Учет поступления и движения основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы связана, прежде всего, с тем, что с основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики:
недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования;
неполное использование производственных мощностей,
низкие фондоотдача и инвестиционная активность,
недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств 6
1.1 Понятие, классификация, оценка и переоценка основных средств 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование, документальное оформление 11
Глава 2 Учет поступления и движения основных средств 15
2.1 Учет амортизации основных средств………………………….………...…15
2.2 Инвентаризация основных средств ……………..…………….………...….23
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

итог.курсовая ос (2).doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

1-ый уровень: законодательный  – Закон «О бухгалтерском учете»;

2-ой уровень: стандарты (положения)  – Положение по ведению бухгалтерского  учета и отчетности;

3-ий уровень: методические указания, инструкции, комментарии, письма  Минфина РФ;

4-ый уровень: рабочие документы  по бухгалтерскому учету самого  предприятия.

Основными нормативными документами  по учету основных средств являются:

  1. Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ;
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29. 07. 98г. №34 н;
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) от 30.03.01г. №26 н;
  4. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств от 20. 07.98г. №33н (с изменениями и дополнениями).
  5. Закон о бухгалтерском учете и отчетности определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления бухгалтерской отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности определяет порядок  организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а так же взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Согласно ему основные средства оцениваются в аналитическом учете по их первоначальной стоимости на дату приобретения в розницу установленном этим Положением.

Положение по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» 6/01 от 30.03.2001 № 26н устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах.

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств определяют порядок организации бухгалтерского учета основных средств.

Эти документы универсальны, поскольку  определяют общее правило организации  и ведения бухгалтерского учета  основных средств, и распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами, независимости от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.

Вместе с тем названные документы  предусматривают, и право организаций на основе этих нормативов самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей.

Хозяйственные операции, связанные  с движением основных средств, оформляют соответствующими первичными документами, перечень которых содержится в п.7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств от 13 октября 2003 г. № 91н.

Основные средства принимаются  к учету после того, как учтены и сформированы все затраты, связанные с их поступлением в организацию.

Принятие к учету объектов основных средств или их передача оформляется  общими документами:

  1. акт о приеме-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1)
  2. акт о приеме-передачи (здания сооружения) (форма № ОС-1а);
  3. акт о приеме-передачи групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1б)

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве экземпляров по числу сторон, участвующих в сделке. К акту прилагается техническая документация, паспорт и др.

Данные о приеме и исключении объекта из состава основных средств вносят в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6 «инвентарная карточка учета объекта основных средств», № ОС-6а «инвентарная карточка группового учета объектов основных средств», № ОС-6б «инвентарная книга учета основных средств»)

Для оформления и учета перемещения  объектов основных средств внутри организации  из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой применяется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2). Накладная подписывается передающей стороной в трех экземплярах и подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств также заносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств.

Для оформления поступивших основных средств после ремонта, реконструкции  и модернизации составляется акт  о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма №ОС-3).

Акт составляется в двух экземплярах, если работы выполнялись сторонней  организацией. Первый экземпляр остается в организации, второй передается организацией, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Акт подписывают члены приемной комиссии или лицо, уполномоченное на прием объектов основных средств, а также представитель организации (структурного подразделения), проводившей  ремонт, реконструкцию, модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Для оформления списания основных средств, пришедших в негодность, используются формы актов о списании объектов основных средств. Причем для автотранспортных средств предусмотрена отдельная форма - форма N ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств".

Акты составляются в двух экземплярах  и подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, и утверждается руководителем или  уполномоченным им лицом. Первый экземпляр  передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и продажи материальных ценностей и металлолома, полученного в результате списания.

Вывод: в главе 1 Курсовой работы мы рассмотрели основные средства как часть имущества, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, их классификацию, понятие оценка и переоценка основных средств, а также документы которые контролируют правильное ведение бухгалтерского учета на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Учет поступления и движения основных средств

2.1 Учет амортизации основных средств

Основные средства поступают в  организацию из разных источников:

  1. приобретение (сооружение) за плату;
  2. в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал при создании организации;
  3. по договору дарения (безвозмездно);
  4. по договору мены;
  5. в порядке нового строительства объектов основных средств;
  6. сооружения и изготовления самой организацией;
  7. другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Под влиянием времени, воздействием сил природы и в процессе эксплуатации основные средства постепенно утрачивают свои первоначальные свойства, подвергаясь физическому и моральному износу. В результате уменьшается их реальная балансовая стоимость, которая возмещается путем начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов.

