Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:28, дипломная работа
Долгое время считалось, что в банках с помощью денежного оборота опосредуется оборот народнохозяйственный. Банкам, таким образом, отводилась второстепенная роль в организации и учете денежного оборота. Естественно, эта роль присуща банкам: посредничество в платежах является одной из первых и основных их функций. Но сейчас главное другое - нужно уметь торговать деньгами как специфическим товаром, который "производят" банки. Деньги - универсальный инструмент экономики, и если они не работают, серьезный урон наносится и их владельцу и экономике. Заставить деньги работать активно, с выгодой как раз и помогают банки, осуществляя безналичные расчеты.
Введение
глава 1
безналичные расчёты и их роль в финансово-хозяйственной деятельности организации.
1.1 Сущность и формы безналичных расчётов, их значение для экономики организации.
1.2 Значение и задачи учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
1.3 Нормативно-правовое регулирование учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
глава 2
учёт расчётов с покупателями и заказчиками в организации.
2.1 Документальное оформление операций по расчётам с покупателями и заказчиками.
2.2 Организация учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
2.3 Инвентаризация расчётов с покупателями и заказчиками и отражение ее результатов в учёте.
2.4 Порядок списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.
2.5 Международные стандарты и зарубежный опыт учёта расчётов с покупателями и заказчиками.
2.6 Совершенствование учёта расчётов с покупателями и заказчиками в условиях развития системы автоматизированной обработки учётной информации.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Организация должна в обязательном
порядке классифицировать все прочие
обязательства как
Некоторые краткосрочные обязательства, такие как кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, некоторые начисления работнику и другие, составляют часть оборотного капитала, используемого в обычном операционном цикле организации. Организация классифицирует такие статьи как краткосрочные обязательства, даже если они подлежат погашению более чем через 12 мес. после отчетного периода. При классификации активов и обязательств организации применяется один и тот же обычный операционный цикл. Когда обычный операционный цикл организации не поддается четкому определению, предполагается, что его продолжительность составляет 12 мес.
Организация обязана раскрывать в отчете о финансовом положении или в примечаниях к нему дальнейшие подклассы каждой из представленных линейных статей, классифицированных в соответствии с операциями данной организации.
Степень детализации подклассов зависит от требований Международных стандартов финансовой отчетности и от размера, характера и назначения соответствующих сумм. Например, дебиторская задолженность разбивается на задолженность покупателей и заказчиков, задолженность связанных сторон, предоплаты и прочие суммы.
Белорусские нормативные документы по бухгалтерскому учету предусматривают деление активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные. Указание на возможность представления информации по степени ликвидности в белорусских стандартах отсутствует.
В белорусской отчетности статьи, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность, существенно укрупнены. Дебиторская и кредиторская задолженность представлена одной статьей в активе и пассиве баланса соответственно, деление по субъектам расчетов отсутствует. Обособленно отражаются лишь заемные средства в составе долгосрочных и краткосрочных обязательств. Однако следует отметить, что белорусским организациям предоставлено право самостоятельно определять степень детализации показателей по статьям бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской отчетности.
Сравнение белорусских и международных требований в части формирования отчетной информации о денежных средствах, расчетах, дебиторской и кредиторской задолженности организации позволяет выделить ряд направлений развития национального учета в данной области.
Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". По структуре и назначению этот счет - основной, ресурсный, расчетный, по информационной связи с балансом - активно-пассивный. По дебету счета учитываются остаток и увеличение дебиторской или уменьшение кредиторской задолженности, по кредиту - остаток и увеличение кредиторской или уменьшение дебиторской задолженности. При этом суммы, отражаемые по кредиту расчетного счета в корреспонденции со счетами 90 и 91 , соответствуют суммам, на которые предъявлены расчетные документы. Кредитуется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на суммы поступивших платежей. Суммы полученных авансов и предоплаты учитываются обособленно.
Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому покупателю (или заказчику). Кроме того, поскольку в бухгалтерском балансе предусмотрено деление дебиторской задолженности в зависимости от срока ее погашения, то организация аналитического учета по данному счету должна обеспечивать получение такой информации. При необходимости к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" могут быть открыты соответствующие субсчета.
В отличие от белорусских учетных правил Международные стандарты финансовой отчетности жестко не регламентируют, каким должен быть план счетов бухгалтерского учета, в том числе в части отражения расчетных операций. Вместе с тем при построении плана счетов в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности необходимо, чтобы он обеспечивал:
- простое составление основных
финансовых отчетов
- был гибким и обеспечивал возможность расширяться в будущем в связи с изменением структуры или бизнеса компании;
- был в достаточной мере
В связи с этим, а также учитывая то, что в соответствии с международными стандартами финансовые отчеты, составляемые на дату, оперируют преимущественно показателями входящих и исходящих сальдо, не предполагается ведения учета на активно-пассивных счетах (которые присутствуют в белорусском учете коммерческих организаций). В международной практике каждый счет плана счетов является либо активным, либо пассивным.
Организация бухгалтерского учета расчетных операций сводится, таким образом, к двум счетам: счету дебиторов (счета к получению) и счету кредиторов (счета к оплате). Счета дебиторов в этом случае всегда только активные, предполагающие исключительно дебетовое сальдо, отображающее остаток требований организации к контрагентам. Счета кредиторов - только пассивные, предполагающие исключительно кредитовое сальдо, отображающее величину обязательств организации. Обособленно на соответствующих активных и пассивных счетах учитываются авансы, выданные поставщикам, и авансы, полученные от покупателей.
