Учет реализации готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Прибыль либо убыток от продаж продукции, в свою очередь, характеризует эффективность основной деятельности, критерий которой обычно указывается в учредительных документах предприятия.
Таким образом, полное, точное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по продажам готовой продукции является необходимым условием для формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие готовой продукции и ее оценка 5
1.1. Понятие готовой продукции и задачи ее учета 5
1.2. Оценка готовой продукции 9
2. Организация и методика учета реализации готовой продукции 17
2.1. Документальное оформление продажи готовой продукции 17
2.2. Методы учета реализации готовой продукции 20
2.3. Учет расходов на продажу 24
3. Отражение данных о состоянии и движени готовой продукции в бухгалтерской отчетности 27
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

НОВЫЙ РЕФЕРАТ.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Платежное поручение выписывается плательщиком на основании договора или полученного от поставщика счета и используется в основном при предварительной оплате или перечислении аванса.

При расчетах чеками покупатель дает указания банку, выдавшему ему чек, об уплате суммы поставщику за полученную от него продукцию.

Аккредитив - это денежное обязательство перед поставщиком, выданное обслуживающим банком по поручению покупателя (плательщика). Он выдается за счет средств плательщика или кредита банка. Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку заявление. По аккредитиву можно рассчитываться только с одним поставщиком, выплата наличных денег по нему не допускается.

При наличных расчетах, когда деньги вносятся в кассу, выписывается приходный кассовый ордер и квитанция к нему. В кассовом ордере и квитанции указываются наименование получателя и плательщика, основание, по которому получены средства, и сумма. Документы подписываются главным бухгалтером и кассиром; квитанция к приходному кассовому ордеру заверяется печатью. По одной сделке платеж не должен превышать установленного размера - 60 тыс. руб.

2.2. Методы  учета реализации готовой продукции

В теории и практике бухгалтерского учета существуют два метода учета реализации готовой продукции: в зависимости от момента перехода права собственности и в зависимости от способа оценки готовой продукции15.

Учет реализации готовой  продукции в зависимости от момента  перехода права собственности - реализация готовой продукции осуществляется через счёт 90 «Продажи». Этот счет является финансово-результатным.

По дебету счета отражается совокупность затрат на производство и реализацию готовой продукции (себестоимость реализованной продукции и другие расходы).

По кредиту счета  указывается выручка от реализации готовой продукции (сумма полученных от покупателей средств).

Разница между оборотами  дебета и кредита счета 90 представляет собой финансовый результат от реализации продукции (прибыль или убыток). Этот результат ежемесячно списывается на счёт 99 «Прибыли и убытки» посредством закрытия счета 9016.

К счету 90 «Продажи» открываются  следующие субсчета17:

  • 90-1 «Выручка от продаж» - для учета выручки от продаж,
  • 90-2 «Себестоимость продаж» - для учета себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) 
  • 90-3 «Налог на добавленную стоимость» – для учета налога на добавленную стоимость, включенного в цену проданной продукции (товаров, работ, услуг)
  • 90-9 «Прибыль / убыток от продаж» – для выявления финансового результата от продажи.

Перечень субсчетов  может уточняться каждой организацией, в зависимости от фактических  расходов, связанных с продажей.

На практике используют два варианта учета выручки от реализации продукции, которые определяют момент перехода права собственности на готовую продукцию от поставщика к покупателю. Метод отражения выручки определяется моментом реализации продукции и устанавливается либо по моменту оплаты, либо по моменту отгрузки.

Если используется метод  «по оплате», то моментом реализации считается факт поступления денежных средств от покупателей на расчетный счет продавца. Этот метод также называется «кассовым методом».

Если используется метод  «по отгрузке», то моментом реализации считается факт отгрузки готовой продукции и предъявление расчетных документов покупателю. Этот метод также называется «методом начисления».

Основные проводки по учету реализации «по оплате» (кассовым методом) приведены в таблице 3.