Амортизацию признают в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе первоначальной стоимости амортизируемых активов, срока их полезного использования и принятых в учетной политике организации методов начисления амортизации.

Амортизация по объектам, принятым к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, начисляется в следующем месяце после месяца их принятия к учету, а прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этих объектов либо их списания в результате выбытия.5

Срок полезного использования  объекта основных средств, устанавливаемый  организацией при принятии его к  бухгалтерскому учету, может быть равен  сроку службы объекта, в течение которого он обеспечивает выполнение целей организации, прямо или косвенно приносит ей доход.

В соответствии со ст. 258 НК РФ амортизационное имущество подразделяется на 10 амортизационных групп (см. табл. 1):

Таблица 1

Амортизационные группы основных средств

Амортизационная группа

Срок полезного использования

I

от 1 года до 2 лет включительно

II

свыше 2 лет до 3 лет  включительно

III

свыше 3 лет до 5 лет  включительно

IV

свыше 5 лет до 7 лет  включительно

V

свыше 7 лет до 10 лет  включительно

VI

свыше 10 лет до 15 лет  включительно

VII

свыше 15 лет до 20 лет  включительно

VIII

свыше 20 лет до 25 лет включительно

IX

свыше 25 лет до 30 лет  включительно

X

свыше 30 лет


 

Для налогового учета в соответствии со ст. 259 НК РФ предусмотрено 2 метода начисления амортизации: линейный и нелинейный.

При линейном и нелинейном способе  годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной, текущей, восстановительной (в случае переоценки) стоимости объекта основных средств и среднегодовой нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

При применении линейного метода норма  амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

K = (1/n) x 100%,

где K - норма амортизации в процентах  к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n - срок полезного использования  данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах (годах).

Пример. Приобретен объект стоимостью 120тыс. руб. со сроком полезного  использования в течение 5 лет.

Годовая норма амортизационных  отчислений – (1/5)х100%=20%.

Годовая сумма амортизационных  отчислений составит:

120000*20%/100% = 24000(руб.)

При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

А = В × К/100,

Где А - сумма начисленной амортизации за данный месяц для соответствующей амортизационной группы;

В - суммарный баланс соответствующей амортизационной группы;

К - норма амортизации для соответствующей  амортизационной группы.При этом нормы определяются пунктом 5 статьи 259.2 Кодекса (см. Табл. 2).

   Таблица 2

Нормы амортизации

Амортизационная группа

Норма амортизации (месячная)

Первая

14,3

Вторая

8,8

Третья

5,6

Четвертая

3,8

Пятая

2,7

Шестая

1,8

Седьмая

1,3

Восьмая

1,0

Девятая

0,8

Десятая

0,7


 

При нелинейном способе после того как остаточная стоимость объекта основных средств достигнет 20 % его первоначальной стоимости, порядок исчисления амортизации изменится: для дальнейшего расчета остаточная стоимость объекта основных средств принимается за базовую сумму. Начисляемая сумма ежемесячной амортизации определяется путем деления базовой стоимости на число месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта, как при и линейном способе.6

Пример: Организация приняла решение применять с 2009 года нелинейный метод и закрепила его в учетной политике. По всем амортизационным группам определяется суммарный баланс, в частности для третьей группы он составит 1 000 000 рублей. Тогда амортизация по данной группе составит за январь 2009 года: 1 000 000 руб. × 5,6 /100 = 56 000 руб.

Соответственно амортизация за февраль будет рассчитываться исходя из баланса на 1 февраля и т. д.

В январе было приобретено и введено  в эксплуатацию основное средство стоимостью 100 000 рублей. Стоимость данного актива отразится в расчете на 1 февраля. В результате суммарный баланс по третьей группе на 1 февраля 2009 года составит:

1 000 000 руб. + 100 000 руб. - 56 000 руб. = 1 044 000 руб.

Информация о работе Учет поступления и движения основных средств