Учетная политика организации на 2009 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:06, доклад

Описание работы

Варианты составления учетной политики. При формировании учетной политики на 2009 г. организации могут придерживаться как варианта составления учетной политики отдельно для целей бухгалтерского и для целей налогового учета, так и варианта подготовки совместной учетной политики. Практика показывает, что целесообразнее формировать одну учетную политику (одно положение), которая вместе с тем имеет два раздела:

Файлы: 1 файл

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА 2009 ГОД.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА 2009 ГОД

Нормативное обеспечение 

При формировании учетной политики на 2009 г. необходимо учесть положения:

- Инструкции  по бухгалтерскому учету «Учетная  политика организации», утвержденной  постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (далее - Инструкция № 62);

- Инструкции  по инвентаризации активов и  обязательств, утвержденной постановлением  Минфина РБ от 30.11.2007 № 180;

- Методических  рекомендаций по документальному  оформлению и учету товарных  операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденных приказом Минторга РБ от 09.04.2007 № 74;

- Инструкции  о порядке составления и представления  бухгалтерской отчетности, утвержденной  постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19;

- Инструкции  по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 181;

- Инструкции  по бухгалтерскому учету «Расходы  организации», утвержденной постановлением  Минфина РБ от 26.12.2003 № 182;

- Инструкции  по бухгалтерскому учету активов  и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199;

- Налогового  кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З; 

- Закона РБ  от 13.11.2008 № 450-З «О республиканском  бюджете на 2009 год»;

- Закона РБ  от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на  доходы и прибыль» (с изменениями  и дополнениями, внесенными в  т.ч. Законом РБ от 13.11.2008 № 449-З) (далее - Закон № 1330-XII);

- Закона РБ  от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на  добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Законом РБ от 13.11.2008 № 449-З) (далее - Закон № 1319-XII);

- других нормативных  документов.

Особенности составления  учетной политики на 2009 год 

Общие положения. В учетной политике должны быть учтены аспекты, которые имеют варианты. Одновариантные аспекты в учетной политике закрепляться не должны. По мнению автора, не следует закреплять в учетной политике и методы проведения переоценки. Указывать в качестве обоснования пункты нормативных документов не обязательно.

Варианты составления  учетной политики. При формировании учетной политики на 2009 г. организации  могут придерживаться как варианта составления учетной политики отдельно для целей бухгалтерского и для  целей налогового учета, так и  варианта подготовки совместной учетной политики. Практика показывает, что целесообразнее формировать одну учетную политику (одно положение), которая вместе с тем имеет два раздела:

1. Учетная политика  для целей бухгалтерского учета; 

2. Учетная политика  для целей налогового учета.

Сроки применения положений учетной политики. В  соответствии с п.14 Инструкции № 62 способы  ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения  этой учетной политики. При этом избранные способы применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Вновь создаваемая  организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня создания (государственной регистрации).

Особенности учета «входного» налога на добавленную стоимость. Обращаем внимание, что в соответствии с п.5 ст.15 Закона № 1319-XII суммы налога, подлежащие уплате при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, в 2009 г. могут также относиться плательщиками на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом Законом № 1319-XII не предусмотрена обязанность плательщика по отражению в учетной политике применяемого варианта учета «входного» НДС. Отнесение суммы НДС на стоимость приобретаемого объекта - право плательщика, и он по собственному усмотрению в любое время и в отношении любых объектов может увеличить их стоимость на сумму «входного» НДС или принять этот НДС к вычету.

В случае применения метода учета выручки «по отгрузке»  организация должна принимать к  вычету суммы НДС, предъявленные  ей при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (вне зависимости от периода погашения задолженности за эти товары (работы, услуги), имущественные права) либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, являющейся регистром налогового учета). Этот момент также не следует закреплять в учетной политике: он принимается как аксиома.

Иные особенности. При составлении учетной политики на 2009 г. следует учесть и то, что  в конце 2008 г. принято постановление  Минфина РБ от 11.12.2008 № 187, которым внесены изменения и дополнения в такие важные документы, как:

- постановление  Минфина РБ от 23.03.2004 № 41 «Об  установлении лимита отнесения  имущества к отдельным предметам  в составе оборотных средств». Новая редакция документа предусматривает следующие варианты переноса на затраты стоимости отдельных предметов в составе оборотных средств: 1) в размере 50 % стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их за непригодностью; 2) в размере 100 % - при передаче их со склада в эксплуатацию; 3) в размере 100 % (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью (прежней редакцией документа были предусмотрены следующие варианты: 1) в размере 50 % стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их за непригодностью; 2) в размере 100 % стоимости предметов - при выбытии их за непригодностью);

- постановление  Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 «Об  утверждении Типового плана счетов  бухгалтерского учета и Инструкции  по применению Типового плана  счетов бухгалтерского учета». В частности, в Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета внесены изменения в части распределения конечного финансового результата (новая редакция предусматривает делать такое распределение ежемесячно, ежеквартально, а прежняя редакция - лишь ежегодно).

