Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, рассмотрение вопросов учета основных средств, оценки основных средств, особенности организации аналитического и синтетического учета объекта основных средств, классификации и структуры основных средств, переоценки основных средств, бухгалтерской отчетности организации, связанной с учетом основных средств, в соответствии с действующим законодательством

Содержание работы

Введение. 3

Глава 1. Понятие основных средств и основные цели их

бухгалтерского и налогового учета. 4

1.1. Понятие основных средств. 4

1.2. Единица бухгалтерского учета основных средств. 7

1.3. Классификация основных средств. 9

1.4. Движение основных средств. 12

Глава 2. Учет основных средств. 14

2.1. Учет поступления основных средств. 14

2.2. Учет амортизации основных средств. 18

2.3. Учет ремонтов основных средств. 19

2.4. Учет выбытия основных средств. 21

Глава 3. Оценка основных средств. Инвентаризация. 22

3.1. Оценка основных средств. 22

3.2. Инвентаризация основных средств. 27

Заключение. 30

Список используемой литературы.. 31

Файлы: 1 файл

БФУ курсовая.docx

— 96.92 Кб (Скачать файл)

    В соответствии с п. 12 ПБУ 6101 в первоначальную стоимость основных средств, поступивших в организацию в обмен на другое имущество, могут также включаться фактические затраты организации на доставку этих основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования. С учетом последней нормы первоначальная стоимость приобретенного путем обмена объекта основных средств формируется из рыночной стоимости передаваемого в обмен имущества (продукции, товаров, материально-производственных запасов, объектов основных средств и др.), а также фактических затрат организации на доставку этих основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования (без учета НДС).

    Аналогично, организация, передающая объекты основных средств, также принимает к бухгалтерскому учету получаемое в обмен на них имущество по рыночной цене выбывающих объектов основных средств.

    Главой 25 НК РФ порядок определения первоначальной стоимости основных средств, поступивших в обмен на другое имущество, для целей налогового учета по налогу на прибыль не установлен. В данном случае можно руководствоваться порядком налогообложения товарообменных операций, установленным главой 21 НК РФ. В соответствии с п.2 статьи 154 главы 21 НК РФ при реализации товаров по товарообменным операциям налоговая база по НДС определяется как стоимость передаваемого организацией имущества, исчисленная исходя из рыночных (договорных) цен и без включения налога на добавленную стоимость. Данную норму целесообразно использовать и для целей налогообложения по налогу на прибыль. Таким образом, при приобретении объектов основных средств путем обмена их первоначальной стоимостью для целей налогового учета следует признавать рыночную (договорную) цену передаваемого в обмен имущества.

    Оценка  объекта основных средств, стоимость  которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

    4.            Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Перечень фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств установлен п. 8 ПБУ 6/01. Для целей бухгалтерского учета первоначальная стоимость основных средств при их изготовлении силами самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств.

    Учет  и формирование затрат на производство основных средств осуществляется организацией в порядке, установленном для учета затрат соответствующих видов продукции, изготавливаемых этой организацией. Для целей налогового учета в соответствии с п. 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм возмещаемых налогов, в частности возмещаемого налога на добавленную стоимость. Несмотря на сходство в определении первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета, имеются некоторое различия в признании отдельных видов расходов, связанных с приобретением основных средств за плату. Различное признание в бухгалтерском и налоговом учете отдельных расходов, связанных с приобретением основных средств за плату, может приводить к различной оценке их первоначальной стоимости для целей бухгалтерского и налогового учета. В соответствии с п. 5 статьи 270 НК РФ расходы организации по приобретению и созданию амортизируемого имущества (в том числе основных средств) относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Указанные расходы образуют первоначальную стоимость основных средств, которая впоследствии погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования. В соответствии с п. 5.3 Методических рекомендаций по налогу на прибыль для целей налогового учета первоначальная стоимость объекта основных средств собственного производства определяется на базе прямых расходов как стоимость готовой продукции, определяемой в соответствии со статьей 319 НК РФ.

    В данном случае имеется в виду ситуация, когда организация переводит  в состав основных средств изготавливаемую в самой организации продукцию, например, при использовании в машиностроительной организации на производственные цели в качестве основного средства токарного станка собственного производства. При таком поступлении основных средств в организацию также будут возникать различия в оценке первоначальной стоимости объектов основных средств в бухгалтерском и налоговом учете. В рассматриваемом случае первоначальная стоимость объекта основных средств для целей налогового учета должна определяться в сумме прямых расходов, величина которой будет меньше величины первоначальной стоимости основного средства, определяемой для целей бухгалтерского учета в сумме всех фактических затрат, связанных с его сооружением, изготовлением и приведением в состояние, пригодное для использования. Приведенная выше норма не относится к основным средствам, которые организация изготавливает не в виде продукции собственного производства, а специально, например, путем изготовления или сооружения объекта основных средств хозяйственным способом.

    В соответствии с п. 5.3 Методических рекомендаций по налогу на прибыль при изготовлении (сооружении) объекта основных средств хозяйственным способом формирование его первоначальной стоимости осуществляется в общеустановленном порядке путем суммирования всех расходов, связанных с сооружением объекта, и доведением до состояния, пригодного к эксплуатации. Первоначальная стоимость конкретного объекта основных средств может изменяться при производстве работ капитального характера, т.е. в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов. При реконструкции и модернизации объекта первоначальная его стоимость увеличивается, если в результате реконструкции и модернизации улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения). Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал.

    

    3.2.        Инвентаризация основных средств

 
 

    В соответствии с п.1 статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

    Инвентаризация  основных средств заключается в  проверке их фактического наличия по местам эксплуатации. Проведение инвентаризации осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые должны применяться с учетом Постановления Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88, утвердившего формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

    Независимо  от принятой учетной политики организации  проведение инвентаризации обязательно:

    -          при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при

    преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

    -          перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов один раз в пять лет;

    -          при смене материально ответственных  лиц;

    -          при выявлении фактов хищения,  злоупотребления или порчи имущества;

    -          в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

    -          при реорганизации или ликвидации  организации;

    -          в других случаях, предусмотренных  законодательством РФ.

    Проводит  инвентаризацию основных средств комиссия, которая до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние инвентарных карточек (книг), технических паспортов или другой технической документации, документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду. Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом, постановлением или распоряжением руководителя организации, который оформляется по унифицированной форме № ИНВ-22 «ПРИКАЗ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации».

    В ходе инвентаризации комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические (эксплуатационные) показатели. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений) комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

    Для отражения фактического наличия  основных средств в местах нахождения и на всех этапах их движения в организации применяется инвентаризационная опись основных средств по форме № ИНВ-1. При выявлении объектов, не принятых на учет, комиссия включает в опись сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится по рыночным ценам, а амортизация определяется по их действительному техническому состоянию. Сведения об оценке и амортизации оформляются соответствующими актами.

    Основные  средства вносятся в описи по наименованиям  в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось прямое его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

    Временно  отсутствующие основные средства (отправленные на капитальный ремонт и т. п.) инвентаризуются до момента временного их выбытия. На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ и т. п.). Отдельная опись также составляется на основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. В этой описи дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

    Данные  инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов. Для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются сличительные ведомости по форме № ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов». Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу или лицам.

    Результаты  инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств отражаются в акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств по форме № ИНВ- 10. В данной форме объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей. Описи подписывают все члены комиссии и материально-ответственные лица, и передают в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в карточки и регистры учета. При выявлении отклонений от учетных данных составляется сличительная ведомость, в которой указывается перечень недостающих и неучтенных объектов и их стоимость.

    Заключение  по результатам инвентаризации оформляется  протоколом, который утверждается руководителем организации. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации (проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) - в годовом бухгалтерском отчете.

    Для целей бухгалтерского учета выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с п.З статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете» и отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

Информация о работе Учет основных средств