Таблица 3

Учет реализации «по  оплате» (кассовым методом)

№ п/п

Содержание операций

Дебет

Кредит

1

Отражена стоимость  отгруженной продукции (по учетным  ценам)

45

43

2

Перечислены денежные средства за реализованную продукцию

51

90-1

3

Отражено списание проданной  продукции

90-2

45

4

Отражено начисление бюджету НДС за проданную продукцию

90-3

68


 

При использовании кассового  метода дата зачисления денег от покупателей  является моментом закрытия счета 90 «Продажи»  и определения финансового результата от реализации.

При использовании метода учета реализации «по отгрузке» продукция считается реализованной в момент ее отгрузки и предъявления покупателю счета об оплате. В этом варианте используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»18. Основные проводки по учету реализации «по отгрузке» (методом начисления) приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

Учет реализации «по  отгрузке» (методом начисления)

№ п/п

Содержание операций

Дебет

Кредит

1

Отражена стоимость  отгруженной продукции на момент перехода права собственности на продажную стоимость (с НДС)

62

90-1

2

Одновременно списывается  фактическая себестоимость реализованной  продукции

90-2

43

3

Начислен налог на добавленную стоимость в бюджет по реализованной продукции (метод  определения выручки для целей  налогообложения «по отгрузке»)

90-3

68

4

Начислен налог на добавленную стоимость в бюджет по реализованной продукции (метод определения выручки для целей налогообложения «по оплате»)

90-3

76

5

Перечислены денежные средства за реализованную продукцию

51

62

6

Отражено начисление налога на добавленную стоимость в бюджет по реализованной продукции (метод определения выручки для целей налогообложения «по оплате»)

76

68

7

Отражается финансовый результат от продажи продукции, списываемый в конце месяца (заключительным оборотом):

на сумму прибыли

на сумму убытка

 

 

90-9

99

 

 

99

90-9


При использовании метода начисления дата отгрузки продукции  и предъявление счета об оплате покупателю является моментом закрытия счета 90 «Продажи»  и определения финансового результата от реализации.

Метод определения выручки  от реализации «по отгрузке» продукции и предъявлению счета на оплату покупателям является традиционным в международной практике. Этот метод также рекомендован к использованию в отечественном учете.

В настоящее время  предприятия для учета реализации должны в целях налогообложения использовать метод начисления, но предприятиям, у которых выручка от реализации продукции (без учета налогов) в среднем за предыдущие четыре квартала не превышает 1 млн. руб. за квартал разрешено применять кассовый метод учета реализации.

Порядок учета продажи  готовой продукции зависит не только от принятого в учетной  политике момента продажи продукции  для целей налогообложения, но и  от способа ее оценки с применением  и без применения счета 40 «Выпуск  продукции (работ, услуг)»19.

Если учет готовой продукции на счете 43 ведется по нормативной (плановой) себестоимости без применения счета 40, то составляются следующие бухгалтерские проводки, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Учет реализации готовой  продукции без применения счета 40

№ п/п

Содержание операций

По оплате

По отгрузке

Д

К

Д

К

1

Признана выручка от продажи продукции

62

90-1

62

90-1

2

Начислена сумма НДС  на отгруженную и проданную продукцию

90-3

76

90-3

68

3

Списана нормативная  себестоимость проданной продукции

90-2

43

90-2

43

4

Начислена задолженность  бюджету по НДС

76

68

-

-

5

Списано отклонение фактической  себестоимости отгруженной продукции  от нормативной сторнировочной или  дополнительной записью

90-2

43

90-2

43

6

Отражается финансовый результат от продажи продукции, списываемый в конце месяца (заключительным оборотом):

на сумму прибыли

на сумму убытка

 

 

90-9

99

 

 

99

90-9

 

 

90-9

99

 

 

99

90-9


 

Если готовая продукция  учитывается по нормативной (плановой) себестоимости с применением  счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", то порядок ее учета имеет следующие особенности.

По дебету счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" учитывается  фактическая производственная себестоимость  выпущенной из производства продукции  в корреспонденции со счетами  учета затрат.

По кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной и сданной на склад готовой продукции.

В конце месяца дебетовые  и кредитовые обороты счета 40 сопоставляются, и выявляется отклонение фактической  производственной себестоимости выпущенной продукции от нормативной (плановой) себестоимости.

Счет 40 конечного сальдо не имеет. Это означает, что вся  выявленная сумма отклонения фактической  себестоимости готовой продукции  от нормативной списывается независимо от количества проданной продукции.

Если учет готовой  продукции ведется с применения счета 40, то составляются следующие  бухгалтерские проводки, представленные в таблице 6.

Таблица 6

Учет реализации готовой  продукции с применения счета 40

№ п/п

Содержание операций

По оплате

По отгрузке

Д

К

Д

К

1

Признана выручка от продажи продукции

62

90-1

62

90-1

2

Начислена сумма НДС  на отгруженную и проданную продукцию

90-3

76

90-3

68

3

Списана нормативная  себестоимость проданной продукции

90-2

43

90-2

43

4

Начислена задолженность  бюджету по НДС

76

68

-

-

5

Списано отклонение фактической  себестоимости отгруженной продукции  от нормативной сторнировочной или  дополнительной записью

90-2

40

90-2

40

6

Отражается финансовый результат от продажи продукции, списываемый в конце месяца (заключительным оборотом):

на сумму прибыли

на сумму убытка

 

 

90-9

99

 

 

99

90-9

 

 

90-9

99

 

 

99

90-9


2.3. Учет расходов  на продажу

Расходы на продажу  - это расходы, связанные с доведением продукции до потребителя. Они возникают  на стадии отгрузки или отпуска продукции в адрес покупателей и включаются в себестоимость реализованной продукции. Расходы на продажу присоединяются к производственной себестоимости реализованной продукции и формируют полную себестоимость продукции.

Учет расходов, связанных  с реализацией готовой продукции, которые называют коммерческими расходами, ведется на счете 44 «Расходы на продажу». На этом счете ведется учет следующих видов коммерческих расходов20:

  • расходы на тару и упаковку готовой продукции на складах;
  • расходы на транспортировку, хранение, погрузочно-разгрузочные работы;
  • расходы на рекламу готовой продукции;
  • услуги маркетинга;
  • расходы на участие в выставках и ярмарках;
  • комиссионные сборы сбытовым и посредническим организациям и т.д.

Коммерческие расходы, связанные с реализацией готовой продукции, работ и услуг в течение месяца отражаются на дебете счета 44 «Расходы на продажу». По окончании отчётного периода коммерческие расходы распределяются между суммой реализованной продукции и остатком товаров, отгруженных на конец месяца. Накопленные за месяц расходы распределяют следующим образом. Прямые расходы списываются по принадлежности на основании первичных документов; а косвенные расходы, относящиеся к нескольким видам продукции, распределяются пропорционально количеству, весу, объёму или стоимости по учётным ценам. При составлении баланса коммерческие расходы добавляются к статье «затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)».

Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам  и статьям расходов.

В конце месяца производят расчет суммы расходов на продажу, приходящихся на реализованную продукцию. Для этого исчисляют процент расходов на продажу.

Р% = (СНр + ТР) / (СНто + Отм) х 100, где

Р% - процент расходов на продажу;

СНр – остаток расходов на продажу на начало месяца;

Тр – расходы на продажу текущего месяца;

СНто – остаток товаров отгруженных на начало месяца по учетным ценам;

Отм – Отгрузка продукции в текущем месяце по учетным ценам

Исходя из исчисленного процента расходов на продажу, определяют сумму расходов, подлежащую списанию на реализованную продукцию.

Информация о работе Учет реализации готовой продукции