Учет приобретения транспортных средств на АТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:12, реферат

Описание работы

Предметом бухгалтерского учета на автотранспортных предприятиях является собственность, которая находится в распоряжении предприятия в виде хозяйственных средств, их изменение в виде хозяйственных операций, которые выполняются в процессе перевозок.
Основные средства автотранспортного предприятия составляют его производственно-техническую базу.
Основой производственной базы АТП являются автомобили, прицепы, полуприцепы, то есть подвижной состав, на котором выполняются автомобильные перевозки.

Файлы: 1 файл

Орг-я бухучета в транспорте.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

Введение

Предметом бухгалтерского учета на автотранспортных предприятиях является собственность, которая находится в распоряжении предприятия в виде хозяйственных средств, их изменение в виде хозяйственных операций, которые выполняются в процессе перевозок.

Основные средства автотранспортного предприятия составляют его производственно-техническую базу.

Основой производственной базы АТП являются автомобили, прицепы, полуприцепы, то есть подвижной состав, на котором выполняются автомобильные перевозки.

Для ведения аналитического учета и контроля за правильным использованием основных средств на автотранспортном предприятии используется инвентарная нумерация.

Все инвентарные объекты подлежат нумерации при передаче в эксплуатацию. Инвентарный номер присваивается объекту на все время эксплуатации и изменяются только в случае перевода объекта из одной группы в другую. При исключении основных средства из состава или вследствие передачи другому предприятию инвентарный номер таких объектов исключается из инвентарного списка. Подвижной состав, кроме инвентарного номера, имеет и государственный номерной знак, который находится в государственной автоинспекции. При ликвидации объекта номерной знак сдается в инспекцию, а при передаче другому предприятию объект проходит перерегистрацию.

На автотранспортном предприятии при учете подвижного состава применяются следующие документы:

  • инвентарная карточка учета основных средств;
  • инвентарная карточка группового учета основных средств;
  • опись инвентарных карточек по учету основных средств;
  • инвентарная книга учета основных средств;
  • карта учета движения основных средств;
  • инвентарный список основных средств, которые находятся на одной территории.

Одновременно с присвоением инвентарного номера, на основании акта приема и технического паспорта на каждый инвентарный объект открывается инвентарная карта, которая существует весь срок службы объекта. 
В ней отображается первоначальная стоимость объекта, который получили, норма амортизации, дата приобретения, источник приобретения, технические характеристики, в дальнейшем – стоимость ремонта, движение и выбытие. 
Год изготовления транспортного средства для записи в инвентарную карточку записывается по техническим и регистрационным документам. 
Инвентарные карточки являются основанием для ведения аналитического учета основных средств.

 

 

Учет приобретения транспортных средств на АТП.

 

Основные средства могут быть приобретены на автотранспортных предприятиях в виде капитальных инвестиций, внесения участниками в уставной фонд, путем приобретения основных средств у поставщика, в результате безвозмездного получения от других предприятий. Кроме этого, предприятие может получить во временное пользование основные средства другого предприятия в случае аренды на срок, оговоренный договором. 
На автомобили, которые приобретены составляется акт соответствующей формы. К акту обязательно прилагается техническая документация завода – изготовителя.

Купля-продажа автомобиля сопровождается оформлением специфических документов. Их количество и состав зависят от того, кто выступает в роли продавца.

Приобретенный автомобиль ставится на баланс предприятия по первоначальной стоимости.

В первоначальную стоимость включается:

    • сумма, выплаченная продавцу;
    • суммы, выплаченные за регистрацию, государственные пошлины и аналогичные платежи, которые выполняются в случае приобретения прав на автомобиль;
    • суммы непрямых налогов, оплаченные в случае приобретения автомобиля;
    • затраты, связанные со страхованием риска доставки автомобиля;

 

К другим затратам, связанным с приобретением автомобиля относятся:

    • оплата за перерегистрацию, снятие с учета, осмотр автомобиля;
    • плата за проведение экспертной оценки;
    • оплата услуг посредников;
    • оплата услуг таможенного брокера.

 

В бухгалтерском учете стоимость приобретенного автомобиля (в т.ч. и стоимость запасных частей, которые входят согласно технической документации в комплект автомобиля) после введения его в эксплуатацию отображаются на счете 10/5 «Транспортные средства».

Все платежи, которые требует ГАИ при оформлении прав собственности относятся на увеличение первоначальной стоимости автомобиля.

Затраты на приобретение автомобиля составляют его первоначальную стоимость и подлежат амортизации. Бухгалтерский учет на приобретение осуществляется на счете 15 «Капитальные вложения» субсчет 15/2 «Приобретения (изготовление) основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При вводе в эксплуатацию используется счет 10/5 «Транспортные средства».

Типовые проводки бухгалтерского учета приобретения автомобиля приведены в таблице 1.5

 

Таблица 1.5

№ п/п

Наименование операции

Корреспонденция

 
Дт

 
Кт

1

Показана стоимость приобретенного автомобиля без НДС

152

631

2

Сумма НДС

641

631

3

Введен в эксплуатацию автомобиль

105

152


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет технического обслуживания

 

Система технического обслуживания (ТО) и ремонта транспортных средств включает в себя:

  • подготовка к продаже;
  • техническое обслуживание в период обкатки;
  • каждодневное обслуживание;
  • первое техническое обслуживание;
  • второе техническое обслуживание;
  • сезонное техническое обслуживание;
  • текущий ремонт;
  • капитальный ремонт;
  • техническое обслуживание во время консервации транспортных средств;
  • техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на линии.

 

Техническое обслуживание – это комплекс операций или операции по поддержанию работоспособного или исправного транспортного средства в период его использования по назначению.

Цель технического обслуживания и ремонта – содержание транспортных средств в технически исправном состоянии и в надлежащем внешнем виде, обеспечивающем надежность, экономичность, безопасность движения и экономическую безопасность.

Техническое обслуживание служит для поддержания работоспособности и исправности не для улучшения характеристик основных средств, а для использования транспортного средства для его прямого назначения. Затраты, связанные с осуществлением ТО, в бухгалтерском учете отражаются записями приведенными в таблице 1.6. 
 
Таблица 1.6.

№ п/п

Наименование операции

Корреспонденция

Дт

Кт

1

Отражена стоимость выданных со склада запчастей

23/3

20,22

2

Отражены фактические затраты по выполнению ТО

23/1, 91, 
92, 93

23/3


 

В случае, если предприятие не ведет отдельно счет 23/3 «Вспомогательное производство» (по причине небольшого количества автотранспорта), то затраты на проведение ТО можно сразу отнести с кредита 22, 20 в дебет счета 23/1 «Основное производство».

Учет ремонта транспортных средств

 

Ремонт – это комплекс операций по возобновлению исправности или работоспособности изделий, восстановление ресурсов изделий или их составных частей.

Ремонт бывает текущий и капитальный.

Текущий ремонт выполняется для обеспечения работоспособности и предназначен для замены или обновления отдельных частей. 
Затраты за текущий ремонт подвижного и неподвижного состава основных средств включаются в затраты предприятия.

АТП в бухгалтерском учете стоимость текущих ремонтов относит на счета 91 «Общепроизводственные затраты», 92 «Административные затраты», 93 «Затраты на сбыт» и т.д.

Капитальный ремонт выполняется при необходимости по результатам диагностики технического состояния и предназначен для продолжения срока полезной эксплуатации транспортного средства.

К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей и прицепов и одновременная замена не менее 3-х базовых агрегатов. 
В бухгалтерском учете затраты, связанные с окончанием капитального ремонта, относятся на увеличение балансовой стоимости этих основных средств.

Ремонт основных средств может выполняться подрядным способом, т.е сторонней организацией на основании договора (подряда) или хозяйственным способом, т.е цехами самого АТП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет выбытия транспортных средств

 

Право принятия решения о прекращении эксплуатации подвижного состава на предприятии и дальнейшего его списания или продаже принадлежит собственнику автотранспорта, который может делегировать это право руководителю предприятия.

Автотранспортное средство может быть реализовано через комиссионный магазин. Для реализации автотранспортного средства через комиссионный магазин на предприятии необходимо подготовить следующие документы: приказ о снятии автомобиля с учета, доверенность на снятие его с учета и получение денег.

Приказ составляется в 2-х экземплярах, один остается на предприятии, а второй отдается в комиссионный магазин.

Ликвидация основных средств может осуществляться как с собственной инициативы предприятия, так и в связи с принудительной заменой вследствие кражи или уничтожения и т.д.

Для определения непригодности транспортного средства к эксплуатации, невозможности и неэффективности проведения его ремонта, а также оформления необходимой документации для списания на предприятии приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия в составе:

  • главного инженера или заместителя руководителя предприятия;
  • главного бухгалтера или его заместителя;
  • лицо, на которое положена ответственность за сбережение основных средств.

 

Ликвидацию транспортных средств оформляют актом, в котором фиксируют: наименование объекта, который ликвидируется; ведомости, которые характеризуют данное транспортное средство; год изготовления;, дата поступления на предприятие; дата введения в эксплуатацию; первоначальная стоимость; срок службы; количество капитальных ремонтов и их стоимость; причины ликвидации; сумма износа объекта; затраты, связанные с ликвидацией (например, демонтаж объекта); материальные ценности, полученные при ликвидации. Оприходование материальных ценностей, полученных при демонтаже объекта, оформляется накладной или приходным ордером по цене возможного использования (запасные части и автомобильные шины) или за ценой лома.

 

 

 

 

 

 

 

Учет горюче-смазочных материалов

 

Для бухгалтера автотранспортного предприятия наиактуальнейшим вопросом является правильный учет нефтепродуктов, к которым относятся: 
бензин, керосин, дизельное топливо, газ, масла, смазки и специальные жидкости (тормозные, амортизационные) и т.д.

Правильно организованный учет горюче-смазочных материалов (ГСМ) и лимитирование их позволяет снизить затраты автомобильных перевозок, ускорить оборачиваемость текущих активов, обеспечить сбережение производственных запасов.

Учет ГСМ регламентируется приказами, инструкциями, которые утверждаются Государственным комитетом нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Украины, Министерства Экономики Украины, Министерства сертификации Украины, Государственного комитета статистики Украины. Данными нормативами предусматривается порядок работы с нефтью и нефтепродуктами на предприятиях, определяются требования по учету прихода, отпуска и использования ГСМ, порядок приема нефтепродуктов по качеству и формами его учета.

Информация о работе Учет приобретения транспортных средств на АТП