Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил. Реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и формирование учётной политики
1.1. Понятие и формирование учётной политики.
1.2 .Выбор способов ведения бухгалтерского учета (вариантов учета и оценки объектов учета)
1.3. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учёта.
Глава 2. Содержание и основы разработки учетной политики
Глава 3. Учетная политика предприятия организационный аспект
3.1 Организационная форма бухгалтерской службы.
3.2 Уровень централизации учета.
3.3 Выделение подразделений предприятия на отбельный баланс.
3.4 Внутрипроизводственный контроль.
Учетная политика предприятия
организационный аспект

Файлы: 1 файл

курсовик бух.учет.docx

— 69.74 Кб (Скачать файл)

Кроме того, следует принять  во внимание, что при использовании  методов ускоренной амортизации  сумма амортизации по годам уменьшается. Затраты на ремонт основных средств, наоборот, по годам увеличиваются.

Если, например, затраты на ремонт основных средств за пять лет  принять соответственно в 10, 20, 30, 40 и 50 тыс. руб., а суммы амортизации  за эти годы в 50, 40, 30, 20 и 10 тыс. руб., то совокупные расходы на амортизацию  и ремонт основных средств по годам будут равны (табл. 1).

Таблица 1

СОВОКУПНЫЕ ЗАТРАТЫ НА АМОРТИЗАЦИЮ И РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ  ПО ГОДАМ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Сумма затрат

Годы 

1-й 

2-й 

3-й 

4-й 

5-й 

Итого

Амортизация

50

40

30

20

10

150150

Расходы по ремонту 

10

20

30

40

50

150

Итого

60

60

60

60

60

300


Следовательно, способы списания стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования  и уменьшаемого остатка начисления амортизации по основным средствам  обеспечивают примерно одинаковые совокупные расходы на амортизацию и на ремонт основных средств по годам.

Для целей налогообложения  начисление амортизационных отчислений следует производить линейным или  нелинейным методами в порядке, изложенном в ст. 258 и 259 главы 25 НК РФ.

Малые предприятия в соответствии с Федеральным законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ могут применять  ускоренную амортизацию основных производственных фондов, в два раза превышающую  нормы, установленные для соответствующих  видов основных средств. Наряду с  применением ускоренной амортизации  малые предприятия могут списывать  дополнительно, как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроками службы свыше трех лет.

Определение порядка списания затрат по ремонту основных средств  на себестоимость продукции. Затраты  по ремонту основных средств могут  быть отнесены на себестоимость продукции  следующими тремя способами:

  1. Фактические затраты по ремонту списывают на счета издержек производства или обращения (с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.).
  2. Создают ремонтный фонд с последующим списанием на него фактических затрат по ремонту основных средств.
  3. Фактические затраты по ремонту основных средств вначале учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем, как правило, равномерно списывают с этого счета на издержки производства и обращения.

При первом способе при  неравномерно проводимых ремонтных  работах по месяцам затраты по ремонту основных средств могут  вызвать колебания в себестоимости  продукции (особенно в сезонных отраслях производства).

Второй и третий способы  списания затрат по ремонту основных средств позволяют равномерно относить эти затраты на себестоимость  продукции. При этом создание ремонтного фонда целесообразно практиковать в отраслях, где основная часть  расходов по ремонту основных средств приходится на вторую половину года.

Счет 97 «Расходы будущих  периодов» целесообразно использовать в организациях, где основная часть  расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы отчетного года (мясокомбинаты, заводы по производству сахара и др.). При втором и третьем способах затраты по ремонту основных средств отражают комплексной статьей.

В некоторых производствах  учетная политика может предусматривать  создание переходящего ремонтного фонда  по годам (для ремонта домны создается  ремонтный фонд в течение нескольких лет).

По нематериальным активам  в составе информации об учетной  политике организации в бухгалтерской  отчетности подлежит раскрытию как  минимум следующая информация:

  • о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;
  • о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;
  • о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
  • о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.

Установление порядка  начисления амортизации по нематери, альным активам. По нематериальным активам амортизационные отчисления осуществляются одним из следующих способов:

  • линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного их использования;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Учет амортизации нематериальных активов может осуществляться с  использованием и без использования  счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

В первом случае суммы начисленной  амортизации отражают по кредиту  счета 05 и дебету соответствующих  счетов затрат (08,20, 23, 25 и др.).

Во втором случае соответствующая  сумме амортизации часть стоимости  нематериальных активов списывается  со счета 04 «Нематериальные активы»  в дебет счетов учета затрат.

Указанным способом рекомендуется  списывать деловую репутацию  фирмы и организационные расходы.

Первоначальная стоимость  нематериальных активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров  или других ценностей, переданных или  подлежащих передаче организацией.

Срок полезного использования  нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта  к бухгалтерскому учету исходя из ожидаемого срока использования объекта, срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов, количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта, нормы амортизационных отчислений устанавливается в расчете на 20 лет. Срок полезного использования  нематериальных активов не может  превышать срок деятельности организации.

По расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы (НИОКР) элементами учетной политики являются:

  • выбор способа списания расходов по НИОКР;
  • определение сроков списания расходов по НИОКР.

Списание расходов по НИОКР  на счета 20 «Основное производство»  или 26 «Общехозяйственные расходы» можно  осуществлять:

  • линейным способом;
  • пропорционально планируемому объему продукции (работ, услуг).

При выборе варианта списания указанных расходов нужно принимать  во внимание, что линейный способ предусматривается  к применению также НК РФ. В связи  с этим выбор линейного способа  распределения расходов по НИОКР  позволит совместить бухгалтерский  и налоговый учет данного вида расходов.

При определении сроков списания расходов по НИОКР нужно иметь  в виду, что предельный срок списания указанных расходов установлен ПБУ 17/02 в пять лет, а НК РФ - в три  года. Целесообразно установить одинаковый срок списания расходов по НИОКР для  бухгалтерского и налогового учета, т.е. в пределах трех лет.

По материально-производственным запасам элементами учетной политики являются:

  • выбор варианта синтетического учета МПЗ;
  • выбор метода оценки МПЗ;
  • последствия изменений в учетной политике методов оценки МПЗ;
  • стоимость МПЗ, переданных в залог;
  • величина и движение резервов под снижение стоимости материальных ценностей;
  • разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимостью их возможной реализации, отнесения на финансовые результаты организации;
  • порядок документального оформления поступающих материалов. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов.

Синтетический учет производственных запасов может осуществляться:

  1. по фактической себестоимости приобретния (заготовления);
  2. по учетным ценам (плановой себестоимости приобретения (заготовления), покупным ценам и др.).

При первом варианте, являющемся традиционным для отечественной  учетной практики, синтетический  учет производственных запасов осуществляют на счете 10 «Материалы» по фактической  себестоимости приобретения, а при  втором варианте - по учетным ценам (плановой или нормативной себестоимости, средним покупным ценам и др.).

Если синтетический учет производственных запасов осуществляется на счете 10 «Материалы» по учетным  ценам, то дополнительно используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальных Ценностей» и 16 «Отклонения  в стоимости материальных ценностей».

При обоих вариантах аналитический  учет отдельных видов материалов осуществляется, как правило, по учетным  ценам (плановой или нормативной  себестоимости, средним покупным ценам  и др.).

Однако при первом варианте учет отклонений фактической себестоимости  производственных запасов от стоимости  их по учетным ценам осуществляется на отдельных аналитических счетах синтетического счета 10 «Материалы», а  при втором варианте указанные отклонения отражаются на отдельном синтетическом  счете 16 «Отклонения в стоимости  материалов», что усиливает контрольные  функции учета и способствует внедрению нормативного метода учета  затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Порядок расчета и списания отклонений фактической себестоимости  производственных запасов от стоимости  их по учетным ценам при обоих  вариантах существенно не меняется.

Организации, применяющие  в учете счет 16, остаток по этому  счету в активе баланса не отражают, а присоединяют его без корреспонденции  на счетах бухгалтерского учета к  производственным запасам.

 

 

 

1.3. Выбор техники, формы  и  организации бухгалтерского учёта.

Разработка рабочего плана  счетов. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утверждённого плана. Она  вправе из всей совокупности систематических  счетов выбрать действительно необходимые  для себя, вводить (с разрешения МФ РФ) новые систематические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы  субсчетов, предусмотренной утверждённым Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединения, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

В соответствии со ст.6 Закона о бухгалтерском учёте, и также  п.6 Положения по ведению бухгалтерского учёта ЗАО "Канашская мебельная фабрика" имеет разработанный на основе утверждённого Плана счетов бухгалтерского учёта рабочий план счетов для отражения необходимых коммерческих и финансово–хозяйственных операций.

Выбор формы бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает форму учёта  (журнально–ордерная,  мемориально–ордерная, упрощённая, машинно–ориентировочная), перечень применяемых учётных реестров, их построение, последовательность и способы записи в них.

На мебельной фабрике  применяется в соответствии с  учётной политикой журнально–ордерная форма счетоводства в соответствии  Инструкции по применению единой журнально–ордерной формы счетоводства, утверждённой планом Минфина СССР от 08.03.60 г. №63 (с учётом рекомендаций по применению учётных реестров бухгалтерского учёта на предприятиях, приведённого в письме МФ РФ от 24.07.92 г.). На предприятии составляются следующие журналы–ордера: 1, 2, 4, 6, 7, 10, 10/1, 11, 12, 15.

Организация бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает  организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учёт и отчётность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.

В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его  обязанности могут выполняться  главным бухгалтером или другими  работниками по письменному распоряжению руководителя организации.

СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРИИ

Руководство бухгалтерии

(главный бухгалтер,

зам.  главного бухгалтера)



Сводная  группа

(главный бухгалтер)


Группа учёта оплаты труда


Группа учёта материальных ресурсов


Группа учёта затрат на производство

(зам. главного бухгалтера)


Группа учёта готовой  продукции и  её реализации


Группа учёта расчётных  операций (кассир)


Группа учёта остальных  операций

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание и основы разработки  учетной политики

2.1 Термин “учетная политика предприятия” вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания “accounting policies”, употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: “Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и  правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения  бухгалтерского учета на предприятии  в условиях действующей нормативной  базы на данный момент времени” (5.С.48); “… совокупность способов ведения  бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий  хозяйствования” (2.С.7); “… это совокупность конкретных методов и форм ведения  бухгалтерского учета, объявляемая  предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности” (7.С.10). В приложении к приказу  Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия  понимается “…совокупность способов ведения бухгалтерского учета –  первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности” (1.С.5). Данное определение совпадает  с определением метода бухгалтерского учета. 

Метод бухгалтерского учета  как наука сложился 500 лет тому назад и никакой общественно  – экономический строй, как показывает практика, не может поменять его. Изменения  же происходят только в техническом  и организационном плане с  целью более рационального и  эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные  стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций  и технологической основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации предприятия.

Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики предприятия  наглядно отражена на рисунки приведенном ниже.

 

Информация о работе Учетная политика организации