Учетная политика в целях управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: рассмотреть основные положения, связанные с формированием учетной политики в целях управленческого учета. Задачи работы: определить сущность управленческого учета, сравнить требования и положения учетной политики в целях финансового и управленческого учетов, определить методику формирования учетной политики организации в целях управленческого учета.

Содержание работы

Введение…………………………………..…………………………………………3
Глава 1. Сущность управленческого учета…………………………………………………………………………...……..4
Глава 2. Отличия требований к информации финансового и управленческого учета………………………………………………………………………………….5
Глава 3. Сравнение положений учетной политики в целях финансового и
управленческого учета…………….………………………………………………..10
Глава 4. Методика формирования учетной политики в целях управленческого
учета………………………………………………………………………………….17
Заключение………………………..…………………………………………………22
Список литературы…………………………..……………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая УП.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Теперь рассмотрим сравнения  самих положений учетной политики в целях бухгалтерского финансового  и управленческого учетов. Для  начала рассмотрим положения, которые  в принципе могут определяться экономическим  смыслом и внутренней политикой  организации в части управленческого  учета, но на практике все же большее  предпочтение отдается положениям, принятым в финансовом учете, то есть рассмотрим по большей части совпадающие  варианты:

 

Положение учетной политики.

Финансовый учет.

Управленческий учет.

1.Методы первоначальной  оценки.

По фактической себестоимости.

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

2.Изменение стоимости  основных средств.

Минимальный срок – раз  в год.

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

3.Срок полезного использования основных средств.

Согласно классификации, от 12 месяцев.

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

4.Порядок начисления амортизации.

Согласно ПБУ 6/01:

  1. Линейный;
  2. Уменьшаемого остатка;
  3. По сумме чисел лет;
  4. Пропорционально объему производимой продукции

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

5. Применение специальных  коэффициентов для исчисления  амортизации.

Применяются понижающие коэффициенты.

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

6. Лимит отнесения ОС к группе списываемых в затраты при вводе в эксплуатацию.

10 000 рублей.

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

7.Амортизация НМА

  1. Линейный;
  2. Уменьшаемого остатка;
  3. Пропорционально объему производимой продукции

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

8.Срок полезного использования  НМА.

При невозможности расчета 20 лет, но не более срока существования  организации.

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

 

9.Порядок оценки МПЗ, списываемых на производство.

По себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО

 

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

10.Отражение поступления  МПЗ.

ПБУ 5/01 (на счетах 10, 15, 16)

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

11. Порядок оценки покупных  товаров при их реализации.

1) По стоимости каждой  единицы;

2) По средней себестоимости;

3) ФИФО

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

12.Оценка незавершенного производства.

1) По фактической производственной  себестоимости;

2) По нормативной (плановой) себестоимости;

3) По прямым затратам;

4) По фактическим производственным  затратам;

5) По стоимости сырья,  материалов и полуфабрикатов.

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.

13.Дата определения курсовой разницы.

1) На дату совершения  операции;

2) На дату составления  бухгалтерской отчетности;

3) На фактическую дату  изменения курсов иностранных  валют.

Определяется экономическим  смыслом и внутренней политикой.


 

 

 

 

Как можно увидеть из представленной выше таблицы, многие положения учетной политики в целях управленческого и финансового учета совпадают, но рассмотрим положения, которые отличаются или вовсе отсутствуют в учетной политике в целях финансового учета.

 

Положение учетной политики.

Финансовый учет.

Управленческий учет.

1.Оценка готовой продукции.

1)По фактической производственной  себестоимости;

2)По нормативной себестоимости;

3)По прямым статьям  затрат;

4)Другие виды цен.

1)По полной фактической  производственной себестоимости;

2)По неполной фактической  производственной себестоимости;

3)По неполной фактической  производственной себестоимости  на основе переменных затрат;

4)По полной нормативной  или плановой себестоимости;

5)По неполной нормативной  или плановой себестоимости;

6)По неполной нормативной  или плановой себестоимости на  основе переменных затрат.

2.Порядок признания доходов  и расходов.

По ПБУ 9/99, 10/99.

Определяется внутренней методикой.

3.Рабочий план счетов.

Разрабатывается в соответствии с нормативными документами.

Могут вводиться дополнительные счета, субсчета,  расширенная аналитика, дополнительная кодировка.

4.Создание резервов.

ПБУ 15/01

П.8 ПБУ 8/01

Определяется экономической  логикой.

5.Перечень форм отчетности.

Стандартные формы, составляемые в соответствии с рекомендованными образцами.

Произвольная форма, составляемая руководством в целях оптимизации  принятия решений.

6.Сегментная отчетность.

По географическим и операционным сегментам.

По центрам ответственности.

7.Процедура распределения косвенных расходов.

ПБУ 5/01

По решению бухгалтера определяются:

1)Носитель затрат;

2)Распределяемые затраты;

3)База распределения.

8.Перечень статей калькуляции.

-

Самостоятельно, с учетом особенностей отрасли.

9.Выбор варианта сводного учета затрат на производство.

-

Полуфабрикатный / бесполуфабрикатный.

10.Выбор способа группировки и списания расходов на производство.

-

Деление затрат на:

1)Накладные и основные;

2)На постоянные, переменные, условно-переменные.

11.Выбор метода калькулирования.

-

1)Абсорбшен-костинг;

2)Директ-костинг;

3)Учет фактической себестоимости;

4)Стандарт-костинг;

5)Попроцессный метод;

6)Попередельный метод;

7)Позаказный метод;

8)ABC-костинг;

9)Just-in-Time.

12.Структурирование хозяйственного  субъекта на центры ответственности.

-

Определяется бухгалтером  самостоятельно.

13.Определение финансовых  и нефинансовых критериев деятельности  ЦО.

-

Определяется бухгалтером  самостоятельно.

14.Определение трансфертных  цен.

-

1)На основе рыночных  цен;

2)На основе затрат;

3)Договорные трансфертные  цены.


 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Методика формирования учетной политики в целях управленческого учета.

 

 

Система управленческого  учета уникальна для каждой организации, и трудно составить единую методику по составлению учетной политики в целях управленческого учета (далее УПУУ). Но в общем виде общий  план можно представить в виде пяти ступеней.

Итак, во-первых это анализ факторов, влияющих на составление  УПУУ. Факторы рассматриваются как  внешние, так и внутренние. К внутренним факторам различные исследователи относят самые различные факторы, но в общем виде можно сказать, что к ним относятся организационная форма, тип выпускаемой продукции, технологии, тип производства, формы оплаты труда и так далее.

Внешние факторы – это  независимые от самой организации  условия, которые прямо или косвенно влияют на саму организацию. Их можно  разделить на экономические, правовые, политические, социальные и демографические. Экономические внешние факторы  это такие факторы, как уровень  инфляции, уровень дохода и покупательной  способности населения, конкуренция, курс валют, цикличность экономики. Политические – это стабильность политической системы и положение  страны на мировой арене. Ведь если ситуация внутри страны будет нестабильна, или положение на мировой арене  будет утеряно, то произойдет отток  инвестиций, возможно падение курса  валют, снизится уровень экспорта и  импорта. Правовые факторы – это  любые факторы, связанные с законодательным  регулированием системы бухгалтерского учета и налогообложения. Социальные и демографические факторы дополняют друг друга, так как рост урбанизации и приток населения в города повышает требования к работникам и стимулирует менеджеров к более активной работе. Как ни странно, уменьшение населения также будет увеличивать работоспособность персонала, так как клиентов станет меньше и потребуется больше усилий для достижения плановых значений.

 

Во-вторых, следует систематизировать  управленческие решения, принимаемые  в организации. Учетная политика должна описывать, или хотя бы давать методические указания к максимальному  количеству приемов, которые используются на предприятии. А для этого нужно  определиться, какими приемами будет  пользоваться руководство.

В-третьих, это выделение  элементов управленческого учета, которые будут использоваться на предприятии. Существует множество  различных классификаций, но на мой взгляд оптимальной классификацией будет являться разделение на:

    1. Бюджетирование;
    2. Контроль за деятельностью организации;
    3. Управленческий анализ;
    4. Управленческая отчетность.

Каждый из вышеперечисленных  элементов крайне важен для полного, оптимально функционирования управленческого  учета. Бюджетирование позволит иметь  предположительные данные о финансовом положении организации в будущем, а кроме этого корректировать работу отделов, при отклонении от плановых значений. Контроль за деятельностью организации включает в себя множество понятий, но, разумеется, этот элемент является центральным, так как контроль – основная цель управленческого учета, а значит систематизация контроля за деятельностью организации – это основная цель УПУУ. Управленческий анализ позволит в реальном времени отслеживать состояние организации с точки зрения основных финансовых показателей, кроме этого некоторые методы анализа позволят выделить слабые и сильные стороны организации (к примеру, SWAT-анализ), что, несомненно, повысит конкурентоспособность. Ну и управленческая отчетность является основой для всех остальных элементов, так как именно из неё будет черпаться информация для анализа. Кроме этого, управленческая отчетность обычно имеет разделение по сегментам, что, опять-таки, поможет выделить именно те участки производства или управления, где организация будет иметь слабости.

 

 

 

Четвертый, и, наверное, самый главный шаг, это формирование аспектов учетной политики. Аспекты делятся на три типа:

  1. Организация;
  2. Техника;
  3. Методика.

Как понятно из названий, они формируют три основных блока  УПУУ. Мы не будем рассматривать все положения, которые включают данные аспекты, а рассмотрим лишь те, что составляют особенности учетной политики при её составлении в целях управленческого учета.

 

Организация.

Техника.

Методика.

Регламент выработки стратегических целей компании.

Форма связи управленческого  учета с финансовым.

Методика исчисления трансфертных цен.

Организационная структура  управленческой службы.

Распределение функций между  пользователями автоматизированной системы  управленческого учета.

Выбор способов группировки, списания и методов учета затрат на производство и калькулирование с-сти.

Определение лиц, ответственных  за ведение управленческого учета.

-

Выбор перечня статей калькуляции.

Формирование центров  ответственности.

-

Выбор варианта сводного учета  затрат на производство.

Регламент представления  информации по уровням управления.

-

Методика формирования цен  и скидок.

Организация бюджетирования.

-

Методика исчисления финансовых результатов и нефинансовых критериев  деятельности центров ответственности.

Формирование отделов  аналитических заключений.

-

Выделение контролируемых и  неконтролируемых статей отчетности центров  ответственности.

Формирование службы контроля.

-

Определение релевантных  и нерелевантных доходов и  расходов.

Организация учета затрат на производство.

-

Определение параметров собираемой информации по конкурентам.


 

Как видно из таблицы, меньше всего вопросов затрагивается в  техническом разделе, то есть для  ведения управленческого учета  не требуется критических изменений в технике ведения учета или большого объема дополнительного технического обеспечения бухгалтерии. Чего нельзя сказать о методике и организации. Именно эти вопросы создают сложность в формировании регламента ведения управленческого учета в организации, а именно учетной политики в целях управленческого учета.

Дальнейшее создание УПУУ не отличается от создания и обычной  учетной политики. Выбирается форма  изложения, составляется документ, проверяется  на различных уровнях управления, а затем передается для подписания. Строгой формы, как мы говорили ранее, не существует, поэтому наиболее рациональным было бы выбрать классическую форму учетной политики, возможно со ссылками на отдельные документы, в которых будут рассматриваться методические особенности, чтобы любой сотрудник мог ознакомиться с ними и приступить к аналитической, к примеру, деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Итак, в данной работе были рассмотрены все основные положения, которые касаются формирования учетной  политики организации в целях  управленческого учета. Было раскрыто само понятие управленческого учета, как достаточно нового для российского  учета веяния, позволяющего на основе бухгалтерских документов и разработанных  самой организацией внутренних форм получить информацию, которая даст возможность оптимальною, на основе реальных данных, управлять компанией.

Кроме этого, мы провели сравнение  основных требований и положений  учетной политики в целях финансового  и управленческого учета, и пришли к выводу, что управленческий учет дает куда больше свободы, но не имеет  готового регламентирования, а значит, сложность заключается в самостоятельной  разработке форм учета.

Ну и, наконец, мы рассмотрели  методику формирования учетной политики в целях управленческого учета. Основным выводом является то, что при формировании УПУУ большая часть процесса похожа на формирование учетной политики в целях финансового учета, но создает достаточно большие сложности в организационном и методическом аспектах.

Формирование учетной  политики в целях управленческого  учета – редкое явление в российском учете, но как показывает практика, её составление и внедрение сильно повышает конкурентоспособность любой  компании.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Правовые акты:

Информация о работе Учетная политика в целях управленческого учета