Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:13, реферат
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения организации, осуществляемый компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение информационного риска, т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей.
1. Определение понятия терминов «туризм», «аудит». Основные характеристики
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения организации, осуществляемый компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение информационного риска, т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Цель аудита туристской организации – формирование и выражение аудитора (аудиторской группы) о соответствии учетно-аналитической подсистемы положениям (требованиям) нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность этой организации.
Цель обусловливает задачи аудита туристской организации:
· критическая оценка структуры управления туристской организации;
· проверка правильности формирования учетной информации о затратах, расходах и доходах туристской организации;
· изучение особенностей учета валютных операций в туристской организации;
· всестороннее исследование состояния и перспектив развития бухгалтерского учета – управленческого учета;
· проверка организации и методики налогового учета;
· составление аудиторского заключения;
· разработка рекомендаций
по совершенствованию учетно-
2. Аудиторская проверка туристской фирмы
Аудиторская проверка туристской фирмы - мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения туристского предприятия, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта. При обнаружении аудитором фактов невыполнения экономическим субъектом требований нормативных актов, он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности. Факты невыполнения требований нормативных актов должны быть учтены аудитором при составлении аудиторского заключения.
Аудиторские проверки могут быть инициативными (по требованию собственников, по решению руководящего органа и т.д.) или обязательными. В туристских организациях аудиторская проверка в основном инициативного характера, т.е. осуществляется по требованию собственника. Аудиторская проверка может быть полной, то есть охватывающей все разделы бухгалтерского учета, в соответствии с определенной выборкой, и частичной, при которой проверяются, по согласованию с руководством турфирмы, только часть разделов учета. Для проведения аудиторской проверки туристская организация представляет в основном следующие документы: ксерокопии свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет и годового баланса и отчета о прибылях и убытках, предоставленные в налоговые органы за проверяемый период, заверенные печатью и подписями в оригинале, уставные документы, копию приказа о назначении руководителя и главного бухгалтера, ксерокопии имеющихся лицензий и разрешений, сведения о расчетных, валютных и иных счетах в банках, сведения на руководителей и бухгалтеров, имеющих право первой и второй подписей, выписку из приказа, распоряжения или иного документа о назначении аудиторской проверки, сведения о местонахождении организации и ее обособленных структурных подразделений, сведения об объектах недвижимости и транспортных средствах, находящихся в собственности предприятия, копия приказа об учетной политике за проверяемый период, главная книга, вся первичная документация по счетам, авансовые отчеты, счета-фактуры, книга покупок, книга продаж, договора, акты выполненных работ.
В настоящее время применяется множество методик общего аудита и аудита организаций разных форм собственности и отраслей, хотя в области туризма разработок мало. Методика аудита основных средств и нематериальных активов, денежных средств, средств в расчетах, заемных ресурсов и др. в туристских организациях такая же, как и для предприятий других отраслей. Но в туристских организациях есть своя специфика. Рассмотрим особенности аудита законодательного и нормативного регулирования, расходов и доходов и валютных операций туроператоров и турагентов.
3. Аудит законодательного и нормативного регулирования.
В процессе изучения системы
нормативно-правового
В ход проверки аудитор должен посмотреть соответствует ли деятельность турфирмы нормативным документам. Необходимо проверить обязательное наличие лицензий на туроператорскую или турагентскую деятельность, договоров с партнерами и клиентами (туристами). Организация-туроператор в ходе своей деятельности заключает договоры приобретения права на услуги, купли-продажи, возмездного оказания услуг, в том числе услуг гостиницы, перевозки, страхования, поручения, агентские договора. Задача аудитора состоит в правовой оценке этих документов и выявлении нарушений и противоречий. В первую очередь устанавливается соответствие названия договоров их содержанию. Затем проверяется наличие всех условий, которые должны быть зафиксированы согласно гражданскому законодательству Республики Казахстан. Исследуется правовая форма каждого из перечисленных договоров на предмет их соответствия требованиям Гражданского кодексаРК. Необходима также проверка соответствия документов требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете». Многие туроператоры совершают хозяйственные операции с турагентами на основе агентских договоров. Алгоритм проверки такого договора включает в себя визуальную оценку соответствия названия содержанию договора, проверку наличия всех пунктов, предусмотренных гражданским и бухгалтерским законодательством и выработку предложений по совершенствованию формы данного договора. Аудит расходов и доходов. В целом методика аудита расходов и доходов туроператоров и турагентов идентична, но есть некоторые особенности. Главная особенность состоит в том, что турагенты применяют Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания. Поэтому аудитор должен прежде всего идентифицировать соответствие методики учета затрат у турагента нормам данных Методических рекомендаций. После этого следует выяснить, как соблюдаются положения иных регламентирующих документов. В рамках финансового учета затрат аудитор устанавливает соответствие группировки затрат туроператора требованиям Особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью. В соответствии с данным документом затраты туроператора должны быть сгруппированы по пяти элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, прочие затраты. Кроме того, затраты классифицируются по двум основным признакам:
1. по направлениям деятельности: расходы по обычной деятельности, внереализационные расходы, чрезвычайные расходы;
2. по сферам деятельности:
расходы, связанные с
Если у туроператора
организована управленческая бухгалтерия,
то аудитор должен провести отдельную
проверку блока учетно – аналитической
системы – управленческого
Далее проверяется состав и методика учета расходов туроператора. В процессе аудита необходимо сгруппировать расходы в рабочем документе аудитора по трем позициям: расходы от обычной деятельности, внереализационные расходы и чрезвычайные расходы. Изучение состава расходов туроператора в соответствии с их классификацией позволит выявить нарушения, например необоснованного уменьшения суммы прибыли отчетного года. У туроператоров возникают расходы по двум направлениям: на чартерные рейсы и создание нового туристского продукта. В стоимость расходов на чартерные рейсы включаются расходы, возникающие при покупке услуг фрахтования всех мест транспортного средства или его части (чартера) у организации-перевозчика и приобретению определенного количества мест в транспортном средстве, выполняющем регулярный или чартерный рейс.
Аудитор тщательно проверяет обоснованность и порядок учета расходов на разработку нового туристского продукта. Расходы на разработку туристского продукта включают в состав расходов будущих периодов и относят на счет 1620 «Расходы будущих периодов». После реализации туристского продукта эти расходы списывают на себестоимость туристского продукта равными долями в течение определенного срока, который устанавливает туроператор. В процессе аудиторской проверки проводится юридический анализ документации, оформляемой при разработке и продвижении туристского продукта. Также необходимо проверить правильность отнесения расходов по разработке нового туристского продукта на счета контрагентов. Некоторые организации учитывают эти расходы на дебете счета 8110 «Основное производство» и кредите счета 3310 «Расчет с поставщиками и подрядчиками».
Аудитору следует обратить внимание на командировочные расходы. Сначала проверяется документация, служащая основанием для командировки работников. В состав документации включаются приказ руководителя о командировке, командировочные удостоверения, авансовый отчет и оправдательные документы, прилагаемые к нему. Аудитор выявляет наличие и правильность оформления всех оправдательных документов. Также проверяется обоснованность командировочных расходов, произведенных сотрудниками предприятий туроператоров и турагентов, особенно расходы в зарубежных командировках. Затем определяется правильность корреспонденции счетов по учету расходов на командировки и достоверность аналитических данных по счету 1250 «Расчеты с подотчетными лицами».
Большинство туристических компаний работает на упрощенной системе налогообложения, так как это выгодно для туристских предприятий (не нужно оформлять декларации по различным налогам, не платят НДС). Туристические организации чаще выбирают как объект «доходы минус расходы», так как в турфирмах объем расходов довольно большой. Туроператор и турагент между собой обычно заключают договор купли-продажи. Тогда деятельность агентства можно рассматривать как торговую, а сами турпутевки – как покупной товар для дальнейшей перепродажи. Получается, что путевка – это товар, и его можно учесть как расход для расчета единого налога. Однако такой подход считается нарушением. Специалисты из Министерства финансов пришли к выводу, что туристическая путевка – это не товар. Она лишь подтверждает право на тур. И фирмы не могут учесть расходы на приобретение путевок при расчете единого налога. Для решения возникшей проблемы вместо договора купли-продажи можно заключать другие виды договоров. Например, это может быть договор возмездного оказания услуг или посреднический договор. В первом случае турагент (исполнитель) по заданию туроператора (заказчика) оказывает услуги для туриста. Тогда расходы по приобретению прав на проживание, авиаперелет, трансфер и др. можно отнести к материальным затратам. Во втором случае это может быть договор комиссии, агентский договор или другой аналогичный. Тогда туроператор выступает со стороны комитента (принципала), а турагент – со стороны комиссионера (агента). По договору одна сторона по поручению другой реализует туристический продукт за вознаграждение. Деньги, полученные турагентом от туристов, не будут его собственностью. Агентству принадлежат лишь комиссионные, а это и будет его доход.
Аудитор должен тщательно проверить соответствие всех расходов и доходов туроператора нормативным документам, проанализировать правильность заключения договоров между туроператором и турагентом. Аудитор проверяет правильность отнесения доходов организации к доходам от обычной деятельности, операционным доходам, внереализационным доходам. Кроме того, выявляется наличие чрезвычайных доходов. В качестве обычных доходов туроператор должен выделить выручку от продвижения туристского продукта. Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов туроператора, участием в уставных капиталах организаций и иные доходы составляют операционные доходы туроператора. Аудит организации учета доходов должен проводиться по двум направлениям: проверка данных синтетического и аналитического учета. В результате проверки правильности формирования в учете данных о доходах организации аудитор получает сведения об объеме прибыли. Поскольку в бухгалтерском учете выделяют пять видов прибыли, необходимо проверить достоверность показателей валовой прибыли, прибыли от реализации продукции, прибыли до налогообложения, налогооблагаемой прибыли и чистой прибыли. Особенное внимание следует уделить распределению чистой прибыли организации.
4. Аудит валютных операций.
Аудиторская деятельность в Казахстане за относительно короткий период времени прошла большой и успешный путь развития: создана и совершенствуется нормативно-правовая база аудита, сформировался рынок аудиторских услуг. Важным направлением в развитии технологий аудита является аудит валютных операций. В настоящее время достаточно много казахстанских компаний выходит на международные рынки. Внешнеторговая деятельность предприятий связана с расчетами в иностранной валюте и регулируется валютным законодательством, соблюдение которого является необходимым условием для правового обеспечения ведения бухгалтерского учета валютных операций. В связи с этим особо важной становится правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций с иностранной валютой. Операции с денежными средствами затрагивают практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности компании и являются наиболее уязвимыми с точки зрения нарушений. Расчеты за товары и услуги с применением различных видов иностранной валюты можно характеризовать как валютные операции. В свою очередь в п. 9 ст. 1 Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года N 57-II. представлены все операции с денежными средствами, которые можно отнести к валютным операция.
Аудит валютных операций, как правило, является составной частью обязательного аудита, который проводится в организациях, ведущих внешнеэкономическую деятельность, но нередко руководство экономического субъекта заказывает инициативный аудит валютных операций.
Вопросы аудита валютных операций освещались и анализировались в трудах отечественных ученых-специалистов - Ю.Ю. Кочинев, Г.А. Юдин, А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасов, А.Д. Шеремет и др.
Аудит операций по валютным счетам - это проверка и подтверждение правильности оформления инвентаризации остатков по валютным счетам и отражения в учете; соблюдения валютного законодательства по операциям с валютой. Целью аудиторской проверки валютных операций является установление соответствия применяемой у экономического субъекта методики учета и налогообложения операций по движению денежных средств на валютных счетах в кредитных организациях действующим в Казахстане в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.
Основными задачами аудиторской проверки валютных операций является: