Учет выбытия основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ УЧЁТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ..docx

— 67.93 Кб (Скачать файл)

   Первоначальная стоимость  приобретенного объекта основных  средств слагается: 
а) из суммы фактических затрат по приобретению объекта основных средств без налога на добавленную стоимость (НДС), если 
оно приобретено для производства продукции, не освобожден ной от уплат НДС; 
б) из суммы фактических затрат по приобретению объекта основных средств плюс налог на добавленную стоимость, если в соответствии со ст. 170-172 Налогового кодекса НДС не возмещается и включается в первоначальную стоимость основных средств:

    • при использовании основных средств при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению в соответствии с п. 1-3 ст. 149 НК РФ; при производстве для собственных нужд товаров (работ, услуг), которые освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 2 и 3 ст. 149; при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (п. 2 ст.170 НК РФ);
    • при использовании основных средств для непроизводственных целей;
    • при принятии основных средств к учету организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога в соответствии со ст. 145 НК РФ. В случае приобретения основных средств для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются реализацией в соответствии с п.2 ст.146 НК РФ.

После ввода объектов в  эксплуатацию сумма налога на добавленную  стоимость, включенная в их первоначальную стоимость, списывается на себестоимость  продукции (работ, услуг) через суммы  амортизационных отчислений в установленном  порядке.

В производственно-хозяйственной  деятельности предприятия одно и  то же оборудование может использоваться для производства продукции (работ, услуг) как освобожденной, так и  не освобожденной от налога на добавленную  стоимость. В этом случае налоговый  вычет НДС по приобретенным основным средствам осуществляется в сумме, соответствующей объему продукции (работ, услуг), облагаемой в общем  объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный период (ст. 170НКРФ).

Стоимость основных средств, в которой они приняты к  бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством  Российской Федерации и ПБУ 6/01. Изменение  первоначальной стоимости основных средств происходит в случаях:

  • достройки;
  • дополнительного оборудования;
  • реконструкции;
  • частичной ликвидации;
  • переоценки.

   Под модернизацией и реконструкцией принято понимать улучшение качественных характеристик основного средства: увеличение его мощности, срока службы и т. п. Для определения этих понятий для целей бухгалтерского учета необходимо руководствоваться письмом Минфина РСФСР от 29 мая 1984 г. № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий» (в ред. письма Минфина СССР от 11 февраля 1986 г. № 30), Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции, утвержденными постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31.

Восстановительная стоимость  — это затраты предприятия  по воспроизводству объекта основных средств в конкретных экономических  условиях. По восстановительной стоимости  основные средства оцениваются в  результате их переоценки. Согласно ПБУ 6/01, предприятие имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного  года) переоценивать группы объектов основных средств по текущей восстановительной  стоимости.

При принятии решения о  переоценке по таким основным средствам  следует учитывать, что в последующем  они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности, существенно  не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Вследствие переоценки объект основных средств может быть либо дооценен, либо уценен. В результате образуются либо положительные, либо отрицательные  разницы между старой и переоцененной  остаточной стоимостью объектов основных средств.

Результаты проведенной  предприятием переоценки объектов основных средств подлежат отражению в  бухгалтерском учете обособленно  и включаются в данные бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Они учитываются в бухгалтерской  отчетности при формировании данных на начало отчетного года (а не на отчетную дату предыдущего года — 31 декабря).

Суммы дооценки основных средств  отражаются по дебету счета 01 «Основные  средства» и кредиту счета 83 «Добавочный  капитал» организации, суммы уценки при отсутствии ранее образованного  добавочного капитала по объектам основных средств, по которым выявлена уценка, подлежат отражению по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 01 «Основные  средства».

Оценка объекта основных средств, стоимость которого при  приобретении выражена в иностранной  валюте, производится в рублях путем  пересчета суммы в иностранной  валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету. В случае если для пересчета  выраженной в иностранной валюте стоимости актива или обязательства, подлежащей оплате в рублях, законом  или соглашением сторон установлен иной курс, то пересчет производится по такому курсу.

Если величина фактических  затрат на приобретение и сооружение основных средств определена в иностранной  валюте, производится пересчет иностранной  валюты в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия указанных  затрат к бухгалтерскому учету. В  случае если для пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости  актива или обязательства, подлежащей оплате в рублях, законом или соглашением  сторон установлен иной курс, то пересчет производится по такому курсу.

Если дата оплаты и дата принятия затрат на приобретение и  сооружение основных средств к бухгалтерскому учету не совпадают, то у организации  могут возникать курсовые разницы. Курсовые разницы -разницы между  рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в  иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в  отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода. Курсовые разницы, возникшие в результате приобретения и сооружения основных средств, подлежат зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы.

Под остаточной стоимостью основных средств понимается разница  между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и суммой начисленной амортизации.

 

 

 

2. Учет выбытия  основных средств.

Выбытие основных средств  из организации может происходить  по следующим причинам:

    • в силу непригодности к дальнейшей эксплуатации из-за физического износа;
    • из-за морального износа;
    • в качестве вклада (взноса) в уставный капитал другой организации;
    • в случае передачи на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;
    • в результате продажи;
    • в порядке товарообменных операций;
    • при безвозмездной передаче или дарении;
    • вследствие сдачи в аренду;
    • под воздействием форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение, хищение и пр.);
    • при передаче в совместную деятельность (по договору простого товарищества);
    • при передаче в доверительное управление;
    • в случае обмена на другое имущество, а также другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

 

2.1.  Общая методика  бухгалтерского учёта выбытия  О.С.

 

Осуществление этих операций связано с формированием финансового  результата, от которого зависит финансовое положение организации, поэтому  важно правильное его исчисление. Пунктом 62 МСФО 16 «Учет основных средств» признается, что прибыли и убытки, связанные по таким операциям, «должны определяться как разность между оценочной суммой чистых поступлений от выбытия и балансовой стоимостью актива и признаваться как доход или расход в отчете о прибылях и убытках».

В отечественном стандарте  – ПБУ 6/01 (п.31) – говорится лишь об отражении в учете доходов  и расходов от списания объектов основных средств, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Во всех случаях выбытия  основных средств (кроме автотранспортных) специальная комиссия составляет акт  на списание по форме № ОС-4 (приложение 2), а по автотранспортным акт составляется по форме № ОС-4а.

Акты на списание основных и автотранспортных средств составляются в двух экземплярах за подписью членов комиссии и утверждаются руководителем  организации или лицом, на это  уполномоченным. Первый экземпляр передается в бухгалтерию как основание  для списания данного объекта, а  второй остается у работника, за которым  был закреплен объект, как основание  для сдачи на склад полезных отходов  от ликвидации. Автотранспортное средство, кроме того, должно быть снято с  учета в ГАИ.

Все расходы, связанные со списанием объекта, а также стоимость  материальных ценностей, поступивших  в результате сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и пр., показывают в разделе акта «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о  поступлении материальных ценностей  от их списания» формы № ОС-4 (приложение 2). По автотранспортным средствам подобная информация приведена в аналогичной «Справке» формы № ОС-4а.

В синтетическом учете  операции по выбытию основных средств  отражаются на активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы». На нем  накапливается информация о процессе продажи и прочего выбытия  основных средств (списании, ликвидации, безвозмездной передаче и др.). По дебету данного счета показывают первоначальную стоимость списываемого объекта и расходы, понесенные организацией в процессе его выбытия. По кредиту  отражаются сумма износа, ранее начисленного за период эксплуатации, а также  выручка, поступившая в результате ликвидации конкретного объекта.

Если основные средства выбывают в связи с тем, что организация  передает их своим филиалам и представительствам как обособленным структурным подразделениям, выделенным на самостоятельный баланс и имеющим свои расчетные счета  для осуществления уставной деятельности, счет 91 «Прочие доходы и расходы» не используется.

В расчетах между организацией и филиалами и представительствами  применяется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 1 «Расчеты по выделенному  имуществу». Если филиалы и представительства  не выделены на самостоятельный баланс, предоставление им имущества в виде основных средств в учете регистрируется внутренней записью по счету 01 «Основные  средства».

Д 01 «Основные средства», субсчет 2 «Выбытие основных средств» - К 01 «Основные средства».

Во всех случаях выбытия  и списания с баланса основных средств их стоимость, учтенная на счете 01 «Основные средства», списывается  на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в оценке, числящейся в балансе  на дату выбытия:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно  не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг  либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

2.2. Учёт списания и ликвидации основных средств.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности  его восстановления, а также для  оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно  действующая комиссия, в состав которой  входят соответствующие должностные  лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена  ответственность за сохранность  основных средств. Для участия в  работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих  инспекций.

В компетенцию комиссии входит:

  • осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

Информация о работе Учет выбытия основных средств