Учет расчетных операций организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Все организации в процессе осуществления своей деятельности вступают в хозяйственные связи с различными юридическими и физическими лицами: поставщиками и покупателями товарно-материальных ценностей (работ, услуг), финансовыми и налоговыми органами, работниками и т.д. Экономические отношения между организациями подразумевают ведение между ними расчетов в наличной или безналичной форме. Бухгалтерский учет расчетов и операций, связанных с ними, имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, для эффективного использования финансовых ресурсов.

Содержание работы

Введение 3
Нормативное регулирование учета расчетов организации 4
Виды расчетов по товарным операциям 6
Расчеты платежными поручениями 8
Расчеты по аккредитиву 10
Расчеты чеками 13
Расчеты по инкассо 15
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Учет расчетных операций организаций.docx

— 38.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 3

  1. Нормативное регулирование учета расчетов организации 4
  2. Виды расчетов по товарным операциям 6
  3. Расчеты платежными поручениями 8
  4. Расчеты по аккредитиву 10
  5. Расчеты чеками 13
  6. Расчеты по инкассо 15

Заключение 17

Список  литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Все организации в процессе осуществления  своей деятельности вступают в хозяйственные  связи с различными юридическими и физическими лицами: поставщиками и покупателями товарно-материальных ценностей (работ, услуг), финансовыми  и налоговыми органами, работниками  и т.д. Экономические отношения  между организациями подразумевают  ведение между ними расчетов в  наличной или безналичной форме. Бухгалтерский учет расчетов и операций, связанных с ними, имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, для эффективного использования финансовых ресурсов.

Четкая  организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости  оборотных средств и своевременное  поступление денежных средств.

У предприятия возникают взаимоотношения  с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой  расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения  и другими организациями и  лицами

Целью работы является анализ расчетных операций организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать  нормативное регулирование учета  расчетов организации;

выделить виды расчетов по товарным операциям;

рассмотреть расчеты  платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками и расчеты  по инкассо.

Контрольная работа состоит из введения, шести параграфов заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нормативное регулирование учета  расчетов организации

 

 

Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета  непосредственно в организации  является обеспечение доступа всех заинтересованных пользователей к  информации, содержащейся в системе  бухгалтерского учета.

Методологические  основы, порядок организации и  ведения учета расчетов в организациях определяются, как и другие участки  бухгалтерского учета, системой нормативных  документов, состоящей из четырех  уровней.

К первому уровню относятся законы и иные законодательные акты. Это  Федеральный закон «О бухгалтерском  учете», где закреплены принципы и  правила бухгалтерского учета, определена организационная основа регулирования  бухгалтерского учета, изложены основы его ведения, начиная с первичных  учетных документов и заканчивая бухгалтерской отчетностью1.

Второй  уровень системы нормативного регулирования - положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином России. Они фиксируют минимальные требования государства к ведению бухгалтерского учета, исходя из потребностей рыночной экономики и мировой практики.

На  третьем уровне находятся методические указания по ведению бухгалтерского учета, инструкции, рекомендации. Важнейший  документ этого уровня - План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. План счетов представляет собой схему регистрации и  группировки фактов хозяйственной  деятельности организации в бухгалтерском  учете. Для учета расчетов здесь  выделен отдельный раздел, счета  с 60 по 79. Например, «Положение о безналичных  расчетах в РФ».

Четвертый уровень занимают рабочие документы  организаций, формирующие их учетную  политику в методическом, техническом  и организационном аспектах. К  этому уровню относятся и внутренние инструкции,

необходимые для успешного ведения бухгалтерского учета всистеме управления организацией и решения задач ее функционирования.2

J Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступившими в силу с 06.01.2013) // Российская газета. - 2002. -№ 127. - 13 июля.



Расчетные операции регулируются и другими  отраслями законодательства. В Гражданском  кодексе РФ с юридической точки  зрения рассматриваются многие вопросы учетной работы: формы расчетов, возникновение и прекращение обязательств и др. Налоговый кодекс РФ регулирует расчеты между государством и организацией в сфере налогообложения. Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» . Расчеты организаций наличными деньгами регулируются Указанием ЦБ РФ от 20.06.07 № 1843-у «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридических лиц или в кассу индивидуального предпринимателя»3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды расчетов по товарным  операциям

 

 

Расчеты - это денежные взаимоотношения, возникающие  между организациями по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу  производственных запасов, услуг, готовой  продукции, товаров и т.д. Нетоварные операции связаны с расчетами  с научно-исследовательскими и учебными организациями и заведениями, с  жилищно-коммунальными организациями  по квартплате, с клиентурой по претензиям и т.д. Нетоварные операции учитывают  на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Расчеты между  юридическими лицами, а также расчеты  с участием граждан, связанные с  осуществлением ими предпринимательской  деятельности, могут производиться  как в наличном, так и в безналичном  порядке.

Расчеты наличными деньгами могут производиться  в размере, не превышающем 100 тысяч  рублей. Полученные денежные средства поступают в кассу организации, а затем подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления их на счет организации.

«При  осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты  по инкассо. Расчетные документы  оформляются на бумажном носителе на утвержденных бланках и должны содержать  ряд обязательных реквизитов:

- наименование расчетного документа и код формы по ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации);

- номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

- наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО);

- наименование  и  местонахождение  банка  плательщика,   его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

  • наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

 

  • сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
  • очередность платежа;
  • подписи уполномоченных лиц и оттиск печати;

некоторые другие4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расчеты платежными поручениями

 

 

Платежное поручение - распоряжение владельца  счета (плательщика) обслуживающему его  банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму  на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное  поручение исполняется банком в  срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный  договором банковского счета  либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота5.

Платежными  поручениями могут производиться:

  • перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
  • перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором (например, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления периодических платежей)»1.

7 Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Банком России 03.10.2002 № 2-П) (ред. от 19.06.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2002 № 4068) // Вестник Банка России. - 2002. -№ 74. - 28 декабря.



Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для  совершения платежа (банк при получении  платежки должен проконтролировать  всю информацию о той организации, которая перечисляет деньги со своего расчетного счета) и представляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет определенное назначение:

1-й  экземпляр используется в банке  плательщика для списания средств  со счета плательщика и остается  в документах банка;

2-й  и 3-й экземпляры платежного  поручения отсылаются в банк  получателя платежа: 2-й экземпляр  - основание для зачисления средств  на счет получателя, остается  в документах этого банка, 3-й  экземпляр -основание для подтверждения банковской проводки, прилагается к выписке из счета получателя;

4-й  экземпляр возвращается плательщику  со штампом банка в качестве  расписки о приеме платежного  поручения к исполнению6.

Банк  для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный  в поручении клиента, вправе привлекать другие банки. Банк обязан незамедлительно  информировать плательщика по его  требованию об исполнении поручения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных поручений банки несут  ответственность.

Организация-должник  считается исполнившей свое обязательства  перед кредитором с того момента, когда банк примет платежное поручение  к исполнению. Однако действующие  правила бухгалтерского учета определяют, что факт исполнения обязательства  отражается на счетах на основании  так называемой выписки банка - документа, подтверждающего списание и зачисление денег на банковский счет организации.

 

 

 

 

4. Расчеты по аккредитиву

 

 

Аккредитив - это специальный счет, открываемый  в банке, на котором покупатель может  зарезервировать денежные средства для последующих расчетов с продавцами. При этом аккредитив не является банковским счетом, поскольку он открывается  без заключения специального договора с банком и распоряжаться деньгами, переведенными на аккредитив, продавец сможет только после выполнения определенных условий, предусмотренных в договоре поставки. Аккредитивы могут быть отзывными и безотзывными; покрытыми  и непокрытыми.

Чтобы иметь возможность изменить или  аннулировать аккредитив без уведомления  продавца, покупатель должен открыть  отзывной аккредитив. Безотзывный кредит покупатель может изменить или отменить только с согласия продавца.

Если  покупатель открывает покрытый аккредитив, то с его расчетного счета банк списывает денежные средства и резервирует  их для последующих платежей продавцу. Распоряжаться деньгами, находящимися на покрытых аккредитивах, покупатель не может.

При непокрытом аккредитиве банк продавца списывает деньги с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. То есть средства самого покупателя с  его расчетного счета не списываются  и остаются в обороте до момента, определенного договором. И только потом банк покупателя списывает  с его расчетного счета сумму, перечисленную продавцу7.

Для открытия аккредитива покупатель должен оформить и представить в банк специальную  законодательно утвержденную форму, которая  заполняется в 4 экземплярах:

  • - первый экземпляр банк возвращает покупателю после того, как сделает в нем необходимые отметки;
  • второй - остается в банке;
  • третий и четвертый экземпляры банк направляет в банк продавца8.

Чтобы получить деньги с аккредитива, продавец должен выполнить обязательства  перед покупателем, а затем представить  в банк документы, которые это  подтверждают. Их перечень определяется в договоре.

Согласно  ГК РФ, аккредитив может быть закрыт в следующих случаях: 1) по истечении  срока аккредитива; 2) по заявлению  получателя средств об отказе от использования  аккредитива до истечения срока  его действия; 3) по требованию плательщика  о полном или частичном отзыве аккредитива, если это не противоречит условиям аккредитива.

Информация о работе Учет расчетных операций организаций