Так как эти  изменения были опубликованы лишь в 2009 г. (в связи с чем своевременно ознакомиться с ними для внесения уточнений в учетную политику не было возможности), соответствующие  изменения в учетную политику должны быть внесены в 2009 г.

Составление учетной  политики при упрощенной системе  налогообложения. В 2008 г. в числе  наиболее часто задаваемых вопросов по формированию учетной политики был  вопрос о том, должна ли составлять учетную политику организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения и ведущая учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения?

Считаем, что  независимо от того, применяет организация  упрощенную систему налогообложения или нет, а также ведет она бухгалтерский учет в общеустановленном порядке или в названной книге учета доходов и расходов, составлять учетную политику ей нужно. Учетная политика таких организаций должна формироваться с учетом Методических рекомендаций Минфина РБ, МНС РБ от 24.09.2008 № 15-3/1026/2/415 «О порядке упрощенного ведения бухгалтерского учета в рамках упрощенной системы налогообложения».

Включение сумм создаваемых резервов в состав затрат в целях налогового учета. Имеют  ли право организации, формирующие резервы предстоящих расходов, резервы по сомнительным долгам, включать эти суммы в состав затрат в целях налогового учета?

Имеют право  по следующим основаниям:

а) включение  в состав расходов от внереализационных  операций отчислений в резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями, а также с отдельными лицами, подлежащих резервированию в соответствии с законодательством, предусмотрено ст.2 Закона № 1330-XII;

б) согласно подп.3.20 п.3 ст.3 Закона № 1330-XII к затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым при налогообложении, относятся отчисления в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии с законодательством;

в) отдельные  виды затрат, учитываемые при налогообложении, могут отражаться (признаваться) путем  создания в установленном порядке  резервов предстоящих расходов, включая  отчисления в резерв предстоящих  затрат по ремонту основных средств (отчисления в ремонтный фонд) (подп.6-1 п.6 ст.3 Закона № 1330-XII).

Вместе с тем  при определении облагаемой налогом  прибыли не учитываются расходы, произведенные за счет средств резервов предстоящих расходов, созданных  плательщиком в установленном порядке (подп.7.19-1 п.7 ст.3 Закона № 1330-XII).

С учетом вышеизложенного  составим примерный текст учетной  политики на 2009 г.

Примерный текст  приказа и положения об учетной  политике организации на 2009 год.  

ОДО «Бриз»

(наименование  организации (предприятия)) 

ПРИКАЗ

29.12.2008 № 65

г.Минск 

(место издания) 

Об учетной  политике ОДО «Бриз» на 2009 год  

В соответствии со ст.6 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском  учете и отчетности» (в редакции Закона РБ от 25.06.2001 № 42-З, с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Законом РБ от 26.12.2007 № 302-З) и п.5 Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением Минфина РБ от 26.05.2008 № 85), Налоговым кодексом РБ от 19.12.2002 № 166-З, Законом РБ от 13.11.2008 № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить  Положение об учетной политике  ОДО «Бриз» в целях бухгалтерского и налогового учета на 2009 год.

2. Ввести в  действие названное Положение  с 1 января 2009 г. 

3. При организации  бухгалтерского и налогового  учета и отчетности руководствоваться  действующими в Республике Беларусь  нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

4. Главному бухгалтеру  Голиковой А.Д.:

4.1. обеспечить  соблюдение общих методологических  принципов и способов ведения  бухгалтерского и налогового  учета; 

4.2. осуществлять  контроль за исполнением настоящего  приказа.  

Директор Кравцов К.Д.Кравцов

(подпись) (И.О.Фамилия) 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ 

от 29.12.2008 № 65

ПОЛОЖЕНИЕ

об учетной  политике ОДО «Бриз» в целях бухгалтерского и налогового учета на 2009 год 

Общие положения

1. Положение  устанавливает основы формирования  и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения, которая представляет собой совокупность методологических принципов и правил, определяющих порядок и организацию бухгалтерского и налогового учета.

2. Учетная политика  в целях бухгалтерского учета в течение отчетного года изменению не подлежит. При изменении в течение отчетного года действующего законодательства изменение учетной политики происходит автоматически.

3. В отношении  однозначно определенных нормативными  правовыми актами способов ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности следует руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь.

4. Изменение  учетной политики для целей  налогообложения допускается в  случае изменения налогового  законодательства или применимых методов учета. Соответствующие изменения в порядок учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения вносятся приказом руководителя организации.

Раздел 1. Учетная  политика в целях бухгалтерского учета 

1.1. Организационно-технический аспект.

1.1.1. Порядок  ведения бухгалтерского учета. 

Информация о работе Учетная политика организации на 2009 год