Учет производственных затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

В учетной политике хозяйствующего субъекта и во внутренних рекомендациях по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции необходимо зафиксировать: объекты учета затрат, т.е. перечень структурных подразделений и видов продукции, по которым затраты должны учитываться обособленно; объекты калькулирования, т.е. те виды продукции, работ и услуг, себестоимость которых должна исчисляться; номенклатуру статей затрат для учета расходов на производство; методы распределения косвенных расходов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ 5
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ 5
1.2 Учёт затрат на производство 7
1.3 СВОДНЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ 11
ГЛАВА 2. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 14
2.1 КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 14
2.2 МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Норматив - норма, характеризующая  расчетную потребность в натуральной  или стоимостной форме; выраженная в абсолютных или относительных показателях.

Норматив товарных запасов - оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу  товаров при минимуме затрат.

Нормативная калькуляция - величина затрат, которую предприятие  израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом норм и нормативов в постатейном разрезе.

Сущность метода: отдельные  виды затрат на производство учитывают  по текущим нормам, предусмотренным  нормативными калькуляциями; обособленно  ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации.

Фактическая себестоимость рассчитывается одним из способов:

если объектом учета являются отдельные  виды продукции, то отклонения от норм и их изменения относят на эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость определяют по формуле:

Затраты фактические = Затраты нормативные + Величина отклонений от норм + Величина изменений норм.

если объект учета - группы однородных видов продукции, то фактическая себестоимость каждого вида получается путем распределения отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативам затрат на производство каждого вида продукции.

Виды отклонений:

отклонение затрат основных материалов

отклонение прямых трудовых затрат

отклонение общепроизводственных расходов

Каждое из отклонений может быть вызвано лишь двумя причинами: изменение  запланированной цены ресурса и  изменение запланированного объема расхода ресурса.

Стандарт-костинг широко применяется  в Западных странах с развитой рыночной экономикой. Незаменим в отраслях, где цены на ресурсы относительно стабильны, а сами изделия не изменяются в течение длительного времени - на предприятиях обрабатывающих отраслей, швейного, обувного, мебельного производства и ряда других.

Сущность Стандарт-костинг (standart costing) - система учета затрат и калькуляции  себестоимости с использованием нормативных затрат. "Стандарт" - количество необходимых для производства единицы продукции затрат; "костинг" - денежное выражение этих затрат. Система появилась в Америке в начале 30-х годов двадцатого века, когда США переживали экономический кризис.

В основу системы Стандарт-костинг  положены следующие принципы:

предварительное нормирование затрат по элементам и статьям затрат;

составление нормативных калькуляций на изделие и его составные части;

раздельный учет нормативных затрат и отклонений;

анализ отклонений;

уточнение калькуляций при изменении  норм.

Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного  периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие); коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).

Нормативные затраты базируется на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых  для производства продукции. Нормы  расхода ресурсов устанавливаются  в расчете на одно изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.

В течение отчетного периода  ведется учет отклонений фактических  расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода отклонения списываются на финансовые результаты. Производится анализ отклонений. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов.

Директ-костинг используется на предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и где результат работы можно легко определить и количественно измерить. Широко распространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии метод получил наименование "учет частичных затрат" или "учет суммы покрытия", в Великобритании его называют "учетом маржинальных затрат", во Франции - "маржинальная бухгалтерия" или "маржинальный учет".

Российские бухгалтерские стандарты  не разрешают в полном объеме использовать систему "Директ-костинг" для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение во внутреннем учете для проведения анализа и обоснования управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д.

Маржинальный доход - разница между  выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты.

Маржинальная калькуляция  себестоимости - распределение на объект затрат только переменных прямых затрат.

Сущность Фактическое  внедрение системы "Директ-костинг" в США относится к 1953 году, когда  Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов  в своем отчете опубликовала описание этой системы.

В основе метода лежит  исчисление сокращенной себестоимости  продукции и определение маржинального дохода.

Современная система  директ-костинг предлагает два варианта учета:

простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости  учитываются только прямые переменные затраты

развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные и косвенные переменные общехозяйственные расходы.

Учет себестоимости  ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются  в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.

В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль.

Взаимосвязь показателей  при маржинальном подходе:

Выручка от продажи продукции (В)

Переменные затраты (ПеЗ)

 

Маржинальный доход (МД = В - ПеЗ)

 

Постоянные затраты (ПоЗ)

 

Прибыль (П = М - ПоЗ)

 

Изменение величины маржинального  дохода характеризует влияние продажных  цен и переменных издержек на себестоимость  единицы продукции. Величина прибыли  зависит от суммы постоянных затрат.

Взаимосвязь показателей  позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.

Директ-костинг позволяет  определить критический объем производства, при котором за счет выручки будут  покрыты все издержки производства без получения прибыли.

Критический объем производства (кол-во продукции) можно определить по формуле:

 

О = ПоЗ / (Ц - ПеЗ),

 

где О - критический объем  выпуска, ПоЗ - постоянные затраты в  целом по предприятию, Ц - продажная  цена единицы продукции, ПеЗ - переменные затраты на единицу продукции.

 

1.3 Сводный  учет затрат

 

При журнально–ордерной форме учета сводный учет затрат на производство осуществляют в журнале – ордере № 10.

Журнал – ордер № 10 составляют на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цехов, учет затрат обслуживающих  производств и хозяйств, учета  потерь в производстве, учете общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов.

Указанные ведомости составляют на основании ведомостей и разработочных  таблиц распределения сырья и  материалов, заработной платы, услуг  вспомогательных производств и непромышленных хозяйств, расчетов по амортизационным отчислениям, листков – расшифровок по прочим денежным расходам.

В журнале – ордере № 10 отражают все производственные затраты по их элементам с кредита соответствующих  материальных и расчетных счетов. При этом в журнале – ордере № 10 записывают лишь те суммы кредитовых оборотов материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет одного из счетов затрат на производство.

В этом журнале отражают также все  внутренние обороты по счетам затрат на производство.

В журнале – ордере № 10 используется шахматная форма записей затрат на производство, что обеспечивает получение сводных данных о затратах – и по отдельным элементам  затрат, и по статьям калькуляции.

Выше отмечалось, что в этом журнале отражаются лишь те кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет счетов затрат на производство. Кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет непроизводственных счетов, регистрируют в журнале – ордере № 10/1. По окончании месяца в журнал – ордер № 10/1 переносят и итоговые записи журнала – ордера № 10. Общие итоги обоих журналов разносят затем по счетам главной книги.

Организация аналитического учета  затрат на производство зависит в  основном от степени централизации учета, применяемого метода калькулирования себестоимости продукции, уровня механизации и автоматизации учетных работ, организации внутрихозяйственного расчета. Аналитический учет затрат по сч.8110 «Основное производство» ведут по статьям калькуляции по объектам учета затрат и подразделением предприятия в карточках, свободных листах или книгах различных форм.

Главная бухгалтерия предприятия  на основании сводных данных машинограмм, ведомостей распределения сырья, материалов, заработной платы, получаемые в результате обработки первичных документов, осуществляет сводный учет затрат на производство продукции.

Затраты группируют по видам продукции  и цехам. На предприятиях с бесцеховой структурой управления сводный учет затрат на производство ведут по видам продукции.

При составлении калькуляций фактической  себестоимости продукции данные сводного учета используют для контроля за выполнением плана по себестоимости  всей товарной продукции и ее отдельных  видов.

Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту.

При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому цеху. В  бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражают, а контроль за их движением от одного цеха к  другому осуществляет бухгалтерия по данным оперативного учета в натуральном выражении. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готовой продукции.

На втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела. При этом бухгалтерские записи на счете основного производства не столько раз повторяют ранее учтенные производственные затраты, сколько фаз обработки проходит сырье и основные материалы. Такое наслоение ранее учтенных затрат на производство усложняет учет и калькулирование себестоимости продукции, возникает потребность очистки сводных показателей предприятия о затратах на производство от внутризаводского оборота. Вместе с тем этот вариант позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях его обработки и тем самым обеспечивает более действенный контроль за процессом формирования себестоимости продукции.

Для ведения сводного учета затрат на производство применяют  ведомость сводного учета затрат на производство. Остатки незавершенного производства по каждой калькуляционной  статье переносят в ведомость  отчетного месяца из ведомости предыдущего. Затраты за отчетный месяц, себестоимость окончательного брака и недостач незавершенного производства на конец месяца определяют в соответствующих машинограммах или разработочных таблицах. Фактическую себестоимость готовой продукции по каждой статье затрат рассчитывают следующим образом: к остатку незавершенного производства на начало месяца прибавляют фактические затраты за отчетный месяц, вычитают себестоимость окончательного брака и суммы недостач и остатков незавершенного производства на конец месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Калькулирование себестоимости  продукции (работ, услуг)

2.1 Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)

 

В русском языке слово  «калькуляция» (лат. сalculatio – вычисление) появилось во второй половине XIX в. и означает исчисление себестоимости.

Калькуляция как элемент  метода бухгалтерского учета существовала не всегда, и ее возникновение непосредственно  связано с развитием производительных сил общества. На заре возникновения  бухгалтерского учета, в условиях рабовладельческого строя, когда формировались товарно-денежные и кредитные отношения, бухгалтерский учет велся по простой схеме – «приход-расход».

Позже, когда в Италии начали образовываться купеческие товарищества, и прибыль должна была распределяться между отдельными купцами пропорционально вложенному капиталу, возникла двойная запись.

Появление калькуляции  связано с зарождением мануфактурного производства. Формирование производительных сил общества, самого способа производства совершенствовали приемы и методы калькулирования. Наиболее стремительное развитие калькулирование как инструмент оценки рентабельности товаров, как способ преодоления конкуренции, получило в условиях промышленного производства.

Калькулирование – это  система экономических расчетов себестоимости продукции, это важнейший управленческий процесс при управлении производством, который является заключительным этапом учета затрат на производство и реализацию продукции.

На этом этапе группируются затраты; соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции; определяются затраты, приходящиеся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации или внутреннего пользования; исчисляется себестоимость продукции.

Информация о работе Учет производственных затрат