Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, рассмотрение вопросов учета основных средств, оценки основных средств, особенности организации аналитического и синтетического учета объекта основных средств, классификации и структуры основных средств, переоценки основных средств, бухгалтерской отчетности организации, связанной с учетом основных средств, в соответствии с действующим законодательством
Введение. 3
Глава 1. Понятие основных средств и основные цели их
бухгалтерского и налогового учета. 4
1.1. Понятие основных средств. 4
1.2. Единица бухгалтерского учета основных средств. 7
1.3. Классификация основных средств. 9
1.4. Движение основных средств. 12
Глава 2. Учет основных средств. 14
2.1. Учет поступления основных средств. 14
2.2. Учет амортизации основных средств. 18
2.3. Учет ремонтов основных средств. 19
2.4. Учет выбытия основных средств. 21
Глава 3. Оценка основных средств. Инвентаризация. 22
3.1. Оценка основных средств. 22
3.2. Инвентаризация основных средств. 27
Заключение. 30
Список используемой литературы.. 31
Очевидно, что при наличии перечисленных выше расходов объекты основных средств будут иметь различную первоначальную стоимость в бухгалтерском и налоговом учете. Возникновение данного обстоятельства влечет появление сложностей в расчете и учете сумм начисленной амортизации по такому объекту основных средств даже при использовании одного и того же способа начисления амортизации. В связи с тем, что в налоговом учете первоначальная стоимость основного средства будет меньше его первоначальной стоимости, отраженной в бухгалтерском учете, то и для целей налогообложения прибыли будет учитываться меньшая сумма амортизации в течение всего срока полезного использования объекта.
Для целей налогового учета и бухгалтерского учета основных средств важную роль также играет правильный учет налога на добавленную стоимость (далее- НДС). Это вызвано тем, что учет НДС при поступлении основных средств и его вычет зависят от многих условий: от способов поступления основных средств, способов их оплаты, наличия и соответствующего оформления первичных учетных и расчетных документов, счетов-фактур и др.
НДС
относится к возмещаемым
В общем случае в соответствии с п. 1 статьи 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные организации-налогоплательщику при приобретении основных средств либо фактически уплаченные им, не включаются в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций.
Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 не признаются расходами выбытие активов в связи с приобретением (созданием) объектов основных средств. В соответствии с ПБУ 10/99 расходы на приобретение (создание) объектов основных средств относятся к затратам на капитальные вложения, которые наряду с финансовыми вложениями, должны учитываться отдельно от текущих расходов, связанных с изготовлением и продажей продукции, товаров, работ, услуг. Исходя из сказанного в отчете о прибылях и убытках (форма № 2) расходы на приобретение (создание) объектов основных средств не отражаются. Указанные расходы образуют первоначальную стоимость основных средств, которая впоследствии погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.
По мере начисления амортизации в отчете о прибылях и убытках будут отражаться в качестве расходов суммы начисленной амортизации по объектам основных средств. В бухгалтерской отчетности объекты основных средств должны будут отражаться по остаточной стоимости по строке 120 «Основные средства» бухгалтерского баланса (форма № 1). Для целей налогового учета в соответствии с п. 5 статьи 270 НК РФ расходы по приобретению и/или созданию амортизируемого имущества (в том числе амортизируемых основных средств) относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Исходя из сказанного расходы на приобретение (создание) объектов основных средств не отражаются в налоговой отчетности, в частности, в Декларации по налогу на прибыль организаций.
Так
как (в соответствии с п. 3 ПБУ 10/99)
расходы по приобретению и/или созданию
основных средств не признаются расходами
для целей бухгалтерского учета, то они
не должны отражаться в Декларации по
налогу на прибыль организаций. Затраты
на приобретение оборудования, не требующего
монтажа, как одного из видов основных
средств, также учитываются на счете 08
«Вложения во внеоборотные активы» (субсчет
08-4) и отражаются в налоговой и бухгалтерской
отчетности аналогично другим объектам
основных средств.
Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации. Не начисляется амортизация по жилищному фонду (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного и дорожного хозяйств, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также по продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.
