Учетная политика организации и ее основные принципы и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

Данные резервы  создаются в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения  отчетного периода.

Указанной нормой предусмотрено, что организация  может создавать следующие виды резервов:

  1. на предстоящую оплату отпусков работникам;
  2. выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  3. выплату вознаграждений по итогам работы за год;
  4. ремонт основных средств;
  5. производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
  6. предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
  7. предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
  8. покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России.

Поэтому организация  при утверждении учетной политики должна указать:

      • перечень создаваемых резервов предстоящих расходов (или отказ от создания каких-либо резервов);
      • порядок формирования величины каждого резерва (исходя из смет, на основании суммы расходов, понесенных в прошлых периодах                    и т. п.);
      • лицо (службу организации), ответственное за представление расчета величины каждого резерва в бухгалтерию.

В пункте 18 ПБУ 10/99 сказано, что расходы в бухгалтерском  учете признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены. В некоторых случаях они осуществляются в текущем периоде, но имеют отношение  к будущим периодам. Такие затраты называются расходами будущих периодов.

К ним относятся  расходы, связанные: с горно-подготовительными  работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организация не создает соответствующий резерв или фонд) и др.

Не всегда момент признания расходов будущих периодов можно установить на основании первичных документов. В таких случаях порядок их списания организация определяет самостоятельно. Наиболее распространенными вариантами являются:

      • равномерное списание расходов в течение периода, к которому они относятся;
      • списание расходов пропорционально объему произведенной продукции.

Однако организация  вправе разработать свой экономически обоснованный алгоритм списания расходов будущих периодов, который закрепляется в учетной политике.

ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

В настоящее  время организации должны оформлять  как минимум два вида внутренних нормативных документов: учетную  политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для  целей налогообложения. Все аспекты  учетной политики организации для  целей бухгалтерского учета регламентируются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. Впервые понятие "учетная политика для целей налогообложения" получило нормативное закрепление со вступлением в силу главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Так, согласно п.1 ст. 167 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения определяется дата возникновения обязанности по уплате НДС (дата реализации): по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов или по мере поступления денежных средств. В том случае, если организация не указала в учетной политике для целей налогообложения, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) она будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то применяется способ определения даты реализации по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.

Глава 25 НК РФ "Налог  на прибыль", которая вступает в  действие с 1 января 2002 года, в ряде статей также закрепляет необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения (ст. 254, 261, 267, 307, 313, 314 и др.). Рассмотрим вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политики для целей налогообложения.

    • В учетной политике необходимо указать – какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) будет применяться при их списании в производство, а также какой метод списания себестоимости покупных товаров и ценных бумаг следует применять при их реализации и ином выбытии. В п. 6. ст. 254 предусмотрены следующие методы оценки сырья и материалов: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить  доходы от реализации на стоимость  приобретения данных товаров, определяемую одним из следующих методов оценки покупных товаров: по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); по средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).

При реализации или ином выбытии ценных бумаг  налогоплательщик выбирает один из следующих  методов списания на расходы стоимости  выбывших ценных бумаг на основании  п.9 ст. 280 НК РФ по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО) или  по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

  • Порядок ведения налогового учета обязательно должен быть установлен в учетной политике для целей налогообложения, т.к. в соответствии со ст. 313 НК РФ организации должны самостоятельно разрабатывать систему налогового учета. Кроме того, согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов должны быть установлены приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
  • В учетной политике для целей налогообложения необходимо установить метод начисления амортизации имущества (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком полезного использования свыше 20 лет), который будет применяться в налоговом учете. В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ в целях налогообложения следует применять линейный или нелинейный метод амортизации имущества. При этом метод амортизации может устанавливаться отдельно для каждого объекта амортизируемого имущества или для каждой амортизационной группы. Выбранный организацией метод амортизации объекта имущества не может быть изменен в течении всего периода начисления амортизации по этому объекту. Статья 259 НК РФ допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных, но только по решению руководителя организации, которое обязательно должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и течении всего этого периода. Отражение в учетной политике для целей налогообложения указанных элементов обязательно для всех налогоплательщиков. Однако есть вопросы, затрагивающие интересы только отдельных категорий налогоплательщиков, которые, тем не менее, требуют обязательного отражения в учетной политике этих организаций.
    • Организации, имеющие основные средства, которые используются для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, должны в учетной политике отразить величину специального коэффициента, на который умножается основная норма амортизации. Согласно п. 7. ст. 259 НК РФ норму амортизации по основным средствам можно увеличить не более чем в два раза.
    • В соответствии п. 8 ст. 259 НК РФ, если объект основных средств организации является предметом лизинга по договору, заключенному до 1 января 2002 года, то организация вправе начислять амортизацию по имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) этого объекта, а также с применением специального коэффициента не выше трех. Выбранный порядок организация должна отразить в учетной политике для целей налогообложения.
    • В соответствии с п.2. ст. 261 НК РФ если организация осуществляет расходы на освоение природных ресурсов, относящиеся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются раздельно по каждому участку недр в доле, определяемой организацией в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.
    • Статьей 267 НК РФ установлено, что организация самостоятельно принимает решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
    • Главой 25 НК РФ "Налог на прибыль" установлены вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политике иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Если у иностранной организации есть несколько отделений на территории РФ, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, то согласно п. 4 ст. 307 НК РФ налоговая база и сумма налога на прибыль рассчитываются отдельно по каждому отделению. Если деятельность через отделения осуществляется в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с МНС России, прибыль, относящуюся к деятельности через отделения на территории РФ, можно рассчитывать в целом по группе отделений, если все включенные в группу отделения применяют единую учетную политику в целях налогообложения. При этом иностранная организация определяет в учетной политике для целей налогообложения, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения.

