Учетная политика на примере ОАО «Брянский камвольный комбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных экономических условиях, при часто меняющемся законодательстве, происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности, в то время как, учетная политика предоставляет возможность законного способа закрепить все спорные моменты.
Необходимость изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике определила выбор данной темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение учетной политики, правил ее формирования и влияния на бухгалтерский учет и отчетность на изучаемом предприятии.

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретические основы подготовки учетной политики 7
1.1. Роль и значение учетной политики в системе бухгалтерского учета 7
1.2. Нормативное регулирование процесса подготовки учетной политики 15
1.3. Порядок разработки, утверждения и внесений изменений в учетную политику 20
2. Учетная политика ОАО «Брянский камвольный комбинат» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2. Учетная политика предприятия 36
2.3. Влияние учетной политики на достоверность отчетности предприятия 39
3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики 46
3.1. Совершенствование системы внутреннего контроля 46
3.2. Автоматизация бухгалтерского учета 50
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение 1 64
Приложение 2 87
Приложение 3 94
Приложение 4 96
Приложение 5 97
Приложение 6 100

Файлы: 1 файл

2553_Учетная политика_БКК.docx

— 3.92 Мб (Скачать файл)

С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организации  будут заинтересованы показывать в  отчетности высокую рентабельность (обеспечивающую возможность получения  кредитов, нормальные экономические  отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам  и т. п.), требование осторожности будет  действовать в полной мере.

Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском  учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не столько  из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий  хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации  крупных ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового  состояния организации, особенно при  задержке выплаты начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует  признать неправомерной.

Следует отметить, что внедрение  в отечественную учетную практику требования приоритета содержания перед  формой должно привести к признанию  права бухгалтера на решение проблем  учета на основе его профессионального  суждения, широко практикуемого в  западных странах.

Однако на практике требование приоритета содержания перед формой в отечественном учете по существу не признается. Работники финансовых, налоговых, судебных органов при  рассмотрении спорных вопросов по проблемам  учета решают их, как правило, с  формальных позиций, не признавая за бухгалтером право на профессиональное суждение.

Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества  данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный  день каждого месяца.

Требование рациональности означает необходимость рационального  введения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Во исполнение данного  требования необходимо изучить прежде всего возможности повышения уровня механизации и автоматизации учетных работ на всех этапах, начиная со сбора и регистрации информации (применение современных счетчиков, датчиков, измерительных устройств, мерной тары и т. п.). Следует также изучить рациональность структуры аппарата бухгалтерии, уровень квалификации каждого ее работника и т. д.

Исходя из требования рациональности следует решать многие вопросы по бухгалтерскому учету, например самим  составлять первичные документы  по списанию затрат на оказываемые  услуги сторонним организациям при  задержке поступления от них расчетных  документов (за потребленную в декабре  электроэнергию счета, как правило, поступают в следующем году).

На выбор и обоснование  учетной политики влияют следующие  факторы:

• организационно-правовая форма организации (акционерное  общество, государственное и муниципальное  унитарное предприятие, общество с  ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т. д.);

• отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т. д.);

• масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т. д.);

• управленческая структура  организации и структура бухгалтерии;

• финансовая стратегия  организации (Например, стремление организации  к уменьшению налога на прибыль и  налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые  позволят увеличить себестоимость, – применение ускоренных методов амортизации основных средств, соответствующего метода при оценке израсходованных производственных запасов и т. п. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию – метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т. п.);

• материальная база (наличие  технических средств регистрации  информации, компьютерной техники и  т. д.);

• степень развития информационной системы в организации, в том  числе управленческого учета;

• уровень квалификации бухгалтерских кадров и др.

 

 

 

 

    1. Нормативное регулирование процесса подготовки учетной политики

 

Формирование учетной  политики организации и ведение  бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них  обязательны к применению (Федеральный  закон «О бухгалтерском учете», положения  по бухгалтерскому учету), другие носят  рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы  целесообразно представить в  виде следующей системы:

• 1-й уровень: законодательные  акты, указы Президента РФ и постановления  Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно порядок ведения  бухгалтерского учета в организации;

• 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету  и отчетности;

• 3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина России и других ведомств;

• 4-й уровень: рабочие  документы по бухгалтерскому учету  самой организации.

При формировании учетной  политики используются следующие основные нормативные документы:

1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая – четвертая).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

4. Положение по ведению бухгалтерского чета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34 н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 № 116 н, от 26.03.2007 № 26 н, от 24.12.2010 № 186 н).

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115 н).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106 н).

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 (утверждено приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116 н).

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 (утверждено приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154 н, в редакции приказов Минфина России от 25.12.2007 № 147 н и от 24.12.2010 № 186 н).

9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115 н).

10. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44 н, в редакции приказов Минфина России от 27.11.2006 № 156 н и от 26.03.2007 № 26 н).

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 № 116 н, от 27.11.2006 № 156 н, от 24.12.2010 № 186 н).

12. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 (утверждено приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56 н, в редакции приказа Минфина России от 20.12.2007 № 143 н).

13. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/10 (утверждено приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167 н).

14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32 н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 № Ибн и от 27.11.2006 № 156 н).

15. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33 н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 № Ибн и от 27.11.2006 № 156 н).

16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008 (утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48 н).

17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010 (утверждено приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143 н).

18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115 н).

19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153 н в редакции приказа Минфина России от 24.12.2010 № 126 н).

20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107 н).

21. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 (утверждено приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 116 н).

22. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 116 н).

23. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114 н, в редакции приказов Минфина России от 11.02.2008 № 23 н и от 24.12.2010 № 186 н).

24. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 (утверждено приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126 н, в редакции приказов Минфина России от 18.09.2006 № 116 н и от 27.11.2006 № 156 н).

25. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105 н, в редакции приказа Минфина России от 18.09.2006 № 116 н).

26. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106 н).

27. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 (утверждено приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63 н).

28. Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» ПБУ 23/2011 (утверждено приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11 н).

29. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66 н «О формах бухгалтерской отчетности организации».

30. Письмо Минфина России от 29.09.2003 № 16-0077/31 «О порядке представления бухгалтерской отчетности организации».

31. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180).

32. Проект федерального закона «О бухгалтерском учете».

33. Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

 

 

    1. Порядок разработки, утверждения и внесений изменений в учетную политику

 

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (далее ПБУ 1/2008), (в ред. Приказов Минфина РФ от 11.03.2009 N 22н,от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н) раскрывает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организации).

Филиалы и представительства  иностранных организаций, находящиеся  на территории Российской Федерации, могут  формировать учетную политику в  соответствии с ПБУ 1/2008, либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Для целей ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации  документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации  регистров бухгалтерского учета, обработки  информации.

ПБУ 1/2008 распространяется:

  • в части формирования учетной политики - на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Информация о работе Учетная политика на примере ОАО «Брянский камвольный комбинат»