Введение
Становление рыночной экономики
расширяет границы применения бухгалтерского
учета, поскольку появляются новые его
объекты и как результат этого – новые
пользователи учетной информации.
На основе бухгалтерской информации
становиться возможным прогнозировать
события, осуществлять функции контроля
за мерой труда и мерой потребления.
Отечественные организации
ведут расчеты с иностранными партнерами
в иностранной валюте. Для проведения
расчетов в иностранной валюте организации
открывают валютные счета, количество
которых не ограничивается. Оно зависит
от вида валют разных стран, в которых
организация открыла счет.
Основные принципы осуществления
валютных операций, полномочия и функции
органов валютного регулирования и контроля
определены в Законе Российской федерации
«О валютном регулировании и контроле».
В законе определены понятия «валюта»
и «валютные ценности» и их виды, «уполномоченные
банков» и «субъекты», которые осуществляют
валютные операции.
Целью данной курсовой работы
является изучение учета расчетов в иностранной
валюте.
В соответствии с целью были
поставлены следующие задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты
учета расчетов в иностранной валюте;
- Определить какие нормативно-правовые
акты регулируют учет операций в иностранной
валюте;
- Выявить состояние учета расчетных
операций в иностранной валюте на примере
деятельности ОАО «ГМС Насосы»;
- разработать мероприятия по
совершенствованию учетной практики в
области движения денежных средств в иностранной
валюте на данном предприятии.
Объектом исследования является
ОАО «ГМС Насосы».
Предмет исследования – учет
расчетов в иностранной валюте.
- Теоретические аспекты учета расчетов в иностранной валюте
- Понятие, сущность
и оценка расчетов в иностранной валюте
В хозяйственной практике
организации используют денежные средства
и совершают сделки не только в российских
рублях, но и в различных иностранных валютах.
В связи с этим наряду с ценностями и операциями,
выраженными в рублях, объектом бухгалтерского
учета становятся так называемые валютные
ценности и операции.
Предприятие
может действовать не только
на внутреннем российском рынке,
но и экспортировать за рубеж
товары и услуги, а также приобретать
их за рубежом для реализации
на территории России. При этом
расчеты, в большинстве случаев
будут вестись в иностранной
валюте.
Кроме того, в определенных
случаях предприятие может оказывать
услуги и реализовывать товары за иностранную
валюту на территории РФ.
В обоих случаях возникает
необходимость вести учет валютных операций
и ценностей, а также соблюдать предписания
валютного законодательства.
Закон РФ «О валютном
регулировании и валютном контроле» от
10.12.2003г. №173-ФЗ (далее по тексту — Закон
о валютном регулировании) относит к иностранной
валюте:
а) денежные знаки в
виде банкнот, казначейских билетов, монеты,
находящиеся в обращении и являющиеся
законным средством наличного платежа
на территории соответствующего иностранного
государства (группы иностранных государств),
а также изымаемые либо изъятые из обращения,
но подлежащие обмену указанные денежные
знаки;
б) средства на банковских
счетах и в банковских вкладах в денежных
единицах иностранных государств и международных
денежных или расчетных единицах.
Примером денежных
знаков могут служить банкноты Федеральной
резервной системы США — номиналом в сто
(один, два, пять, десять, двадцать, пятьдесят)
долларов США [4].
Международные денежные
единицы — это записи на банковских счетах,
используемые для облегчения международных
безналичных расчетов (не существует банкнот
или монет, номинал которых выражен в этих
единицах). К валютным ценностям помимо
иностранной валюты относятся также:
ценные бумаги в иностранной
валюте — платежные документы
(чеки, векселя, аккредитивы и другие),
фондовые ценности (акции, облигации) и
другие долговые обязательства, выраженные
в иностранной валюте;
драгоценные металлы — золото, серебро,
платина и металлы платиновой группы (палладий,
иридий, родий, рутений и осмий) в любом
виде и состоянии, за исключением ювелирных
и других бытовых изделий, а также лома
таких изделий;
природные драгоценные
камни — алмазы, рубины, изумруды,
сапфиры и александриты в сыром и обработанном
виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных
и других бытовых изделий из этих камней
и лома таких изделий.
В России базовой валютой
бухгалтерского учета — то есть денежной
единицей, используемой для оценки имущества,
обязательств и хозяйственных операций,
исчисления конечного финансового результата
и публикации отчетности — являются российские
рубли [4].
Согласно п. 1 ст. 81 Закона
РФ от 21.11.96г. № 129 — ФЗ «О бухгалтерском
учете» бухгалтерский
учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций организаций ведется в валюте
Российской Федерации — в рублях, независимо
от вида валют, фактически использованных
при совершении тех или иных хозяйственных
операций.
Для того чтобы правильно
отразить хозяйственную операцию, совершенную
в иностранной валюте в бухгалтерском
учете, необходимо точно определить рублевую
сумму этой операции [3].
Согласно п. 5 ПБУ 3/2000
для пересчета стоимости активов и обязательств,
выраженной в иностранной валюте, в рубли
производиться по курсу Центрального
банка Российской Федерации для этой иностранной
валюты по отношению к рублю.
Валютный курс может
изменяться ежедневно и даже несколько
раз в течение одного дня. Поэтому большое
значение для правильного отражения в
бухгалтерском учете хозяйственных операций,
совершенных в иностранной валюте, имеет
определение даты пересчета иностранной
валюты в рубли.
Пересчет выраженной
в иностранной валюте стоимости активов
и обязательств в рубли производится в
соответствии с ПБУ 3/2000 [13].
- Нормативно – правовая
база и контроль операций в иностранной
валюте
Контроль над проведением операций
в иностранной валюте происходит в соответствии
со следующими нормативно-правовыми актами:
1. Федеральный закон от 21 ноября
1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с
изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря
2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.).
Федеральный закон от 10 декабря- 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999г.).
Налоговый кодекс Российской
Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 19.05.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)
Федеральный закон от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (с изм. и доп. от 29, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 31 декабря 2002 г., 7 июля 2003 г.),
Указ Президента РФ от 6 марта 1995 г. № 245 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 ноября 1996 г.).
Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).
Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и инструкции по его применению» (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г).
9. Положение ЦБР от 25 июня
1997 г. № 62 «О порядке покупки и выдачи иностранной
валюты для оплаты командировочных расходов»
(с изм. и доп. От 20 августа 2002 г.).
10. Письмо МНС РФ от
22 ноября 2000 г. № ФС-6-09/890 «О порядке
ведения лицевых счетов в иностранной
валюте».
11. Указание ЦБР от 12 февраля
1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля
со стороны уполномоченных банков за правомерностью
осуществления их клиентами валютных
операций и о порядке применения мер воздействия
к уполномоченным банкам за нарушения
валютного законодательства» (с изм. и
доп. от 23 августа 1999 г., 17 сентября, 27 ноября
2001 г., 31 марта 2003 г.).
12. Инструкция ЦБР и
ГТК РФ от 13 октября 1999 г. № 86-И,
01-23/26541 «О порядке осуществления валютного
контроля за поступлением в Российскую
Федерацию выручки от экспорта товаров»
(с изм. и доп. от 22 декабря 1999 г., 12 октября
2001 г., 15 февраля, 24, 26 июня 2002 г.).
Непосредственный валютный
контроль в РФ осуществляется Правительством
РФ, органами и агентами валютного контроля
в соответствии Федеральным законом
от 10 декабря- 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле» и
иными федеральными законами.
Органами
валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной
власти, уполномоченный (уполномоченные)
Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются
уполномоченные банки, подотчетные Центральному
банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными
банками профессиональные участники рынка
ценных бумаг, в том числе держатели реестра
(регистраторы), подотчетные федеральному
органу исполнительной власти по рынку
ценных бумаг, таможенные органы и территориальные
органы федеральных органов исполнительной
власти, являющиеся органами валютного
контроля [4].
Система валютного регулирования
и контроля предназначена для того, чтобы
оградить слабую национальную валюту
от потенциально опасного для нее внешнего
финансового мира. В странах с сильной
валютой (доллар, евро) валютный контроль
вообще отсутствует. В странах со слабой
валютой он, наоборот, максимально жесткий.
Россия находится в процессе либерализации
валютного законодательства, и есть шанс,
что в обозримом будущем рубль усилится
настолько, что валютное регулирование
можно будет свести к минимуму или вообще
упразднить. В настоящее время, однако,
в России действует довольно жесткая система
регулирования валютных операций. Суть
ее состоит в том, чтобы воздвигнуть своего
рода барьер между рублевой зоной и внешними
финансовыми системами, с целью воспрепятствовать
бесконтрольному оттоку капитала за границу.
Для этого резиденты России ограничиваются
в их операциях с валютой, а нерезиденты
– в операциях с рублями.
Операции российских резидентов
с валютой и валютными ценностями строго
регламентированы. Валютные операции
подразделяются на:
- текущие (прежде всего сюда
относятся операции, связанные с экспортом
и импортом, а также некоторые неторговые операции)
- капитальные (прежде всего, связанные с зарубежными инвестициями и другими финансовыми операциями).
Текущие операции проводятся
резидентами без ограничений - этого требует
8-я статья Устава МВФ, к которой Россия
присоединилась в 1996 г. А вот на каждую
капитальную операцию требуется особое
разрешение Центрального банка РФ (ЦБР),
если только иное не предусмотрено законом
или нормативными актами самого ЦБР.
«Без ограничений» не означает,
что текущие операции происходят без контроля
со стороны государства. Напротив, существует
целая система правил, связанных с приобретением
валюты для импорта товаров и оплаты услуг
иностранных поставщиков, а также с репатриацией
экспортной валютной выручки и ее обязательной
(частичной) продажей. За соблюдением правил
зорко следит ЦБ РФ (орган валютного контроля)
с помощью уполномоченных банков (агентов
валютного контроля). Тот же ЦБ РФ регламентирует
и открытие счетов резидентов за границей.
Что касается нерезидентов, их валютные
операции также попадают под российское
валютное регулирование, но, естественно,
только когда они совершаются в России.
Однако валютные счета нерезидентов в
России не регулируются так, как в случае
резидентов, – можно сказать, что эти счета
работают «в оффшорном режиме». Регулирование
же, прежде всего, происходит на уровне
рублевых счетов нерезидентов в российских
банках. Эти счета бывают трех типов: