Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что использование указанного термина быстро входит в практику и теорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы, регулирующие организацию учета на предприятиях. Этому способствовало утверждение в конце 1992г. парламентом страны Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики. Думается, что еще рано говорить об укоренении этого понятия, тем более, что термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление путем большого перевода на русский язык английское словосочетание «accounting policies» (в международных стандартах бухгалтерского учета). Кроме того, никакая политика, не строится по международным стандартам.

Содержание работы

Введение
1. Содержание и принципы формирования учетной политики предприятия
1.1 Понятие учетной политики предприятия и принципы ее формирования
1.2 Нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики предприятия
2. Учетная политика организации и ее роль в составлении бухгалтерской отчетности
2.1 Учетная политика для целей финансового учета
2.2 Экономическая характеристика МУПТ ТЦ «Пять звезд»
2.3 Оценка соответствия учетной политики видам и масштабам деятельности МУПТ ТЦ «Пять звезд»
3.Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Учетная политика и ее роль в составлении отчетности 2003 ТЦ Пять звезд.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

- перед составлением  годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально  ответственных лиц;

- при выявлении фактов  хищения, злоупотребления или  порчи имущества;

- в случае стихийного  бедствия, пожара или других чрезвычайных  ситуаций, вызванных экстремальными  условиями;

- при реорганизации  или ликвидации организации;

- в других случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Следовательно, указывать  в учетной политике организации  обязательность проведения инвентаризаций в перечисленных случаях (кроме  проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности) необязательно. Однако в учетной политике должен быть определен список материально ответственных лиц, при смене которых инвентаризация обязательна. Кроме того, в учетной политике на каждый год должен определяться состав инвентаризационных комиссий по видам инвентаризаций (по видам инвентаризуемого имущества).

4. Методы оценки активов  и обязательств.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 1/98 при формировании учетной  политики организации по конкретному  направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному  вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения  бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных Положений по бухгалтерского учету.

Этот же принцип следует  использовать и при отражении  в учетной политике методов оценки активов и обязательств - то есть, если Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Положения по бухгалтерскому учету или иные документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности не предполагают выбора из двух или более вариантов оценки, отражение таких методов в учетной политике необязательно.

Основные принципы оценки активов и обязательств сформулированы в статье 11 Закона о бухгалтерском  учете.

Оценка имущества и  обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;

имущества, полученного  безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования;

имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости  его изготовления.

Начисление амортизации  основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.

Финансовые вложения принимаются к учету в сумме  фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается  разницу между суммой фактических  затрат на приобретение и номинальной  стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Следовательно, при осуществлении финансовых вложений организация имеет право выбрать один из двух вариантов - списывать ли разницу между затратами на приобретение долговых ценных бумаг и их номинальной стоимостью равномерно в течение срока их обращения или делать это единовременно - при выбытии таких ценных бумаг.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. ПБУ 5/01 однозначно определяет состав затрат, включаемых в фактическую себестоимость  материально-производственных запасов в зависимости от источников их поступления. Поэтому в данном случае у организации отсутствует выбор варианта оценки.

Однако определенные методы применяются для оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство и ином выбытии.

ПБУ 5/01 устанавливает  следующие методы оценки:

- по себестоимости  каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости  первых по времени приобретения  материально-производственных запасов  (метод ФИФО);

- по себестоимости  последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Применение одного из методов по конкретному наименованию производится в течение отчетного  года.

Выбор варианта оценки производится исходя из специфики производственного  процесса, номенклатуры материально-производственных запасов и иных факторов, влияющих на размер себестоимости и, соответственно, на размер налогооблагаемой прибыли.

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической  или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

Выбор метода оценки по нормативной (плановой) себестоимости может основываться не только на особенностях производственного  процесса, но, в первую очередь, на том, располагает ли организация необходимыми кадрами (по численности и квалификации), которые могут проанализировать отклонения фактической себестоимости от нормативной.

Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости  их приобретения.

Незавершенное производство - продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

- по фактической или  нормативной (плановой) производственной  себестоимости;

- по прямым статьям  затрат;

- по стоимости сырья,  материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

В данном случае возможность  выбора одного из нескольких вариантов  налицо.