Не начисляется амортизация также по земельным участкам и объектам природопользования, поскольку их потребительские свойства с течением времени не изменяются. Начисление амортизации производится в течение срока полезного использования. Срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Срок полезного использования объекта определяется организацией при приемке его на учет исходя из:
-
ожидаемого срока
ожидаемой
производительностью или
-
ожидаемого физического износа,
зависящего от режима
-
нормативно-правовых и других
ограничений использования
Срок
полезного использования
Амортизация для целей бухгалтерского учета начисляется одним из способов, указанных в ПБУ 6/01: линейным, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать в затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется умножением первоначальной стоимости объекта основных средств на норму амортизации. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется умножением первоначальной стоимости объекта основных средств на расчетный коэффициент, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
В организациях с сезонным характером производства годовая сумма амортизации по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) сумма начисленной амортизации определяется умножением натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде на норму амортизации, рассчитанную как соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) на весь срок полезного использования объекта.
Начисление
амортизации основных средств начинается
с первого числа месяца, следующего
за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому
учету, и продолжается до полного погашения
стоимости этого объекта либо списания
объекта с бухгалтерского учета. Начисление
амортизации прекращается с первого числа
месяца, следующего за месяцем полного
погашения стоимости объекта или списания
объекта с бухгалтерского учета. В бухгалтерском
учете амортизационные отчисления отражаются
в том отчетном периоде, к которому они
относятся, и начисляются независимо от
результатов деятельности организации
в отчетном периоде. Учет амортизации
основных средств ведется на пассивном
счете 02 «Амортизация основных средств».
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Для поддержания их в исправности и предотвращения преждевременного выхода из строя периодически производится ремонт основных средств. По объему и периодичности выполнения различают текущий, средний и капитальный ремонт основных средств. Текущий и средний ремонт представляет собой работы по систематическому и своевременному предохранению объектов основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии.
При
капитальном ремонте
Затраты по производству текущего, среднего и капитального ремонтов относятся в себестоимость продукции (работ, услуг). Это означает, что счет, в дебет которого относятся затраты по ремонту, зависит от наличия в организации структурных подразделений (цехов). В организациях, имеющих цеховую структуру, затраты на ремонт относятся:
-
в дебет счета 23, если про
изведен ремонт основных
вспомогательного производства;
- в дебет счета 25, если произведен ремонт основных средств в цехах
основного производства;
-
в дебет счета 26, если про
изведен ремонт основных
В малых предприятиях, учитывающих все затраты на счете 20 «Основное производство», на этот же счет относятся и расходы по ремонту основных средств. Учет расходов по ремонту основных средств зависит от того, кто выполняет работы. Если работы выполняет сторонняя организация (подрядчик), то в бухгалтерском учете про изводятся записи:
Д сч. 20, 23, 25, 26, К сч. 60 - цена ремонтных работ;
Д сч. 19, К сч. 60 - НДС, включенный подрядчиком в счет за выполненные работы;
Д сч. 60, К сч. 51 - оплата работ;
Д сч. 68 ИДС, К сч. 19 - списание НДС в зачет бюджету.
Если ремонт основных средств осуществляется своими силами, то, как правило, его выполняет специальное ремонтное подразделение, производящее все виды ремонтов основных средств. Затраты этого подразделения учитываются предварительно на счете 23 «Вспомогательные производства» для определения себестоимости ремонтных работ: Д сч. 23, К сч. 02, 05, 10, 69, 70 и др. Ежемесячно затраты, собранные на счете 23, списываются на счета потребителей услуг по назначению: Д сч. 20, 23, 25, 26, К сч. 23. При отсутствии специального ремонтного подразделения в организации затраты по выполненному собственными силами ремонту относятся непосредственно на счета учета производственных затрат: Д сч. 20, 23, 25, 26, К сч. 10, 10, 69 и др.
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства (обращения) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе, арендованных). В случае создания организацией резерва расходов на ремонт основных средств в издержки производства (обращения) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта, приходящейся на отчетный период. Если резерв расходов на ремонт формируется на год, то величина ежемесячных отчислений равна 1/12 годовой сметы затрат на ремонт. По особо сложным видам основных средств, для которых резерв расходов на ремонт формируется в течение ряда лет, размер отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств определяется исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств в утвержденных организацией нормативов отчислений.
Создание резерва расходов на ремонт основных средств отчетного периода производится в расчетной сумме и отражается в учете: Д сч. 20, 23, 25, 111 К сч. 96 «Резервы предстоящих расходов». За счет созданного резерва покрываются фактические затраты на ремонт.
При подрядном способе выполнения ремонтных работ в учете производятся записи:
Д сч. 96, К сч. 60 - цена ремонта;
Д сч. 19, К сч. 60 - НДС
Д сч. 60, К сч. 51 - оплата;
Д сч. 68 ИДС, К сч. 19 - списание НДС в зачет бюджету;
при хозяйственном способе:
Д сч. 96, К сч. 10, 70, 69...;