Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность в СХК «Заря»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Сущность подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета 5
1.1. Экономическое содержание объекта учета 5
1.2. Нормативная документация 9
2. Организационно-экономическая характеристика СХК «Заря» 12
2.1. Обязательные реквизиты и основные положения Устава 12
2.2. Природные и экономические условия и результаты деятельности предприятия 13
3. Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность в СХК «Заря» 24
3.1. Учетная политика организации, ее содержание и соответствие задачам управления 24
3.2. Элементы учетной политики 26
3.3. Оценка существенности учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета 38
Выводы и предложения 44
Список используемой литературы 47

Файлы: 1 файл

курс. учетная политика и ее влияние на фин.отчетность (СХА).docx

— 113.92 Кб (Скачать файл)

- «Положения  об аттестации профессиональных  бухгалтеров», утвержденного Институтом профессиональных бухгалтеров 29 сентября 1998 года, протокол № 14; «Положения об аттестации Ассоциированных членов Институт профессиональных бухгалтеров России», утвержденного Институте профессиональных бухгалтеров России 18 апреля 2001 года, протока № 4/01.

СХК «Заря» самостоятельно устанавливает организационные формы и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих в Российской Федерации или вновь разрабатываемы Минфином или отраслевыми Министерствами и ведомствами форма учета, при соблюдении общих методологических принципов, отраженных в письме Минфина РФ от 24 июля 1992 года № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях».

На предприятии используется журнально-ордерная форма учета. Журнально-ордерная форма учета использует принцип накопления данных первичных документов, обеспечивающих одновременное ведение синтетического и аналитического учета средств и хозяйственных операций по всем направлениям бухгалтерского учета.

Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Для удобства обобщения и группировки данных первичны документов используются специальные разработочные таблицы.

Основой построения журналов-ордеров (ведомостей) является кредитовый признак регистрации учетных данных. По кредиту соответcтвующих счетов группируются данные первичных документов и регистрируются в журналах-ордерах с выделением сумм, относимых дебет соответствующих счетов. Итоговые данные из журналов-ордеров по соответствующим счетам в конце месяца переносятся в Главную книгу. Бухгалтерский учет в СХК «Заря» ведется ручным способом с частичным применением средств автоматизации.

В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются первичными оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Правила документооборота в СХК «Заря» регулируются принимаемым графиком документооборота, составляемым в виде схемы.

Принятый в СХК «Заря» график документооборота прикладывается в качестве отдельного приложения к учетной политике.

Под графиком документооборота, в соответствии с Положением документах и документообороте, понимается принятая организацией система создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов.

Ответственным за осуществление работ по составлению графика документооборота является главный бухгалтер предприятия.

В соответствии со статьей 17 Закона о бухгалтерском учете на предприятии хранят первичные учетные документы в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Срок хранения документов исчисляется с 1 января года, следующего за годом окончания оформления документов.

В СХК «Заря» сохранность первичных документов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер.

Для уничтожения документов, предельные сроки хранения которых истекли и которые не подлежат в установленном порядке передаче в архив, на предприятии создана специальная экспертная комиссия по отбору и уничтожению документов, в состав которой в обязательном порядке входит главный бухгалтер.

Работа комиссии заключается в полистном просмотре всех дел и документов, скомплектованных в дела, установлении их характера (относятся к разряду тех, которые подлежат передаче для архивного хранения или нет), проверке предельных сроков хранения на предприятии (если предельный срок не вышел, документы могут передаваться для хранения в текущие дела или в отдельные дела по прошлым годам).

Принимаемый и закрепляемый в учетной политике предприятия порядок проведения инвентаризации не может противоречить основным принципам ее организации и проведения, закрепленным в Законе о бухгалтерском учете и Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности, а также в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49 (далее по тексту — Методические указания по инвентаризации).

В частности, не могут быть нарушены случаи проведения обязательной инвентаризации, определенные статьей 12 Закона о бухгалтерском учете:

В составе утверждаемого порядка проведения инвентаризации на предприятии принимаются графики и конкретные сроки проведения инвентаризации, перечни инвентаризуемого имущества.

Что касается сроков проведения инвентаризации (особенно это касается дополнительных случаев проведения инвентаризации, а также инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности), то они определяются организацией с применением положений не действующих на сегодняшний день «Основных положений по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов», утвержденных письмом Минфина СССР от 30 декабря 1982 года № 179.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете оценка имущества и обязательств организаций производится в обязательном порядке для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Оценка имущества в СХК «Заря» производится путем:

  • приобретенного за плату — суммирования фактически произведенных затрат на покупку;
  • полученного безвозмездно — по рыночной стоимости на дату оприходования;
  • произведенного на самом предприятии — по стоимости изготовления (фактических затрат, связанных с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных затрат в соответствии с пунктом 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности включаются: затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Непосредственно правила оценки каждого из видов приобретаемых активов определены Положениями по бухгалтерскому учету (в частности ПБУ 14/2000, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01).

Кроме всего прочего, в учетной политике предприятия отражается следующая информация:

1. По  заемным средствам — согласно  пункту 32 ПБУ 15/01:

  • о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;
  • о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;
  • о выборе способа начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;
  • о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

3.  О  доходах — согласно пункту 17 ПБУ 9/99; о расходах — согласно пункту 20 ПБУ 10/99 (порядок признания коммерческих и управленческих расходов — либо в себестоимости продукции (работ, услуг), либо со списанием их на счета учета продаж).

При переходе предприятия с начала отчетного года в соответствии с принятой учетной политикой на порядок признания коммерческих и управленческих расходов полностью в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности не списанные в прошлом отчетном году коммерческие расходы или издержки обращения подлежат включению в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг на начало отчетного года или предприятием может быть принято решение о равномерном включении этих сумм в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного периода времени (например, квартал, полугодие).

 

3.3. Оценка существенности  учетной политики для целей  бухгалтерского и налогового  учета

 

Среди прочих элементов учетной политики на предприятиях, применяемой для целей налогообложения, можно выделить:

1. Порядок  распределения расходов на освоение  природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр (статья 261 НК РФ).

2. Порядок  оформления счетов-фактур, книг покупок  и продаж должен быть отражен  в учетной политике организации  для целей налогообложения (см. письмо  МНС РФ от 21 мая 2001 года № ВГ-6-003/404 «О применении счетов-фактур при  расчетах по налогу на добавленную  стоимость»).

3. Правил  организации раздельного учета  затрат или иной налоговой  базы.

В соответствии с действующим законодательством отдельные организации обязаны организовать и вести раздельный учет для целей:

  • исчисления налога на прибыль;
  • исчисления налога на добавленную стоимость;
  • разделения налоговых баз при использовании системы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Соответствующие правила ведения раздельного учета, принятые предприятием, закрепляются в ее учетной политике, применяемой для целей налогообложения.

Раздельный учет в целях исчисления налога на добавленную стоимость. В соответствии с пунктом 4 статьи 149 главы 21 НК РФ раздельный учет в целях налогообложения по налогу на добавленную стоимость обязаны организовать и вести предприятия, осуществляющие операции, подлежащие налогообложению по налогу на добавленную стоимость, и операции, освобождаемые от налогообложения.

Такого рода раздельный учет должен предусматривать:

  • раздельный учет сумм выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг), облагаемых НДС и освобождаемых от налогообложения по НДС (для этого к счету 90 «Продажи», субсчет «Выручка», открываются субсчета следующего порядка);
  • раздельный учет сумм «входного» НДС со стоимости приобретенных товаров (продукции, работ, услуг), так как такого рода суммы со стоимости товаров, в дальнейшем реализуемых без учета налога на добавленную стоимость, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ к вычету приниматься не могут, а относятся на затраты производства.

Ведение раздельного учета реализуемых товаров в целях исчисления налога на добавленную стоимость позволяет, кроме того, относить суммы «входного» НДС к расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Если в соответствующем налоговом периоде доля совокупных расходов на приобретение товаров (продукции, работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины расходов на приобретение товаров (продукции, работ, услуг), то организация вправе согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ отказаться от ведения раздельного учета сумм «входного» НДС, засчитывая их в полном размере при расчетах с бюджетом.

Порядок распределения сумм «входного» налога на добавленную стоимость со стоимости предъявленных продавцами товаров (продукции, работ, услуг) предприятием, осуществляющим операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, определен также в пункте 4 статьи 170 НК РФ.

  • суммы налога со стоимости товаров (продукции, работ, услуг), реализация которых производится без исчисления налога на добавленную стоимость, — учитываются в стоимости таких товаров;
  • суммы налога на добавленную стоимости со стоимости товаров (продукции, работ, услуг), реализация которых производится с начислением налога на добавленную стоимость, — принимаются к вычету в установленном порядке;
  • суммы налога на добавленную стоимость со стоимости товаров (продукции, работ, услуг), частично используемых в рамках хозяйственных операций, подлежащих обложению НДС, и частично в рамках операций, освобождаемых от НДС, — принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров (продукции, работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются в рамках операций, освобождаемых и не освобождаемых от НДС.

В последнем случае соответствующая пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных (оказанных) товаров (продукции, работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения, в общей стоимости товаров (продукции, работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Необходимость раздельного учета имеется также при реализации сельскохозяйственных товаров (продовольствия), закупленных у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Обусловлено этом тем обстоятельством, что в соответствии с пунктом 4 статьи 154 НК РФ налоговая база по такого рода закупленной у физических лиц продукции и продуктов ее переработки определяется как разница между ценой, определяемой по рыночным ценам согласно статье 40 НК РФ, с учетом налога и без включения в нее налога с продаж, и ценой приобретения указанной продукции.

Если же сельскохозяйственная продукция приобретается у индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, то при ее реализации НДС исчисляется в общеустановленном порядке с продажной стоимости товаров.

Информация о работе Учетная политика и ее влияние на финансовую отчетность в СХК «Заря»