Расходы будущих периодов - затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. Расходы будущих периодов отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Как расходы будущих  периодов могут учитываться расходы  подрядчика (по договору строительного  подряда до его заключения), связанные  с получением (заключением) договоров  на строительство, которые могут  быть отдельно выделены, и существует уверенность в том, что договор будет заключен (ПБУ 2/94, 12).

Здесь выбор организации, осуществляющей затраты, которые могут  учитываться как расходы будущих  периодов состоит в том, чтобы  определить, каким образом такие  расходы списывать - посредством аккумулирования затрат на счете 97 "Расходы будущих периодов" или создавать соответствующий резерв. Это относится, например, к вопросам списания затрат на проведение ремонтов объектов основных средств.

Амортизируемое имущество в бухгалтерской отчетности оценивается по остаточной стоимости. В принципе, здесь также имеется определенный выбор - на размер остаточной стоимости влияет выбор метода начисления амортизационных отчислений. Однако, начисление амортизации относится не к методам, а к способам ведения бухгалтерского учета и должно быть отражено в другом разделе учетной политики организации.

5. Правила документооборота  и технология обработки учетной  информации.

Правила документооборота определяются формой счетоводства, принятой в организации (или выбранной - для вновь созданных организаций), а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса.

Поэтому невозможно сформулировать какие-либо унифицированные требования или правила по организации документооборота для всех организационно-правовых форм предприятий и видов предпринимательской деятельности. Законодательными и нормативными документами сформулированы лишь общие положения, которые должны быть выполнены при разработке данного раздела учетной политики.

В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете, при  определении правил документооборота должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов. Право утверждения  такого перечня предоставлено исключительно  руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером (Закон о бухгалтерском учете статья 9 пункт 3).

Документы, которыми оформляются  хозяйственные операции с денежными  средствами, подписываются руководителем  организации и главным бухгалтером  или уполномоченными ими на то лицами (Закон о бухгалтерском учете статья 9 пункт 3). Следовательно, в учетной политике целесообразно определить перечень таких документов.

Формы первичных учетных  документов, перечень должностных лиц, имеющих право подписи, график документооборота и иные элементы, которые могут меняться в течение года и не влияют на способы ведения бухгалтерского учета, целесообразно также вынести в отдельное приложение.

6. Порядок контроля  за хозяйственными операциями.

Закон о бухгалтерском  учете и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности не устанавливают каких-либо конкретных требований к организации контроля за хозяйственными операциями. При формировании такой системы в организации следует руководствоваться отраслевыми или ведомственными инструкциями, либо сложившейся практикой. В данном разделе учетной политики можно установить систему внутреннего контроля за теми хозяйственными операциями, которые непосредственно влияют на финансовые результаты деятельности. Целесообразно элементы, относящиеся к данному разделу вынести в отдельное приложение, либо объединить их в том приложении, где устанавливаются сроки и порядок проведения инвентаризаций.

7. Другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.

В данном разделе учетной политики должны раскрываться вопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходимые для организации бухгалтерского учета в организации. Такими вопросами могут быть, например, вопросы, касающиеся менеджмента финансами, маркетинговой политики организации, ценообразования, финансового и экономического анализа и т.п.

Другим разделом учетной  политики должен быть раздел, в котором  отражаются существенные способы ведения  бухгалтерского учета.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:

- отнесение имущества  к объектам основных средств;

- способы начисления  амортизации основных средств,  нематериальных и иных активов;

- оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции:

- признания прибыли от продажи  продукции, товаров, работ, услуг;

- другие способы.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Выше мы перечислили способы, которые  ПБУ 1/98 относит к существенным. Целесообразно  более подробно остановиться на каждом из них.

Установление порядка отнесения имущества к объектам основных средств.

ПБУ 6/01 не устанавливает  стоимостного критерия отнесения имущества  к категории объектов основных средств - теперь единственным критерием будет  являться только срок полезного использования  приобретенного объекта.

Вместе с тем и ПБУ 6/01, и  глава 25 НК РФ предусматривают возможность  единовременного списания на себестоимость  продукции (работ, услуг) или уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль  сумм стоимости объектов, срок полезной эксплуатации которых превышает 12 месяцев, но цена на которые ниже некоторого лимита - 2 тыс.руб. (в соответствии с пунктом 18 ПБУ 6/01) и 10 тыс.руб. (в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 256 главы 25 НК РФ).

Информация о работе Учетная политика предприятия