разрабатывается перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования. По объектам лизингового имущества, относящимся к активной части основных средств, коэффициент ускорения определяется условиями договора лизинга и не может быть более 3;
  3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - на основе первоначальной или восстановительной стоимости, умноженной на коэффициент годового соотношения, где в числителе число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта;
  4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.

Амортизация по вновь поступившим основным средствам  начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта  к бухгалтерскому учету, а по выбывшим основным средствам – заканчивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем  выбытия или месяцем полного  погашения стоимости объекта. Таким  образом, обороты по счету 01 «Основные  средства» за текущий период при  исчислении сумм амортизации в расчет не принимают.

В налоговом  учете в соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ предусмотрено два метода начисления амортизации имущества (применяется к объекту амортизируемого имущества, а не к группам однородных объектов основных средств или нематериальных активов, как это предусмотрено ПБУ 6/01):

  1. Линейный метод – в налоговом учете определяется не годовая, а месячная сумма амортизационных отчислений. Норма амортизации определяется как:

К = 1/п * 100%,

Где К – норма амортизации  в процентах; п – срок полезного  использования объекта амортизируемого  имущества в месяцах.

  1. Нелинейный метод – согласно п. 3 ст. 259 НК РФ применяется к объектам амортизируемого имущества, входящим в I-VII амортизационные группы. Норма амортизации определяется как:

К = * 100%,

Где К – норма амортизации  в процентах; п – срок полезного  использования объекта амортизируемого  имущества в месяцах.

Остаточная  стоимость объектов основных средств  в бухгалтерском и налоговом  учете может не совпадать. Это  связано с тем, что в налоговом  и бухгалтерском учете по-разному  формируется первоначальная стоимость  основных средств, а также сумма  их амортизации. В бухгалтерском  учете в первоначальную стоимость  включаются все расходы по покупке  основных средств, а в налоговом  не включает суммовые разницы, проценты по кредитам и займам, невозмещаемые  налоги; методы начисления амортизации  в бухгалтерском и налоговом  учете могут различаться.

 

    1. Инвентаризация основных средств

 

Достоверность данных текущего бухгалтерского учета и отчетности по основным средствам  обеспечивается проведением инвентаризации.

Инвентаризация – проверка фактического наличия имущества на предприятии  и соответствие их данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация может проводиться  предприятием  один раз в три  года. Обязанность проводить инвентаризацию перед составлением годовой отчетности предусмотрена ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции 2013 года). Порядок проведения инвентаризации и оформление ее результатов установлен методическими указаниями МинФина РФ.

До начала инвентаризации необходимо проверить наличие и состояние  инвентарных карточек, ведомостей, описей, а так же технических паспортов  и технической документации, договоров  о полученных в аренду и сданных  в аренду основных средствах. При  отсутствии документов необходимо обеспечить их получение. Если в документах обнаружены неточности или расхождения, необходимо внести соответствующие исправления  и уточнения.

При инвентаризации основных средств  комиссия производит осмотр объектов, заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и  основные технические показатели. Описи подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом. Незаполненные строки прочеркиваются.

Информация о работе Учет основных средств