Кроме вышеперечисленных  элементов учетной политики, которые  являются обязательными для отражения, можно выделить ряд вопросов которые рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

    • В учетной политике рекомендуется отразить, какой метод учета доходов и расходов будет применять организация - метод начисления или кассовый метод. Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право (но не обязаны) применять кассовый метод учета доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Этот элемент учетной политики для целей налогообложения важен для организаций, имеющих право и желающих перейти на кассовый метод, так как если в учетной политике не будет указан применяемый метод учета доходов и расходов, то по умолчанию будет принят метод начисления.
    1. Если организация какие-либо затраты с равными основаниями может отнести к нескольким группам расходов (расходам, связанным с производством и реализацией и внереализационным расходам), то в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ организация может самостоятельно определить, к какой именно группе будут отнесены эти расходы. Этот рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.
    2. В соответствии с порядком, изложенном в п. 2 ст. 286 НК РФ организации имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря предыдущего года. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться в течение всего года. Если организация будет переходить на такой порядок исчисления и уплаты налога, то это рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.
    3. В соответствии со ст. 266 НК РФ организации имеют право на формирование резерва по сомнительным долгам. При этом, под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п.1 ст. 266 НК РФ). С 1 января 2002 года организации смогут создавать резерв по сомнительным долгам не только по расчетам за продукцию, товары, работы, услуги, а по любой задолженности, кроме процентов по заемным средствам. Создание организацией резерва по сомнительным долгам рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пп.8 п.1 ст. 265 НК РФ суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам могут включаться в налоговом учете в состав внереализационных расходов только организациями, применяющими метод начисления.
    4. Организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность и ведущие налоговый учет по методу начисления, вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в соответствии со ст. 300 НК РФ. Создание резерва также рекомендуется оговорить в учетной политике организации.
    5. Градообразующие организации, имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых или инвалидов согласно пп. 32 п.1 ст. 264 НК РФ вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание этих объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения организации. Если соответствующие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам. Такой порядок рекомендуется отразить в учетной политике организации для целей налогообложения.

Изменения в  бухгалтерскую учетную политику вносятся только с начала следующего года, однако для налоговой учетной  политики таких требований не установлено. [23, С.35]

Необходимо  отметить, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена обязанность организации представлять в территориальные налоговые органы, утвержденную приказом организации учетную политику для целей налогообложения. Однако представляется целесообразным рекомендовать организациям направить копию учетной политики в налоговый орган по месту нахождения, хотя единственным элементом учетной политики, о котором необходимо сообщить в налоговый орган, является переход на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.

В экономической  литературе нет единого мнения о  сущности и содержании учетной политики, хотя в нормативных документах регламентируются ее формирование, раскрытие и изменение. Организациям предоставлена самостоятельность  и право выбора в составлении данного документа. С возникновением необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения перед организациями появились новые обязанности, которые требуют весьма обдуманного подхода при выборе ее элементов, т.к. от обоснованности выбора зависит теперь не только формируемая в отчетности величина финансового результата, но и размер уплачиваемых организацией налогов.

ГЛАВА 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ООО «МОНТАЖЭЛЕКТРО»

 

 

 В современных  рыночных условиях непрерывный поиск и реализация мер, направленных на улучшение тех или иных сторон деятельности, – единственная возможность для любой организации выжить и успешно функционировать в среднесрочном, а тем более в долгосрочном плане. Существуют способы заметно повысить эффективность предприятия. Основой такого улучшения может стать рационализация учетной политики.

Разграничение правил формирования информации в бухгалтерском  учёте и налоговых правил, получающее широкое распространение на практике, очень часто приводит к чрезмерному «утяжелению» учета, повышению его трудоемкости.

Однако законодатель требует от составителей бухгалтерской  отчётности объяснять все свои методологические приёмы, что и указанно в учётной  политике ООО "МонтажЭлектро".

Учётная политика для финансового учёта сформирована в     соответствии с методологическими указаниями и требованиями. В                  связи с изменением видов выпускаемой продукции, вида деятельности               на ООО "МонтажЭлектро» вносились изменения в учётную политику.

Предлагаю в учетной политике определить и отметить меру ответственности конкретного исполнителя за правильностью приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, материалов, электроэнергии, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, но и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей.

Информация о работе Учетная политика организации и ее основные принципы и содержание