Учет товарных операций в организациях оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ учета поступлений и выбытия товаров в оптовой торговле, а также раскрытие особенностей организации учета на примере ООО «Сибирская соляная компания»1.
Постановка данной цели обусловлена необходимостью решения ряда поэтапных задач:
изучение законодательно – нормативных актов, регулирующих постановку и методику учета товарных операций в предприятиях оптовой торговли;
ознакомление с действующей практикой учета товарных операций в конкретной организации оптовой торговли;
выявление особенностей учета товарных операций на примере ООО «Сибирская соляная компания»;

Содержание работы

Введение 3
1 Значение, задачи и принципы учета товарных операций на предприятии оптовой торговли 6
2 Документальное оформление и учет поступления товаров 11
3 Документальное оформление, учет реализации и прочего выбытия товаров 23
4 Порядок проведения, документальное оформление и учет результатов инвентаризации товаров 35
Заключение 42
Библиографический список 46
Опись приложений 50

Файлы: 1 файл

Курсовая 2010.docx

— 164.36 Кб (Скачать файл)

законом или договором».

Если договором поставки оговорен момент перехода права собственности (владения, пользования и распоряжения) на отгруженные товары после оплаты покупателем этого товара, то при учете реализации применяется счет 45 «Това-ры отгруженные». Товары на данном счете учитывают  по покупной стоимости, а в аналитическом учете — еще и по продажной стоимости с выделением НДС.

На сумму отгруженных  покупателю товаров и тары, на которые  право собственности переходит в момент оплаты и выручка от продажи которых определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, делаются следующие записи:

Дебет 45 «Товары отгруженные»;

Кредит 41 «Товары» субсчет 1 «Товары на складах» на покупную стоимость товара;

Дебет 45 «Товары отгруженные»;

Кредит 41 «Товары» субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя» - на

стоимость отгруженной тары.

Момент возникновения  права собственности и момент отражения продажи товаров для  целей налогообложения могут  не совпадать. Порядок определения  выручки для целей налогообложения  закреплен ст. 167 НК РФ и установлен как метод начислений, согласно которому НДС будет начисляться по наиболее ранней из двух дат:

- день отгрузки;

- день получения оплаты, т.е. авансовые платежи.

Согласно ст. 167 НК РФ, момент перехода собственности на товар  не влияет на момент начисления НДС, налог должен быть начислен и уплачен на дату отгрузки товаров, в учете будут составлены следующие проводки:

Дебет 76 субсчет «Обязательства по НДС»;

Кредит 68 «Расчеты по налогам  и сборам» на сумму НДС от продажной  стоимости.

В момент поступления денежных средств от покупателей на расчетный  счет или в кассу наличными (в  пределах установленного лимита) делается запись:

Дебет 51 «Расчетные счета», 50 «Касса», 52 «Валютные счета»;

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

С момента зачисления денег  продавец утрачивает право собственности  на отгруженный товар и отражает на счетах бухгалтерского учета продажу  товаров проводкой:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Кредит 90/1 «Выручка» - на продажную  стоимость отгруженных товаров, включая НДС, согласно счету-фактуре.

Дебет 90/3 «НДС»;

Кредит 76 субсчет «Обязательства по НДС» на сумму НДС по проданным  товарам.

Бухгалтерский учет реализации товаров осуществляется на сопоставляющем операционно-результатном счете 90 «Продажи», который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определения финансового результата по ним.

К счету 90 «Продажи» открываются  субсчета: 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продаж», 90/9 «Прибыль/убыток от продаж». Также открываются субсчета, предназначенные для учета налогов,  являющихся составной частью цены: 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы», 90/5 «Экспортные пошлины».

В течение отчетного периода (финансовый год) продажи учитываются  на соответствующих субсчетах счета 90, и сальдо этим субсчетам показывает нарастающим итогом сумму выручки за отчетный период, сумму себестоимости и затрат, связанных с продажей и сумму начисленного НДС.

В целях бухгалтерского учета  операции на счете 90 «Продажи» начинают отражать по моменту перехода права собственности покупателю на отгруженный товар к покупателю не зависимо от времени оплаты.

Если при продаже в  договоре право собственности на товар переходит к покупателю в момент отгрузки, как в ООО «Сибирская соляная компания», то продавец на основании выписываемых сопроводительных документов (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные) в учете отражает момент продажи следующими проводками:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Кредит 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка» - на сумму дебиторской  задолженности покупателей, продажную стоимость отгруженных товаров, включая НДС согласно счету-фактуре.

НДС начисляется в бюджет с суммы  отгруженных и проданных  товаров по соответствующей ставке следующей проводкой:

Дебет  90 «Продажи» субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»;

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - на сумму НДС от продажной стоимости.

Получение предварительной  оплаты от покупателей, согласно Плану  счетов, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на отдельном субсчете по учету полученных авансов. По кредиту счета 62 отражается сумма полученной предварительной оплаты за товары в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50,51). Предоплата, поступившая на расчетный счет, отражается теперь проводкой:

Дебет 51 «Расчетный счет»;

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

С суммы полученных авансов  начисляется НДС, подлежащий взносу в бюджет:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных»;

Кредит 68 «Расчеты по налогам  и сборам».

При отгрузке товаров покупателям  в счет полученной предварительной  оплата на сумму начисленного налога сначала делается восстановительная  проводка:

Дебет 68 «Расчеты по налогам  и сборам»;

Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных».

После этого отражаются операции, связанные с реализацией в  обычном порядке.

МНС РФ рекомендует отражать в учете  выручку от продаж в «очищенном» виде без НДС. При этом счет 90/3 использоваться не будет. В учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»;

Кредит 90/1 «Выручка» — на продажную  стоимость отгруженных товаров, без НДС, согласно счету-фактуре.

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»;

Кредит 68 «Расчеты по налогам и  сборам» - на сумму начисленного НДС  по отгруженным и проданным товарам.

После отгрузки и отражения в учете факта реализации товара необходимо списать товар с баланса предприятия. При отражении в учете продажи товаров требуется знать учетную стоимость реализованных товаров.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н, торговые организации могут использовать следующие методы оценки товаров при их продаже:

1)по себестоимости каждой единицы товара;

2) средней себестоимости;

3) себестоимости первых по времени приобретения товаров (метод ФИФО -first-in, first-out).

Выбранный метод определения  покупной стоимости реализованных  товаров организация должна отразить в приказе об учетной политике. В ООО «Сибирская соляная компания» списание материально-производственных запасов осуществляется по средней себестоимости.

Проданные покупателю товары списываются с баланса предприятия  по рассчитанной стоимости, согласно учетной  политике, отражаются проводкой:

Дебет 90/2 «Себестоимость продаж»;

Кредит 41/1 «Товары на складах» - если право собственности на отгруженный товар переходит в момент передачи товара.

Отражение реализации товаров  и исчисление финансового результата (прибыли или убытка) от их продажи  предполагает списание со счета 44 «Рас-ходы на продажу» сумм расходов, относящихся  к стоимости проданных това-ров.

Для определения себестоимости  проданных товаров необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам, и отразить ее по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». Данный расчет производится в два этапа: определяются по среднему проценту расходы на остаток товаров, а затем - расходы на проданные товары. При этом сумма расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

  1. суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
  2. определяется сумма товаров, проданных в отчетном месяце, и остаток товаров на конец месяца;
  3. отношением суммы расходов к сумме проданных и оставшихся товаров определяется средний процент расходов к обшей сумме товаров;
  4. умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку непроданных товаров на конец месяца.

Расходы, относящиеся к  проданным товарам, исчисляются  по данным счета 44 «Расходы на продажу» следующим образом: к сальдо начальному прибавляется дебетовый оборот и вычитается сальдо конечное.

На сумму расходов, относящихся  к реализованным в отчетном периоде товарам, делается бухгалтерская запись:

Дебет 90/2 «Себестоимость продаж»;

Кредит 44 «Расходы на продажу».

Сумма списываемых в уменьшение финансового результата от реализации товаров расходов должна определяться с учетом остатка транспортных расходов приходящихся на остаток товаров. Однако следует обратить внимание на то, что,  в соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 33 н. расчет суммы расходов, относящихся к остатку товаров, для целей бухгал-терского учета не является обязательным. В приказе об учетной политике необходимо отразить, составляет или не составляет организация расчет издержек обращения на остаток товаров.

Финансовый результат  от продаж рассчитывается как разница  выручки от продаж в очищенном  значении без НДС и акцизов  и себестоимости продаж с учетом коммерческих и управленческих расходов.

Порядок отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета следующий:

- по окончании каждого  месяца отражается финансовый  результат oт продаж: сумма выручки от продаж ( кредитовый оборот за отчетный месяц по субсчету 90/1) -  себестоимость продаж (суммарный дебетовый оборот за отчетный месяц по субсчетам 90/2, 90/3, 90/4,90/5) = финансовый результат;

  • если разница между выручкой и себестоимостью положительная, то организация получила прибыль, и эта сумма заключительным оборотом месяца отражается проводкой;

Дебет 90/9 Кредит 99 - отражена прибыль от продаж;

  • если разница отрицательная, то получен убыток, оформляется записью.

Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 90/9 - отражен убыток от продаж.

В конце отчетного года субсчета по счету 90 «Продажи» закрываются в корреспонденции со счетом 90/9 «Прибыль/убыток от продаж». При этом оформление происходит следующим образом:

  • кредитовое сальдо субсчета 90/1 закрывается проводкой:

Дебет 90/1 Кредит 90/9;

  • дебетовые сальдо субсчетов 90/2,90/3, 90/4,90/5 закрываются:

Дебет 90/9 Кредит 90/2 (90/3,90/4,90/5).

На конец отчетного  года и на начало следующего года сальдо по счету 90 и по всем субсчетам равно нулю.

В ООО «Сибирская соляная компания» используется кассовый метод.8

Прочего выбытия в ООО «Сибирская соляная компания» не имеется.

При анализе учета реализации товара в отдельных случаях были выявлены следующие ошибки:

    • В нарушение со статьей 506 Гражданского Кодекса РФ в договоре поставки товаров ООО «Сибирская соляная компания»  были выявлены следующие недостатки:
      1. В договоре поставки нигде не прописана общая сумма договора;
      1. также была замечена противоречивость договора. В нарушении п. 3.1 данного договора организации, в котором сказано, что предоплата осуществляется в стопроцентном размере. И в тоже время говорится, что покупатель осуществляет предоплату согласно счету и счет-фактуре, в то время как счет-фактура оформляется в момент получения товара.  В пункте 3. 4 сказано что товар отгружается поставщиком с момента поступления оплаты. И тем не менее предусмотрены пунктами 3.10 , что в случае неоплаты поставленной партии поставщик вправе требовать от покупателя возврата непоставленного товара. Данные пункты противоречат друг другу, поскольку поставка товара предусмотрена при стопроцентной предоплат<span class="Normal__Ch

Информация о работе Учет товарных операций в организациях оптовой торговли