Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
1) раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
2) проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и формирование учетной политики……………………….5
1.1. Понятие и формирование учетной политики………………………………5
1.2. Процесс формирования учетной политики………………………………...8
1.3. Нормативная база по созданию учетной политики в РФ…………………9
Глава 2. Структура учетной политики…………………………………………15
2.1. Организационно-технические аспекты……………………………………15
2.2. Методологические аспекты учетной политики…………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………52
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Курсовая БУ.docx

— 106.19 Кб (Скачать файл)

Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые  Министерством Финансов и другими  органами в соответствии с действующим  законодательством. Документы этого  уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии  с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.

Четвертый уровень – рабочие  документы, формирующие учетную  политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие  инструкции и указания по учету соответствующих  объектов и операций непосредственно  в организации. Эти документы  разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.

Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие  документы:

- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н;

-  Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

- ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утверждено приказом Минфина России от 27 ноября 2006 № 154н

- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н

-  ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;

-  ПБУ 6/01«Учет основных средств», утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

- ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 56н

- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утверждено приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н

-  ПБУ 9/99 «Доходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;

-  ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н;

- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н

- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утверждено приказом Минфина России от 08.11.2010 г. № 143н

- ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №92н

-  ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утверждено приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н;

-  ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утверждено Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.

- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», утверждено приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н

- ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н

- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н

-  ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н.

- ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», утверждено приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н

- ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н

- ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утверждено приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н

- ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утверждено приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н

Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых также  рассматриваются вопросы учетной  политики и которыми следует руководствоваться  при ее выборе, являются:

-  Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда». ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н;

-  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;

-  Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указами о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н;

-  Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 66н. С 1 января 2001 года в документах налогового законодательства появилась запись о необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения.

В Главе 21 «Налог на добавленную стоимость» в п. 12 статьи 167 НК РФ подчеркивается, что для целей налогообложения  организации следует применять  учетную политику и утверждать ее соответствующим распорядительным документом руководителя организации.

При этом учетная политика для целей  налогообложения должна отвечать следующим  требованиям:

1)  применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения, соответствующим распорядительным документом руководителя организации;

2)  учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации;

3)   является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

С 1 января 2002 года главой 25 НК РФ было введено понятие налогового учета.

Согласно статье 313 НК РФ налоговый  учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным  кодексом.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики  исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода  на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок  группировки и учета объектов и хозяйственных операций для  целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения  в бухгалтерском учете установленного правилами бухгалтерского учета.

Исходя из приведенной нормы  Налогового кодекса для расчета  налоговой базы, используются, прежде всего, данные бухгалтерского учета. При  расхождении правил бухгалтерского учета и требований главы 25 НК РФ составляются дополнительные расчеты. Однако, учитывая значительные расхождения  порядка группировки и учета  хозяйственных операций в бухгалтерском  и налоговом учете, организация  может принять решение построить  налоговый учет параллельно с  бухгалтерским учетом

Таким образом, учетная политика любой  организации должна полностью соответствовать  нормативно – правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерской  организации необходимо следить  за всеми изменениями, происходящими  в законодательстве РФ.

 

 

  1. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

2.1  Организационно-технические  аспекты

 

 Организационно-технические способы ведения бухгалтерского учета – это способы организации технологического процесса функционирования бухгалтерской службы организации. 

В соответствии с ст.6 п.3 ФЗ №129 (и п.5 ПБУ 1/98) при формировании учетной политики утверждается:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащие синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. (Надо отметить, что с 2002 года все предприятия должны были перейти на новый План счетов);

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

В этих документах обязательно  должны быть предусмотрены реквизиты, которые перечислены в ст.9 ФЗ №129;

1) порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств,

2) правила документооборота и технология обработки учетной информации.  Устанавливая эти правила документооборота, следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 г. № 105,

3) порядок контроля за хозяйственными операциями.  

Основными задачами бухгалтерии  являются:

1)  организация учета  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия;

2)  осуществление контроля  над сохранением собственности,  правильным расходованием денежных  средств и материальных ценностей.

В обязанности главного бухгалтера входит руководство бухгалтерией, грамотная  организация бухгалтерского учета, формирование учетной политики предприятия, формирование бухгалтерской отчетности. Контроль над правильностью выполнения всех учетных операций, а также  соблюдение сроков уплаты налогов в  бюджет также входят в его функции.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей  в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и  взаимосвязанного их отражения.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета согласно Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г., несет руководитель, который создает необходимые  условия для правильного ведения  бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой, как самостоятельным  структурным подразделением возглавляемым  главным бухгалтером. Бухгалтерский  учет ведется по журнально-ордерной форме счетоводства и автоматизирован  средствами программы «1С».

На бухгалтерию возлагается  ведение своевременного и достоверного учета, формирования полной и достоверной  информации о деятельности, имущественном  положении Общества, необходимой  для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными  нормами, нормативами и сметами, предотвращающих негативное явление  в деятельности Общества, осуществление  строжайшего режима экономии.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей  в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и  взаимосвязанного их отражения.

В составе бухгалтерии  выделены расчетный, материальный и  производственный секторы.

Расчетный сектор занимается комплексом работ по учету расчетов по оплате труда, расчетов с Фондом социального страхования, Пенсионным фондом и другими подобными органами, расчетами с подотчетными лицами, исчислением налогов, выявлением финансовых результатов, а также составлением отчетности.

Материальный сектор отвечает за ведение учета и осуществление  контроля за наличием и движением  материальных ресурсов, занимается учетом расчетов с покупателями и заказчиками, а также учетом расчетов с поставщиками и подрядчиками и прочими дебиторами и кредиторами.

Производственный сектор ведет учет затрат на реализацию, исчисляет  себестоимость работ, услуг.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать  финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных  конкурентов.

Основными информационными  источниками для расчета показателей  и проведения анализа служат годовая  и квартальная бухгалтерская  отчетность: «Бухгалтерский баланс»  и «Отчет о прибылях и убытках». Оценка ликвидности организации  производится по данным бухгалтерского баланса на основе характеристики ликвидности  оборотных активов. Степень ликвидности  оборотных активов зависит от скорости превращения последних  в денежную наличность.

Согласно закона о бухгалтерском  учете, при принятии учетной политики, организация должна утвердить рабочий  план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

В силу того, что План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности является типовым для  предприятий всех организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности, а также содержит большое количество альтернативных вариантов учета  по многим объектам и направлениям, предприятиям рекомендуется утверждать свой рабочий План счетов.

Переход на новый план счетов можно было осуществлять либо с 1 января 2010 г., либо на 31 декабря 2009 г., так как  переход на новый план счетов в течение года мог вызвать определенные трудности с составлением промежуточной бухгалтерской и налоговой отчетности. Переход организации с нового года на новый план счетов должны быть зафиксирован в приказе об учетной политике.

Информация о работе Учетная политика организации