Учет поступления и выбытия основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим объектом бухгалтерского учета на предприятии являются основные средства. Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…………….
1.1 Нормативное регулирование учета основных средств. Понятие и классификация учета основных средств………………………………………...5
1.2 Учет поступления основных средств………………………………………10
1.3 Учет выбытия основных средств…………………………………………...15
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

БУХ УЧЕТ (Восстановлен).docx

— 106.22 Кб (Скачать файл)

     Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, и Закона № 122-Ф3 при решении вопроса о принятии объекта к бухгалтерскому учету недвижимое имущество до момента государственной  регистрации или до момента подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Таким образом, без выполнения вышеуказанных условий объект не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.

     Начиная с момента государственной регистрации права собственности на объект или с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию прав на объект недвижимости в бухгалтерском учете, производится запись по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «вложения во внеоборотные активы».

     По дебету счета 01 «Основные средства» отражают:

  • поступление (приобретенных, созданных, бесплатно полученных) основных средств, зачисленных на баланс предприятия;
  • суммы расходов, связанные с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, оборудование, реконструкция и пр.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта;
  • сумму дооценки стоимости объекта основных средств.

     По кредиту счета 01 «Основные средства» отражают:

  • выбытие основных средств в результате реализации, ликвидации, бесплатной передачи другим предприятиям;
  • частичные ликвидации;
  • сумму оценки стоимости основных средств.

     Если предприятие приобретает в качестве объекта основных средств технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа, фактические затраты, связанные с его приобретением и сооружением, отражаются на счете 07 «Оборудование к установке». К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, а также комплексы запасных частей такого оборудования. Оборудование учитывается по дебету счета 07 по фактической стоимости приобретения в корреспонденции с кредитом счета 60, 71, 76…Д 07 К 60,71,76

     Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается со счета 07 в дебет счета 08    Д 08 К 07

     В случае приобретения основных средств за плату или возведения основных средств первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

     Помимо сумм, уплачиваемых поставщику (продавцу) объекта основных средств, фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств включают:

  • суммы, уплачиваемые организациями за осуществление работ по договору строительного подряда и др. договорам;
  • суммы, уплачиваемые консалтинговым организациям;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и др. платежи;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации.

     Согласно ПБУ 6/01, не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные иные аналогичные расходы.

     Фактические затраты покупателя объектов основных средств, включаемые по установленному порядку в первоначальную стоимость объектов основных средств или приобретение основных средств за плату или возведении основных средств, отражаются по дебету счета 08 в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов. Д 08 К 60,76,68

     В случае получения объектов основных средств, внесенных учредителями в качестве вклада в уставный капитал предприятия, первоначальной стоимостью основных средств считается их денежная оценка, согласованная учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Законодательством об акционерных обществах с ограниченной ответственностью установлено, что если стоимость вклада учредителя, вносимого при формировании уставного капитала общества, составляет более 200 МРОТ, необходима денежная оценка независимым оценщиком имущества, вносимого в качестве вклада.

     Отражение в бухгалтерском учете операций по формированию уставного капитала путем внесения в качестве вклада объектов основных средств производится в сумме, согласованной учредителями. Д 75-1 К 80

     При принятии объектов на баланс предприятия, эта сумма отражается:

                                                    Д 08 К 75-1

     Основные средства также могут быть получены безвозмездно. Первоначальной стоимостью таких основных средств является их рыночная стоимость на дату и в месте передачи. Сделки дарения между коммерческими организациями на сумму более 3000 рублей запрещены. По безвозмездно принятым основным средствам составляются проводки:

                                    Д 08 К 99 и Д 01 К 08

    Объекты основных средств могут быть получены организацией в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств. Первоначальная стоимость таких объектов основных средств определяется по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

     Отражение в бухгалтерском учете операции по получению объектов основных средств в обмен на другое имущество осуществляется

                                                 Д 91 К 10, 04

     На дату перехода права собственности на обмениваемое имущество

                                                  Д 08 К 91

 

 

 

1.3 Учет выбытия основных  средств

     Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который не используется для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд организации подлежит списанию с бухгалтерского учета.

     Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих субъектов по следующим причинам:

  • продажа (реализация) объекта;
  • списание в случае морального и физического износа;
  • ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  • передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал и других организаций;
  • передача по договорам мены, дарения;
  • по другим причинам.

     Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями внутри организации выбытием не считается.

     Для решения вопросов о целесообразности или эффективности использования или восстановления объектов основных средств, а также оформления необходимой документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации. При необходимости к участию в работе комиссии могут привлекаться сотрудники государственных инспекций. В функции комиссии входят:

  • осмотр и определение целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности их восстановления;
  • установление причин списания объектов;
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное списание объектов;
  • определение возможности использования и цены возможной реализации отдельных узлов, деталей, материалов;
  • составления акта на списание объектов основных средств.

     Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС-4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-46 – одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. На основании акта по форме № ОС-4а списывается автотранспорт. При этом в бухгалтерию организации сдается документ, подтверждающий снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД-т МВД-т РФ.

     Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные карточки по выбывшим основным средствам продолжают хранить в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет.

     Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может быть открыт самостоятельный субсчет «Выбытие основных средств». Тогда выбытие отражается:

    • Д-т 01 «Основные средства», суб. «Выбытие основных средств»

К-т 02 «Амортизация основных средств» - на сумму накопленных амортизационных отчислений по бывшим объектам основных средств;

    • Д-т 01 «Основные средства»

К-т 01 «Основные средства», суб. «Выбытие основных средств» - на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбывающего объекта.

     Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» определяется остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

     Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов:

    • это и начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта;
    • ЕСН (единый социальный налог);
    • стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений;
    • налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств;
    • стоимость услуг сторонних организаций;
    • плата за оформление документов и пр.

     Согласно ПБУ 10/99 все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23 «Вспомогательные производства», либо сразу относиться на счет 91 «Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском учете эти операции отражаются:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Прочие расходы»

К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению», 68 «Расчеты  по налогам и сборам», 60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»  и др.

     В результате списания или ликвидации объектов основных средств могут оставаться материальные ценности (запасные части для ремонтов, лом и пр.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и показываются:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Прочие доходы».

Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств, отражаются:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», суб. «Прочие доходы».

     Таким образом, вся информация, необходимая для определения финансового результата от выбытия объектов основных средств, аккумулируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Сопоставив две стороны этого счета, можно определить финансовый результат от продажи или прочего списания объектов. Если кредит счета больше его дебета, организация, получила прибыль, а если наоборот – убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на счет 99 «прибыль и убытки».

     Передача объекта основных средств в собственность других лиц (по договорам мены, дарения или по вкладам в уставные капиталы других организаций) оформляется актами приемки – передачи по формам № ОС-1, № ОС-1а и № ОС-16. Передаваемые в счет вкладов в уставный капитал другой организации объекты оцениваются по стоимости, согласованной с учредителями (участниками). Остаточная стоимость объекта определяется также на счете 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств». Выбытие объекта в счет вкладов в уставный капитал другой организации отражается:

Информация о работе Учет поступления и выбытия основных средств