Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 09:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, так же рассмотреть учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «КонтактИнвест».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
2. рассмотреть задачи, нормативно - правовое регулирование и виды бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками;
3. рассмотреть основные формы расчетов с покупателями и заказчиками;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками….5
1.1 Учет расчетов с покупателями и заказчиками…………………………....5
1.2 Учет и нормативное регулирование операций с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………7
1.3 Виды учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………10
1.3.1 Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками………..10
1.3.2 Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками………12
1.3.3 Первичный учет расчетов с покупателями и заказчиками……………13
1.4 Основные формы расчетов с покупателями и заказчиками……………13
2. Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО «КонтактИнвест»…………………………………………19
2.1 Характеристика предприятия ООО «КонтактИнвест»………………….19
2.2 Бухгалтерский учет и документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ООО «КонтактИнвест»…...20
2.3 Выводы и предложения……………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемых источников…………………
3. Положение № 34н. При отражении в учете дебиторской задолженности придерживаются принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления) согласно которому все факты хозяйственной деятельности организации отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от состояния расчетов по ним, для целей налогообложения.
4. На субсчете 90/1 "Выручка" учитываются поступления активов признаваемые выручкой.
При продаже продукции по договору комиссии или поручения (кроме организаций, занятых в розничной торговле, общественном питании и аукционной торговле) выручка отражается на дату получения извещения от комиссионера или поверенного об отгрузке продукции покупателю.
5. Постановление Правительства РФ от 02 декабря 2000г. № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", согласно которому организация обязана отразить задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость по отгруженной продукции не позднее 5 дней со дня ее отгрузки
Размер и порядок оценки дебиторской задолженности определяют следующие нормативные акты:
1. Положения №34н, согласно которому:
- расчеты с покупателями и заказчиками отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в суммах, признаваемых организацией правильными. Исходя из данной нормы, дебиторская задолженность отражается в учете в оценке, установленной договором, и зависит от количества и цены реализованной продукции с учетом скидок и накидок, предоставляемых по окончании сделки;
- при совершении операций в иностранной валюте дебиторская задолженность отражается в рублях, в сумме, определяемой путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату предъявления счетов и иных расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию либо на дату зачисления денежных средств на валютный счет организации.
2. Статья 317 ГК РФ, согласно которой валюта денежных обязательств должна быть выражена в рублях. Договором может быть предусмотрено, что денежные обязательства по сделке подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальные права заимствования"). При этом дебиторская задолженность всегда оценивается в сумме выручки от реализации продукции.
В соответствии с новым Планом счетов, учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
- покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- авансам полученным;
- векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
- векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Таким образом, очевидна необходимость открытия, как минимум, следующих субсчетов:
- расчеты в порядке инкассо:
- расчеты плановыми платежами;
- авансы полученные;
- векселя полученные.
Таблица №1 – Содержание операций по счету 62
Содержание операции при авансовой системе оплаты продукции (работ, услуг): |
Дебет |
Кредит |
На сумму полученного аванса под отгрузку продукции, выполнение работ или оказание услуг; |
51,50,52 |
62 |
На сумму налога на добавленную стоимость по сумме полученного аванса; |
62 |
68 НДС |
На сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; |
90-2 |
20,23,26 |
На сумму задолженности покупателя или заказчика за поданные товары, работы или услуги; |
62 |
90-1 |
На сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг; |
90-3 |
68 |
На сумму восстановленного налога (ранее начисленного по сумме полученного аванса); |
62 |
68 |
На сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя или заказчика; |
62 |
62 |
На сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) организации в окончательный расчет. |
51,50,52 |
62 |
На сумму стоимости отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, не относящихся к продуктам по обычным видам деятельности, а также на сумму стоимости прочего имущества организации, проданного покупателям; |
62 |
91 |
На сумму дебиторской задолженности, списанной за счет резерва по сомнительным долгам (при наличии соответствующих условий и при соблюдении установленной процедуры); |
63 |
62 |
На сумму номинала векселя, полученного в оплату продукции(работ, услуг). Окончательно сумма дебиторской задолженности списывается по поступлении денежных средств в оплату векселя или по индоссированию (передаче) векселя третьей стороне. |
62 |
62 |
В том случае, когда организация использует кассовый метод определения выручки от реализации, налог на добавленную стоимость в части неоплаченной поставки до поступления средств на расчетный счет или в кассу покупателя - продавца указывается на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Таблица №2 – Содержание операций по счету 76
Содержание операции при последующей оплате поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг: |
Дебет |
Кредит |
На сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказания услуг; |
90-2 |
20 (23,26 и т.д.) |
На сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы и услуги; |
62 |
90-1 |
На сумму НДС по сумме стоимости проданных товаров, работ и услуг; |
90-3 |
68(761) |
На сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) в оплату поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. |
51(50,52) |
62 |
Суммы финансовых санкций |
76 |
91 |
Поступление денежных средств в погашении задолженности по финансовым санкциям |
51,50,52 |
76 |
Кроме счета 62 при расчетах с покупателями и заказчиками может использоваться счет 76. Порядок использования счета 76 в Инструкции по применению нового Плана счетов более детализирован, а количество операций – значительно расширено. К расчетам с покупателями и заказчиками непосредственное отношение имеет использование субсчета "Расчеты по претензиям". Наиболее широко этот субсчет используется при расчетах с поставщиками, подрядчиками, транспортными, кредитными организациям и т.п. С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Обращаем внимание на то, что обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).
В Инструкции по применению нового Плана счетов имеется, оговорка, что суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых они были приняты на учет по дебету счета 76. Однако указанное выше условие, при котором такие суммы принимаются к учету, практически исключает возникновение подобной ситуации.
Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. Аналитический учет по каждому покупателю ведется в ведомости № 38. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер № 11, а из него - в Главную книгу. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Основанием для отражения в учете сумм оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, а также сумм предварительной оплаты в счет будущих поставок продукции, выполнения работ, услуг является выписка банка. При этом на саму отгруженную продукцию составляется накладная, покупателю или заказчику выставляется счет на оплату, а в течение 5 дней с момента отгрузки выставляется счет-фактура. Основанием для зачета аванса в оплату отгруженной продукции является бухгалтерская справка. Списание дебиторской задолженности, у которой прошел срок исковой давности, производится на основании инвентаризационной ведомости, письменного обоснования и приказа руководителя.
В современных условиях, при товарно-денежных отношениях, в процессе купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, а также распределения и перераспределения денежных средств возникают денежные расчеты.
Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Однако в связи с законодательными ограничениями в порядке работы с денежной наличностью и порядке ведения кассовых операций в РФ наличные денежные расчеты между организациями практически не ведутся. Это связано с ограничением расчетов по одной сделке с одним контрагентом в сумме, не более 60 000 рублей (сумма расчетов с физическими лицами, когда они не связаны с предпринимательской деятельностью, не ограничена) и наличием ограничения (лимита) остатка по кассе на конец дня, который устанавливается обслуживающим банком. Основную же часть денежных расчетов (80-90%) составляют безналичные денежные расчеты. Они возникает тогда, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимных требований.
Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Безналичные расчеты регулируются Положением ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 марта 2003 г.) По данному положению существуют несколько форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками и расчеты по инкассо (п. 1.2 Положения ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах»).
Формы безналичных расчетов:
Расчеты платежными поручениями - самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики.
Расчеты платежными поручениями представляют собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем банке.
В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сделки акцепт платежного поручения. Поручение акцептуется банком путем депонирования (бронирования) суммы поручения на отдельном балансовом счете. На акцептованном поручении делается соответствующая отметка, подтверждающая депонирование средств для оплаты.
Расчеты платежными требованиями-поручениями - поручениями являются относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов.
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.
Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками