Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть на примере конкретной организации порядок формирования себестоимости и метод, позволяющий определить себестоимость продукции, а также разработать новый для возможного внедрения метод калькулирования.
Объектом исследования выбран Читинский облпотребсоюз, а именно кондитерский цех, где и применяется исследуемый метод калькулирования себестоимости. Период исследования – январь 2003 года.

Содержание работы

Введение ______________________________________________________________ 3
Себестоимость продукции: ее состав и виды _____________________________ 4
Калькулирование себестоимости продукции, его роль в управлении производством ________________________________________________________________ 7
Принципы калькулирования ___________________________________________ 9
Методы калькулирования ____________________________________________ 13
Практика: калькулирование себестоимости _____________________________ 21
Заключение ___________________________________________________________ 25
Литература ___________________________________________________________ 26

Файлы: 1 файл

«Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции».doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

б) списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа;

в) организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное производство» для каждого передела;

г) простота и дешевизна: нет карточек учета заказов, отсутствует необходимость распределять косвенные расходы между отдельными заказами.

ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД

  Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, создающие блюминги, прокатные станы, экскаваторы больших мощностей, а также военно-промышленного комплекса, где преобладают процессы обработки и производится неповторяющаяся или редко повторяющаяся продукция. Сферой применения позаказного метода также являются и мелкосерийные промышленные предприятия, предприятия с физико-химическими процессами. Область применения позаказного метода не ограничивается промышленным производством. Он успешно используется в строительстве, научно-исследовательских институтах, учреждениях здравоохранения (например, калькулируется себестоимость операции каждого больного), сфере услуг.

  Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитывается в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов с соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных изделий.

 

   Независимо от множества объектов учета затраты можно исследовать двумя методами – фактическим и методом учета нормативных затрат. Оба метода направлены на выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции, но первый – путем непосредственного учета затрат, а второй – через отклонения от норм.

МЕТОД УЧЕТА  ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ  ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ

   Учет фактических затрат – метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Этот метод, как правило, является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях. Учет фактических затрат на производство строится на таких принципах, как полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета; учетная регистрация их в момент возникновения в процессе производства; локализация затрат по видам производств, характеру расхода, местам возникновения, объектам учета и носителям затрат; отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и калькулирования; сравнение фактических показателей с плановыми. Применение этого метода позволяет в конечном счете определить фактическую (или «историческую») себестоимость.

   Недостатки метода: исключение возможности оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, нарушений технологических процессов, изыскания и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Все это предопределяет ограниченность использования данного варианта учета для принятия управленческих решений, осуществления оперативного внутрихозяйственного бухгалтерского контроля.

 

НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ  СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

   Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонениям от них. Этот метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат, которая используется для определения фактической себестоимости продукции, оценка брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Норма – заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.

   Основные принципы нормативного метода учета:

  1. Предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет.
  2. Ведение в течение месяца учета изменений действующих норм (для корректировки нормативной себестоимости).
  3. Учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм.
  4. Установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения.
  5. Определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

   Соблюдение такого алгоритма учета и расчетов, хотя и является весьма трудоемким процессом, но при этом, позволяет получить достоверную информацию о затратах, пригодную для последующего анализа и контроля. Возможны модификации нормативного метода: полный и неполный (под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним) учет нормативных затрат.

 

СИСТЕМА «СТАНДАРТ-КОСТ»  КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ НОРМАТИНОГО  МЕТОДА УЧЕТА ЗАТРАТ

   Название «стандарт-кост» (Standard Costs) в широком смысле подразумевает себестоимость установленную заранее (в противоположность себестоимости, данные о которой собираются). Смысл этой системы заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача – учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.

   В основе системы «Стандарт-кост» лежит предварительное нормирование затрат по элементам и статьям, составление нормативных калькуляций на основе действующих норм на отдельные виды изделий и их составные части, уточнение этих калькуляций по мере изменения действующих норм, раздельный учет фактических затрат по действующим нормам, по изменениям норм и по отклонениям по норм, возможность исчисления фактической себестоимости продукции путем алгебраического суммирования нормативной себестоимости и учтенных изменений за месяц норм.

  Основной постулат «Стандарт-кост» - фактические показатели затрат всегда превышают нормативные, поскольку норма – это ставить задачи на будущее, помогать осуществлять эти задачи, минимальные затраты для данных условий, т.е. в действительности учет состоит в фиксации множества отклонений. Если же отклонений не возникало или фактические затраты меньше нормативных, то это значит, что была определена не предельно низкая норма затрат и ее нужно скорректировать. В системе «Стандарт-кост» невозможно перевыполнить план. Любые затраты в сравнении с нормами приводят к перерасходу средств, анализ которых является источником информации о неиспользованных ресурсах предприятия, его потенциале и неоправданных затратах.

   «Стандарт-кост» - система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем составления до начала производства стандартных калькуляций и учета фактических затрат с выделением отклонений от стандартов. «Стандарт» - количество необходимых для производства единицы продукции (работ, услуг) материальных и трудовых затрат (могут заранее исчислены); «кост» - денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.

   Характерные особенности:

  1. основой выявления отклонений от стандартов в процессе расходования средств являются бухгалтерские записи на специальных счетах, но не их документирование. Перед управляющим ставится задача не допускать отклонения;
  2. не все предприятия отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те их них, которые используют текущие стандарты;
  3. для отражения отклонений от стандартов выделяются специальные синтетические счета.

 

«ДИРЕКТ-КОСТИНГ» В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

   Главное в «директ-костинг» - организация раздельного учета постоянных и переменных затрат. Поэтому эту систему учета затрат называют variable costing – учет переменных затрат. Сейчас эта система предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных затрат, но и части переменных косвенных расходов.

   Переменные затраты – такие расходы, величина которых находится в более или менее прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производства, например расход сырья и материалов на изготовление продукции, заработная плата производственных рабочих и другие (все основные затраты). Постоянные – расходы, общая сумма которых не меняется при изменении объема производства. Таковыми являются все накладные расходы. Некоторые издержки представляют собой смесь переменных и постоянных затрат и поэтому их называют – частично переменными (например это плата за телефон).

   Метод «директ-костинг» имеет два варианта:

  • простой «директ-костинг», основанный на использовании в учете данных только о переменных затратах;
  • развитой «директ-костинг», при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.

   Особенностью современной системы директ-костинг является использование стандартов (норм) не только по переменным издержкам, но и по постоянным, в частности по переменной части постоянных накладных расходов. Стандартный директ-костинг – есть средство достижения конечной цели предприятия – получение чистой прибыли.

 

Калькулирование себестоимости

   В Читинском облпотребсоюзе работают три производственных цеха: кондитерский, хлебопечение и полуфабрикатов, где применяется метод учета фактических затрат и калькулирование фактической себестоимости с учетом норм.

   На кондитерском цехе в соответствии со Сборником рецептур составляется калькуляция себестоимости одного вида изделия. Для примера взята булка нижегородская (Приложение 1). 

   Планируются издержки в соответствии с ее закладкой (10 кг муки), полная себестоимость изделия с учетом НДС, формируется оптово-отпускная цена, розничная цена, делается торговая надбавка (22%).

   Далее бухгалтером составляется накопительная на расход сырья в кондитерском цехе за отчетный период, как основного сырья – муки, так и вспомогательных (дрожжи, соль, сахар, молоко и другие). В ней учитывается количество произведенной продукции и определяется сумма списанного сырья и материалов за месяц, в данном случае январь 2003 года.

   Далее дается проводка на списания сырья на производство по нормам:

Дебет сч. 20 – 42149-57

Кредит  сч. 10 – 42149-57

   Аналитический учет по счету 20 ведется в книге формы  К-39 (Приложение 2). В книге разносятся проводки по начислению сырья, заработной платы производственных рабочих, АУР, соответствующие отчисления, расходы на содержание помещений (электроэнергия, теплоэнергия, вода рассчитываются в соответствии с нормами). В форме К-39 собираются все расходы для выпуска булочных изделий, в том числе и булка нижегородская. Фактические затраты списываются на счет «Готовая продукция»:

Дебет сч. 43 – 65200-90

Кредит  сч. 20 – 65200-90

   На основании аналитического учета по счету 20 в потребительской кооперации составляется форма № 7 «Отчет о себестоимости товарной продукции в предприятиях промышленности и ее финансовых результатах» (Приложение 3).

   Где показано формирование полной фактической себестоимости (65 тыс. рублей) и из чего она складывается (в данном случае: сырья, основных и вспомогательных материалов; топлива, энергии на технологические цели; прочих прямых расходов; расходов по оплате труда), результат от реализации произведенной продукции по оптово-отпускным ценам, а также финансовый результат от реализации и отпуска (прибыль – 15 тыс. рублей).

   Данный метод учета затрат применяется в кондитерском цехе с 1997 года, с момента начала работы.

   Однако для учета затрат и калькулирования себестоимости могут применяться и другие методы.

   Например, калькулирование по последней операции (или «ENDPOINT-COSTING»), при которой учет затрат на производство не следует за движением продукта по стадиям его изготовления, а осуществляется на счете «Готовая продукция» или на счете «Продажи». Перспективы ее применения связаны с возможностями продвижения организации производства и управления в соответствии с подходом «точно в срок». Данная система появилась в Японии и на Западе и успешно применяется сейчас, она является продолжением системы «точно в срок». В калькуляции себестоимости продукции выделяются только 2 статьи: одна из них – «Прямые производственные затраты» (основные материалы), вторая – «Косвенные расходы» (записи отражаются на счете «Общепроизводственные расходы»). В ее состав включаются и расходы на оплату труда основных производственных рабочих.

   Учетные записи осуществляются в 7 шагов. Рассмотрим их.

Шаг 1. Осуществляются записи покупок основных материалов за отчетный период. Допустим в апреле Читинский облпотребсоюз приобрел основных материалов на сумму 55000 руб.:

Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции