Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:58, курсовая работа
Материально-производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются однократно. При этом в процессе производства материально-производственные запасы используются различными способами.
Введение…………………………………………………………………………..…4
1. Нормативно-правовые документы………………………...………………….....5
2. Цели и задачи учета материально-производственных запасов……….............6
3. Учета материально-производственных запасов…………………….……….....9
3.1 Учет материально-производственных запасов на складах…………….…9
3.2 Определение себестоимости и оценка материально-производственных запасов……………………………………………………………………………..13
3.3 Аналитический и синтетический учет материально-производственных запасов……………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..…..27
Список литературы………………………………………………………………...29
где: – сальдо на конец месяца;
– сальдо на начало месяца;
П – приход материалов за месяц;
Р – расход материалов за месяц.
Данный остаток должен соответствовать аналогичному показателю остатка на конец дня последней записи операции движения материалов за текущий месяц. Выведенные остатки заведующий складом из карточек переносит в сальдовую книгу, которая хранится в бухгалтерии. При этом разрешается данные об остатках из карточек переносить работнику бухгалтерии организации, но в этом случае заведующий складом своей подписью заверяет правильность перенесенных данных.
Бухгалтерия не реже одного раза в неделю проверяет правильность и полноту записей в карточках складского учета по первичным документам, сданным заведующим складом в бухгалтерию. Факт проверки подтверждается подписью проверяющего в карточках складского учета.
3.2 Определение себестоимости и оценка материально-производственных запасов
В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к учету по их фактической себестоимости. При этом под фактической себестоимостью МПЗ для целей бухгалтерского учета понимается сумма фактических затрат на их приобретение, изготовление, доставку, а также приведение в состояние, в котором они пригодны к использованию (табл. 2.1).
Организации довольно редко приобретают основные средства, и каждое из них учитывается отдельно. Материалы же (особенно применяемые для производства основной продукции) приобретаются часто, крупными партиями, и не всегда по одной и той же цене. И если стоимость приобретенного основного средства можно определить в момент его ввода в эксплуатацию, то применительно к материалам этот метод не срабатывает, так как однотипные материалы в разные периоды времени могут приобретаться по разным ценам. И если цена приобретения каждой партии всегда известна – она указана в накладных, договорах поставки и других документах, то цена списания материалов при их передаче в производство может вызвать определенные затруднения. Ведь, попадая на склад, однотипные материалы редко хранятся по партиям. Чаще всего они подбираются по наименованиям, размерам, сортам, цветам и так далее. В результате не возможно точно определить, какие именно материалы пошли в производство: приобретенные раньше или позже, по более высоким или по более низким ценам. Вместе с тем, определение точной цена материалов необходимо, так как от нее зависит себестоимость готовой продукции.
В соответствии с п. 16 ПБУ 5/01 допускается при отпуске материалов в производство или ином выбытии оценивать их одним из следующих способов:
Таблица 2.1
Определение фактической себестоимости МПЗ для целей бухгалтерского учета
Способ |
Фактическая себестоимость |
Приобретение за плату |
суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретение МПЗ; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ; затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию; затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ |
Внесение в качестве вклада уставной (складочный) капитал организации |
Денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, плюс фактические затраты на доставку и приведение в состояние, пригодное для их использования |
Получение по договору дарения и иные случаи безвозмездного получения |
Текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, плюс фактические затраты на доставку и приведение в состояние, пригодное для их использования |
Приобретение в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств |
Рыночная стоимость обмениваемого имущества, плюс фактические затраты на доставку и приведение в состояние, пригодное для их использования |
Поступившие в связи с ликвидацией или демонтажем объектов основных средств, незавершенного строительства и иного имущества |
Текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету |
Выявленные излишки при инвентаризации имущества |
Рыночная стоимость на дату проведения инвентаризации |
Изготовление собственными силами |
Фактические затраты, связанные с производством данных материалов |
Те же методы оценки материалов установлены п. 8 ст. 254 НК РФ для исчисления затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
Оценка материалов по себестоимости каждой единицы применяется в том случае, если материалы, используемые организацией, должны учитываться отдельно (например, драгоценные металлы и камни) или не могут заменять друг друга.
Оценка материалов по методу средней себестоимости производится путем суммирования стоимости остатка материалов на начало периода и всех затрат на приобретение партий данного материала, поступивших за отчетный период, и деления полученной суммы на общее количество материалов, имевшихся на начало периода и поступивших за отчетный период. На практике данный метод применяется чаще всего, так как он соединяет простоту расчетов и высокую достоверность отчетных данных.
Оценка материалов по методу ФИФО осуществляется исходя из допущения, что запасы используются в последовательности их приобретения (поступления), то есть запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения партий с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При этом оценка материалов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних партий материалов, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость партий, более ранних по времени приобретения.
Следует заметить, что в любом случае суммарная стоимость остатка на конец отчетного периода и материалов, отпущенных в производство, будет одинаковой. Хотя метод ФИФО и позволяет несколько завышать или занижать затраты, что в конечном счете может обернуться временной экономией на налогах, однако управлять затратами произвольно не получится, так как порядок списания строго регламентирован.
3.3 Аналитический и синтетический
учет
материально-производственных запасов
Все первичные документы по движению МПЗ со складов и структурных подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерию в сроки, определенные в учетной политике. В бухгалтерии первичные документы проверяются с точки зрения правильности их оформления и законности совершенных операций. После проверки документы формируются в пачки по их однородности (видам) и с сопроводительным ярлыком передаются на вычислительную установку, затем таксируются, то есть определяется сумма (денежная оценка) операций путем умножения количества на цену.
Таксировка производится, как правило, с помощью средств вычислительной техники или непосредственно на рабочем месте бухгалтера персональными средствами автоматизации учетных работ. Таксировка делается по каждой строке многострочного документа (за исключением лимитно-заборных карт) и по каждому однострочному документу. По лимитно-заборным картам таксируется общее количество материалов (с учетом возврата) по каждому номенклатурному номеру. Если отпуск материалов оформляется без расходных документов по карточкам складского учета – то таксировка проводится в этих карточках.
Первичные документы могут сдаваться со складов и структурных подразделений сразу в вычислительный центр, минуя бухгалтерию, для автоматизированной обработки. В этом случае проверка правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках складского учета и их остатков в сальдовой книге осуществляется работниками вычислительного центра, а бухгалтерская служба осуществляет последующий контроль.
Аналитический учет в бухгалтерии ведется по материально ответственным лицам (складам, подразделениям и другим местам хранения материалов) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов.
Практика выработала различные методы организации учета материалов. Способ учета материалов выбирается и устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике. Очевидно, что порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов, который определяет порядок и последовательность ведения учета МПЗ, виды учетных регистров, их количество, взаимосвязь показателей. Наиболее распространены два метода: традиционный оборотный (количественно-суммовой) метод на основе использования оборотных ведомостей и сальдовой метод.
При использовании количественно-суммового метода учета материалов одновременно на складе и в бухгалтерии открывают карточки количественно-суммового учета в разрезе номенклатурных номеров. Таким образом, в бухгалтерии организации ведется учет, аналогичный складскому, с той лишь разницей, что на складе учет ведется только в количественном выражении, а в бухгалтерии – в количественно-суммовом. В карточках ежемесячно выводят обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. На основании карточек в бухгалтерии ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и структурному подразделению. В каждой оборотной ведомости отражаются:
В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению). Вышеуказанные оборотные ведомости являются основанием для составления сводной оборотной ведомости, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и структурных подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям. Отдельно учитываются движение и остатки транспортно-заготовительных расходов. Сводные оборотные ведомости сверяют с данными синтетического учета материалов.
Для взаимосверки складского учета материалов с учетом в бухгалтерии ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерии, с данными в карточках складов и структурных подразделений. При этом карточки аналитического учета в бухгалтерии не ведутся, все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и расходу, которые записывают в оборотную ведомость. Остатки в оборотных ведомостях сверяют с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.
В свою очередь, при сальдовом методе учета материалов на складе ведется только количественно-сортовой учет движения МПЗ. Для этого на складе открывают карточки складского учета материалов. В них на основании первичных документов регистрируется движение материалов на складе. После каждой записи в карточке выводится остаток. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Однако карточка складского учета материалов приобретает силу бухгалтерского реестра только после того, как бухгалтер проверит первичные документы, отражение их реквизитов в карточке и заверит проверку своей подписью.
По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточке в книгу учета остатков материалов, которая открывается бухгалтерией на год по каждому складу, хранится в бухгалтерии и выдается кладовщику по окончании месяца для регистрации остатков материалов. Бухгалтерия таксирует остатки, указанные в книге по учетным ценам, и сверяет их со своими данными – в разрезе складов и учетных цен.
При сальдовом методе учета материалов бухгалтерия предприятия осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость «Движение материальных ценностей» (в денежном выражении). Ведомость делится на три раздела: первый обеспечивает контроль за движением материалов по местам их хранения; во втором – обобщается движение материалов по учетной и фактической себестоимости и определяются показатели для расчета сумм и процентов транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости от плановых цен по группам материалов; в третьем разделе проводят расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов, отпуск со складов, расход цехов, остатки ценностей в цехах, на общезаводских складах по фактической и учетной стоимости.
В организации может применяться оба метода учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим – сальдовый. Оборотный и сальдовый методы учета материалов рекомендуются к применению в организациях, где количество наименований товарно-материальных ценностей незначительно, при ведении учета вручную.
Информация о работе Учета материально-производственных запасов