Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:32, курсовая работа
Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Сущность подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.
Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета 5
1.1. Экономическое содержание объекта учета 5
1.2. Нормативная документация 9
2. Организационно-экономическая характеристика СХК «Заря» 12
2.1. Обязательные реквизиты и основные положения Устава 12
2.2. Природные и экономические условия и результаты деятельности предприятия 13
3. Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность в СХК «Заря» 24
3.1. Учетная политика организации, ее содержание и соответствие задачам управления 24
3.2. Элементы учетной политики 26
3.3. Оценка существенности учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета 38
Выводы и предложения 44
Список используемой литературы 47
Рассмотрим схему 3.1 основных элементов учетной политики в СХК «Заря»
Схема 3.1. Схема основных элементов учетной политики СХК «Заря»
Элементами формируемой в СХК «Заря» учетной политики являются:
Форма бухгалтерского учета.
В СХК «Заря» применяется журнально-ордерная форма учета.
Основными особенностями журнально-ордерной формы учета является: применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку, совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета, объединение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности, сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.
Журналы-ордера представляют собой листы большого формата со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер. Как правило, журналы-ордера имеют различную форму.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
В соответствии с приказом об учетной политике в СХК «Заря» для ведения бухгалтерского учета используется план счетов, рекомендованный для применения приказом Минфина РФ от 31 декабря 2000 года.
План счетов имеет важное организующее значение в бухгалтерском учете. С 1 января 2012 г. на предприятии применяется новый план счетов, построенный на основе использования в бухгалтерском учете международных стандартов.
Исходя из принципов рыночной экономики из плана счетов исключены ранее применявшиеся счета: 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов», 14 «Переоценка материальных ценностей», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», 48 «Реализация прочих активов», 56 «Денежные документы», 81 «Использование прибыли» и др. Многие счета, особенно по учету расчетов укрупнены и включены субсчетами в другие счета (бывшие счета 61, 63, 64, 65, 67, 74 и др.).
Принципиальным изменением в плане счетов является то, что учет финансовых результатов построен теперь в тесной увязке с ПБУ-9 и ПБУ-10 по бухгалтерскому учету доходов и расходов. В итоге данные бухгалтерского учета по финансовым результатам деятельности и данные бухгалтерской отчетности по финансовым результатам (ф. №2 «Отчете о прибылях и убытках») построены на единых методических принципах, в результате чего обеспечивается «прозрачность» отчетности, что очень важно для осуществления инвестиций.
В СХК «Заря» 43 счет подразделяется на три субсчета.
На 43.1 – учитывается продукция растениеводства.
На 43.2 – продукция животноводства.
На 43.3 – принятие продукции у населения для продажи.
Формы первичных документов.
Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем предприятия. Как правило, это документы, не содержащиеся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а.
Рабочий План счетов бухгалтерского учета, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.
Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.
На предприятии отсутствует график документооборота.
Основными документами на предприятии являются: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности от 1992, 1994 и 1998 гг., План счетов бухгалтерского учета (1991 и 2000 гг.) и Положение «Учетная политика предприятия» (1994 и 1998 гг.). Они предоставили организации право выбора вариантов учета и оценки соответствующих объектов (нематериальных активов, учета затрат по ремонту основных средств, выпуска продукции, ее реализации и др.) в соответствии с установленной организацией учетной политикой.
В учетную практику введены новые объекты учета — нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.
Существенно изменена методология учета многих объектов учета: основных средств, капитальных вложений, уставного капитала (фонда), прибыли и убытков и др.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии возложена на их руководителя.
С введением (с 01.01.95 г.) в учетную практику Положения «Учетная политика предприятия» отечественная система бухгалтерского учета перешла на использование международных бухгалтерских принципов.
Все эти изменения направлены на отражение реальных процессов, происходящих в нашей стране, и на приближение отечественного учета к зарубежному. Они дают основание сделать вывод о том, что период 1991—2000 гг. можно считать первым этапом перехода отечественной системы учета и отчетности к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики и международным учетным стандартам.
Формы учетных регистров.
Как мы уже говорили на предприятии применяется журнально-ордерная форма учета, которая является основной формой бухгалтерского учета при ручной обработке информации.
Все журналы-ордера в зависимости от принятого в них порядка записей на предприятии подразделяют на 6 групп: 1) журналы-ордера по кредиту одного счета с ведомостями по дебету одного счета; 2) журналы-ордера по кредиту нескольких счетов с ведомостями по дебету счетов; 3) журналы-ордера по кредиту нескольких счетов с вмонтированными таблицами (ведомостями) для аналитических данных; 4) журналы-ордера по кредиту одного или нескольких счетов и отдельно ведомости к ним для аналитического учета; 5) журналы-ордера по большому числу счетов и отдельно ведомости, таблицы или лицевые счета для аналитического учета к каждому счету; 6) журналы-ордера по одному балансовому счету с совмещением синтетического и аналитического учета путем применения принципа линейно-позиционной записи. Несмотря на такое разнообразие применяемых регистров, для журнально-ордерной формы учета характерен единый принцип записей: все журналы-ордера ведутся по кредиту соответствующих счетов. Этим обеспечиваются стройность и последовательность записей в них.
В СХК «Заря» существует также несколько типов ведомостей, применяемых при журнально-ордерной форме учета. Широко используются накопительные ведомости с позиционной записью. Большое значение имеют ведомости для учета расходов в синтетическом и аналитическом разрезах. Применяются также ведомости, составляемые с целью контроля за правильностью итоговых показателей других ведомостей или журналов-ордеров.
В составе регистров журнально-ордерной формы учета имеются также листки-расшифровки, разработочные таблицы и Главная книга.
Листки-расшифровки на предприятии применяются для группировки соответствующих сумм в журналах-ордерах, вспомогательных ведомостях и других регистрах по субсчетам и статьям аналитического учета. Например, к журналу-ордеру листки-расшифровки могут открываться на каждый дебетуемый счет. Если в дебет расшифровываемого синтетического счета относят суммы с кредита нескольких счетов, указанную расшифровку отражают в одном листке-расшифровке.
Записи в листках-расшифровках делают на основе сгруппированных однородных документов итогами за день или за более продолжительный период. В необходимых случаях записи производят по данным отдельных документов с кратким пояснением содержания операций. По окончании отчетного месяца заполненные листки-расшифровки используют для соответствующих записей в журналах-ордерах, ведомостях или других регистрах. После этого их приобщают к остальным документам, являющимся основанием для, записей в регистры журнально-ордерной формы учета.
Преобладающее большинство регистров журнально-ордерной формы учета построено исходя из двух основных принципов, характеризующих собой современную технику бухгалтерского учета при ручном его ведении: а) шахматная форма графления учетных регистров; б) линейный способ записи в них хозяйственных операций.
Шахматное построение регистров дает возможность записывать операции по дебету и кредиту счетов за один рабочий прием, при этом сохранятся строгая последовательность отражения операций. Такое построение регистров позволяет также группировать показатели по двум направлениям одновременно.
Линейно-позиционный способ записи дает возможность организовать аналитический учет параллельно с синтетическим, часто обеспечивает совмещение этих видов учета, устраняет необходимость составления оборотных ведомостей, повышает оперативное значение аналитического учета и т. д.
При журнально-ордерной форме учета обобщающим синтетическим регистром, с помощью которого составляют отчетный баланс, является Главная книга. Форма ее имеет некоторые особенности. В связи с построением журналов-ордеров по кредитовому признаку дебетовые обороты по каждому синтетическому счету рассредоточиваются по нескольким журналам-ордерам. Чтобы получить дебетовый оборот по счету, необходимо собрать эти суммы в одном месте. Такую функцию и выполняет Главная книга наряду с обычной функцией этого регистра - обобщения оборотов по всем синтетическим счетам.
Порядок проведения инвентаризации.
В СХК «Заря» создана система внутрихозяйственного контроля путем проведения сплошных, выборочных документальных плановых и внезапных проверок бухгалтерии наличия и движения имущества, денежных средств, соблюдения кассовой, расчетной и финансовой дисциплины.
В СХК «Заря» ревизионная комиссия проверяет соблюдение порядка ведения кассовых операций.
При этом ревизионная комиссия устанавливает: имеется ли приказ (распоряжение) о назначении кассира на эту должность, ознакомлен ли кассир с порядком ведения кассовых операций на предприятии и знает ли он, что несет полную материальную ответственность за сохранность принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям; заключен ли с кассиром договор о полной материальной ответственности.
В СХК «Заря» инвентаризация денежных средств, находящихся в пути, производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам учреждения банка.
Проверка денежных средств, находящихся в банках на счетах (расчетном, текущем, специальных счетах), осуществляется посредством сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии предприятия, с данными выписок банка.
Кроме кассы ревизионная комиссия на предприятии проверяет материальные ценности.
В соответствии с пунктом 9 Положения по ведению бухгалтерского учета в СХК «Заря» ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий План счетов бухгалтерского учета.
В связи с этим Рабочий План счетов, применяемый в 2002 году, должен быть разработан на основе уже нового Плана счетов.
Фактически формирование Рабочего Плана счетов производится путем отбора синтетических счетов, предусмотренных новым Планом счетов, которые используются при ведении учета на предприятии.
Введение синтетических счетов, не предусмотренных Планом счетов, осуществляется с выполнением требований пункта 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете, согласно которому о таких фактах сообщается в пояснительной записке к бухгалтерской балансу.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете руководитель предприятия в целях реализации возложенных действующим законодательством на него задач и обязанностей имеет право в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Исходя из вариантности организации учетной работы соответствующий выбор закрепляется в учетной политике предприятия. К ней приложены штатные расписания (штаты) бухгалтерских служб, положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции и обязанности работников бухгалтерии.
При разработке должностных инструкций и обязанностей используются положения следующих нормативных актов, определяющих примерные обязанности и требования по должностям работников бухгалтерии:
- постановления Минтруда РФ от 6 июня 1996 года № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих»;
- «Квалификационного
справочника должностей
Информация о работе Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность в СХК «Заря»