Рассмотренный способ группировки и обобщения информации о расчетных операциях удобен при заполнении форм бухгалтерской отчетности, не допускает зачета требований и обязательств по одному (или группе) контрагентов и обеспечивает формирование подробной аналитической информации о величине и составе дебиторской и кредиторской задолженности для заинтересованных пользователей.
Важно, что в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности строение плана счетов в части расчетных операций должно быть разработано компанией таким образом, чтобы обеспечивало возможность формирования информации о торговой и прочей задолженности.
На основании изложенного
Счет 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками" переименовать
в счет 62 "Расчеты с контрагентами-
Для учета сумм авансов и предварительной оплаты, выданных поставщикам и подрядчикам, и полученных от покупателей и заказчиков ввести счет 61 "Расчеты по авансам, выданным контрагентам" (активный) и счет 64 "Расчеты по авансам, полученным от контрагентов" (пассивный) соответственно.
Для целей учета прочей
дебиторской и кредиторской
Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с контрагентами-дебиторами", а также счетам учета авансов выданных и авансов полученных и прочей дебиторской и кредиторской задолженности должен вестись по каждому контрагенту: поставщику, подрядчику, покупателю, заказчику, прочему дебитору, прочему кредитору. Образование в учете дебетового сальдо по пассивному счету или кредитового сальдо по активному счету не допускается.
Согласно предлагаемой методике бухгалтерского
учета расчетных операций не допускается
образование развернутых сальдо
по счету 60 "Расчеты с контрагентами-
На основе предложенных изменений соответственно определяется порядок заполнения в белорусской отчетности групп строк бухгалтерского баланса "Дебиторская задолженность" и "Кредиторская задолженность".
Дополнительная информация, полезная пользователям для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности за отчетный период и изменениях в финансовом положении, подлежит включению в пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основные показатели деятельности, характеризующие качественные изменения в имущественном и финансовом положении организации, а также факторы, повлиявшие на эти изменения, следует отражать с указанием применяемых правил расчета аналитических показателей. В части учета расчетных операций интерес представляют показатели удовлетворительности структуры баланса (ликвидности, способности восстановления (утраты) платежеспособности). При их оценке пользователей интересуют такие показатели, как наличие и движение денежных средств на счетах в банках, в кассе организации, денежных эквивалентов, просроченные дебиторская и кредиторская задолженность, полнота исполнения обязательств перед коммерческими партнерами, уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение договорных обязательств.
Кроме того, пользователи заинтересованы в оценке деловой активности организации, критериями которой выступают:
- показатели оборачиваемости
- репутация организации,
- широта рынков сбыта продукции,
- степень выполнения плановых
показателей и обеспечения
- уровень эффективности
Отметим, что представление информации
о важнейших экономических и
финансовых показателях деятельности
организации целесообразно
Таким образом, предложенная организация формирования и представления отчетности о расчетах хозяйствующего субъекта с контрагентами и остатках и составе дебиторской и кредиторской задолженности, во-первых, обеспечит пользователей достоверной информацией, в которой минимизирована вероятность бухгалтерских ошибок, но при этом содержатся необходимые аналитические данные, а во-вторых, выступит важным шагом на пути адаптации белорусской учетной системы к требованиям международных стандартов. Повышенное внимание к проблеме унификации бухгалтерского учета в данной области продиктовано развитием экономической интеграции бизнеса, требующей единых подходов к пониманию показателей, отражаемых в финансовой отчетности. Потребность в гармонизации национальной учетной практики актуальна в масштабах мировой экономики.
2.6 Совершенствование учёта
Автоматизация бухучета – это процесс, при котором в результате перевода бухгалтерии на компьютер повышается эффективность и улучшается качество ведения бухучета на предприятии. Значит перед тем как принимать решение об автоматизации бухучета следует выделить, что и как эта автоматизация должна в бухгалтерии улучшить, это и будет целью автоматизации.
Распространенным стереотипом является то, что автоматизация бухучета приводит к сокращению бухгалтерского персонала, что приводит к страху перед автоматизацией, а иногда и к ее саботажу. Несмотря на то, что, на первый взгляд, все логично - часть работы берет на себя компьютер, который и вытесняет бухгалтеров-людей, стереотип является ошибочным. Дело в том, что количество необходимых в бухгалтерии бухгалтеров зависит только от количества обрабатываемых бухгалтерией первичных документов (накладных, кассовых ордеров, платежек и пр.), а количество первичных документов не зависит от того, автоматизирован бухучет или нет, оно зависит от объема хозопераций в организации. Таким образом автоматизация бухучета не уменьшает числа необходимых в бухгалтерии бухгалтеров.
Применение компьютерных технологий вносит значительные изменения в организацию бухгалтерского учета, причем с вспомогательного средства информационные системы превращаются в важный фактор организации учета. Эти изменения обусловлены тем, что изменяются способы обработки данных, при которых обеспечивается разная скорость предоставления отчетной информации. В разных системах бухгалтерского учета (от бумажной к компьютерной) обработка информации достигается за счет рациональной организации учетных данных, одноразового их получения и передачи по всем направлениям.
В условиях компьютеризации технические средства стали одним из значительных средств ведения учета: существенные изменения происходят в процессе сбора, накопления учетной информации, ее передачи и получения отчетных показателей. Компьютеризация учета базируется на системном решении учетных заданий с помощью компьютерных информационных систем.
Есть несколько подходов к организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в условиях его компьютеризации: 1)системный подход к бухгалтерскому учету; 2) разработка форм учета, которые ориентированы на использование компьютеров; 3) трансформация метода бухгалтерского учета.
Для решения проблемы компьютеризации существует два направления: рассмотрение методологических аспектов учета непосредственно от требований механизации и компьютеризации учета к его методологии, и комплексное рассмотрение всей системы организации обработки учетной информации.
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками