Учет в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Основные правила ведения бухгалтерского учёта для всех организаций, находящихся на территории РФ, в т.ч. и для банков, установлены ФЗ «О бухгалтерском учёте», в котором даётся определения бухгалтерского учета вообще.
Бухгалтерский учёт – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документарного учёта всех хозяйственных операций.

Содержание работы

1 Содержание бухгалтерского учета в банках и принципы его организации. 3
1.1 Содержание бухгалтерского учета в банках. 3
1.2 Принципы организации бухгалтерского учета 6
2 Синтетический и аналитический учет операций с наличными деньгами. 9
Аналитический учет 9
Синтетический и аналитический 13
3. На основании данных о деятельности коммерческого банка составить бухгалтерские записи по учёту кассовых операций: 15
Список использованной литературы: 18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Содержание бухгалтерского учета в банках и принципы его организации.

1.1 Содержание бухгалтерского учета в банках.

Основные правила ведения  бухгалтерского учёта для всех организаций, находящихся на территории РФ, в  т.ч. и для банков, установлены  ФЗ «О бухгалтерском учёте», в котором даётся определения бухгалтерского учета вообще.

Бухгалтерский учёт –  упорядоченная система сбора, регистрации  и обобщения  информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём  сплошного, непрерывного и документарного учёта всех хозяйственных операций.

Этот закон входит в иерархию законодательных актов, в соответствии с которой нормативные  акты ведомств не должны противоречить  нормативным актам и методическим указаниям предмета.

Бухгалтерский учёт в банках на территории России ведётся на основании закона «О банках и банковской деятельности» и закона «О ЦБ РФ (Банка России)». Согласно закону «О ЦБ РФ» определено, что именно ЦБ устанавливает правила ведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском  учете" за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении банковских операций ответственность несет  руководитель кредитной организации.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление  полной и достоверной бухгалтерской  отчетности ответственность несет  главный бухгалтер кредитной  организации.

Главный бухгалтер  обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству Российской Федерации, в том числе нормативным актам Банка России, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования  главного бухгалтера по документальному  оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников кредитной организации.

Без подписи  главного бухгалтера или уполномоченных им должностных лиц расчетные  и кассовые документы, финансовые и  кредитные обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Кредитная организация  ведет бухгалтерский учет имущества, банковских и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Все операции и  результаты инвентаризации подлежат своевременному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

В бухгалтерском  учете кредитных организаций  текущие внутрибанковские операции и операции по учету затрат капитального характера (далее - капитальные вложения) учитываются раздельно.

Соблюдение  настоящих Правил должно обеспечивать:

    • быстрое и четкое обслуживание клиентов;
    • своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности кредитных организаций;
    • предупреждение возможности возникновения недостач, неправомерного расходования денежных средств, материальных ценностей;
    • сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
    • надлежащее оформление документов, исходящих из кредитных организаций, облегчающее их доставку и использование по месту назначения, предупреждающее возникновение ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций.

Выделяют два типа бухгалтерского учёта:

    • Управленческий,
    • Финансовый.

Данные управленческого учёта  разрабатываются и накапливаются  для использования в управлении банком и контроле за рисками. Поскольку банк работает на свой страх и риск, ему дано право определять способы управления банком, состав, объём и степень детализации данных, накопленных в управленческом учёте.

Финансовый учёт осуществляется с целью составления финансовой отчетности, основными пользователями которой являются:

  • Акционеры (перспективы роста, финансовая устойчивость банка)
  • Клиенты (качество услуг, их стоимость, платежеспособность банка)
  • Инвесторы (солидарны с акционерами)
  • Поставщики (текущая платежеспособность, перспективы в потреблении продукции поставщика, стоимость обеспечения при несвоевременной оплате)
  • Менеджеры (резервы, уменьшение затратности, увеличение доходности)
  • Сотрудники (достаточная оплата труда при определённом уровне производительности и стабильность заработка)
  • ЦБ (по финансовой отчётности судит о достоверности представленной отчётности, соблюдении нормативных требований и финансовой устойчивости банка)
  • Банки-партнёры (достаточность капитала для ведения рисковых операций, качество активов, платёжеспособность банка)
  • Налоговая инспекция (достоверность информации, позволяющая определить полноту уплачиваемых в бюджет налогов и платежёспособность налогоплательщиков)

1.2 Принципы организации бухгалтерского учета

Принцип - основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.

Основными принципами бухгалтерского учета, по нашему мнению, можно считать  следующие:

Непрерывность деятельности.

Этот принцип  предполагает, что кредитная организация  будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем и у  нее отсутствуют намерения и  необходимость ликвидации, существенного  сокращения деятельности или осуществления  операций на невыгодных условиях.

Отражение доходов и расходов по методу "начисления".

Этот принцип  означает, что финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бухгалтерском учете по факту  их совершения, а не по факту получения  или уплаты денежных средств (их эквивалентов).

Доходы и  расходы отражаются в бухгалтерском  учете в том периоде, к которому они относятся.

Постоянство правил бухгалтерского учета.

Кредитная организация  должна постоянно руководствоваться  одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или законодательстве Российской Федерации, касающихся деятельности кредитной организации. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость данных за отчетный и предшествующий ему период.

Осторожность.

Активы и  пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете  разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной  организации риски на следующие  периоды.

При этом учетная  политика кредитной организации  должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском  учете расходов и обязательств, чем  возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (намеренное занижение активов или  доходов и намеренное завышение обязательств или расходов).

Своевременность отражения операций.

Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.

Раздельное  отражение активов и пассивов.

В соответствии с этим принципом счета активов  и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

Преемственность входящего баланса.

Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

Приоритет содержания над формой.

Операции отражаются в соответствии с их экономической  сущностью, а не с их юридической  формой.

Открытость.

Отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

Кредитная организация  должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

Принцип объективности (регистрации) - все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учете, быть зарегистрированы на протяжении всех этапов учета, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Принцип осмотрительности (консерватизма) - определенная степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчетах, производимых в условиях неопределенности, позволяющая избежать завышения активов, или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов, или доходов, либо преднамеренное завышение обязательств, или расходов. Иначе финансовая отчетность перестала бы быть нейтральной и, следовательно, утратила бы надежность.

Учетные принципы, являясь основой, общей концепцией бухгалтерского учета, способствуют разработке его стандартов. Несоблюдение или нарушение этих принципов приведет к значительным искажениям учетной информации, к утрате ею объективности и достоверности и, следовательно, к невозможности ее использования в процессе принятия конкретных управленческих решений, направленных на совершенствование деятельности организации.

 

 

 

 

 

 

 

2 Синтетический и аналитический  учет операций с наличными деньгами.

В бухгалтерском  учете используется синтетический  и аналитический учет.

Синтетический учёт (англ. Synthetic accounting) — учёт обобщённых данных бухгалтерского учёта о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определённым экономическим признакам, который ведётся на синтетических счетах бухгалтерского учёта. (Статья 2 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

Задачи синтетического учета:

1. сгруппировать данные  аналитического учета по определенным  признакам (балансовым счетам);

2. проверить правильность  ведения аналитического учета. 

Сгруппированные данные синтетического учета используются для анализа и управления банковской деятельностью. Основные регистры синтетического учета:  кассовые журналы,  ежедневные балансы, проверочные ведомости.

Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Данные аналитического учёта должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта. (Статья 8 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте»)

Аналитический учет – это подробный детальный  учет, отражающий всю необходимую  информацию

о совершаемых  банковских операциях.

Цель аналитического учета:

1. полно,  подробно и оперативно отразить все банковские операции на бухгалтерских счетах;

2. проконтролировать  их по существу и по форме,  пользуясь данными первичных  денежно-расчетных документов,  которые  являются основанием для бухгалтерских  записей в аналитическом учете.

Основные регистры аналитического учета:  лицевые счета,  картотеки документов, операционные журналы.

Коммерческие банки  осуществляют операции с наличными  деньгами только при наличии у  них лицензии, выданной Центральным  банком РФ на ведение кассовых операций, а в случае наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте – при наличии лицензии Банка России на эти виды операций. При этом банку устанавливается лимит операционной кассы, размер которого зависит от объема выполняемых операций. Для обеспечения бесперебойной работы и рационального оборота наличности банк на основании заявок клиентов прогнозирует кассовый приход и расход наличных средств. Сверхлимитный остаток рублевой массы подлежит сдаче в РКУ для зачисления на корреспондентский счет банка, банк также не должен превышать установленные лимиты по иностранной валюте.

Важнейшее значение при  организации кассовой работы придается  правильной и четкой организации, кассовых операций и дисциплины, своевременному обеспечению обслуживаемых клиентов денежной наличностью и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе банка, своевременное отражение в учете поступивших и выданных сумм наличных денег. Ответственность за это несет заведующий кассой наряду с главным бухгалтером и руководителем банка.

Для хранения наличных денег  и других ценностей в коммерческом банке выделяется специальное помещение – денежное хранилище. В зависимости от характера и объема работы создаются приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы и кассы пересчета. Технические требования к оборудованию касс и хранилища определены требованиями Центрального банка РФ. Кабины касс оборудуются так, чтобы можно было наблюдать за работой кассира, но в то же время исключить возможность проникновения извне. Денежное хранилище оборудуется так, чтобы обеспечить полную сохранность ценностей.

Информация о работе Учет в банках