Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа
Цели работы: рассмотреть основные положения, связанные с формированием учетной политики в целях управленческого учета. Задачи работы: определить сущность управленческого учета, сравнить требования и положения учетной политики в целях финансового и управленческого учетов, определить методику формирования учетной политики организации в целях управленческого учета.
Введение…………………………………..…………………………………………3
Глава 1. Сущность управленческого учета…………………………………………………………………………...……..4
Глава 2. Отличия требований к информации финансового и управленческого учета………………………………………………………………………………….5
Глава 3. Сравнение положений учетной политики в целях финансового и
управленческого учета…………….………………………………………………..10
Глава 4. Методика формирования учетной политики в целях управленческого
учета………………………………………………………………………………….17
Заключение………………………..…………………………………………………22
Список литературы…………………………..……………………………………………….23
Теперь рассмотрим сравнения
самих положений учетной
Положение учетной политики. |
Финансовый учет. |
Управленческий учет. |
1.Методы первоначальной оценки. |
По фактической себестоимости. |
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
2.Изменение стоимости основных средств. |
Минимальный срок – раз в год. |
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
3.Срок полезного использования основных средств. |
Согласно классификации, от 12 месяцев. |
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
4.Порядок начисления |
Согласно ПБУ 6/01:
|
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
5. Применение специальных коэффициентов для исчисления амортизации. |
Применяются понижающие коэффициенты. |
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
6. Лимит отнесения ОС к группе списываемых в затраты при вводе в эксплуатацию. |
10 000 рублей. |
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
7.Амортизация НМА |
|
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
8.Срок полезного |
При невозможности расчета 20 лет, но не более срока существования организации. |
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой.
|
9.Порядок оценки МПЗ, списываемых на производство. |
По себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО
|
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
10.Отражение поступления МПЗ. |
ПБУ 5/01 (на счетах 10, 15, 16) |
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
11. Порядок оценки покупных товаров при их реализации. |
1) По стоимости каждой единицы; 2) По средней себестоимости; 3) ФИФО |
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
12.Оценка незавершенного производства. |
1) По фактической 2) По нормативной (плановой) себестоимости; 3) По прямым затратам; 4) По фактическим 5) По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. |
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
13.Дата определения курсовой разницы. |
1) На дату совершения операции; 2) На дату составления бухгалтерской отчетности; 3) На фактическую дату изменения курсов иностранных валют. |
Определяется экономическим смыслом и внутренней политикой. |
Как можно увидеть из представленной выше таблицы, многие положения учетной политики в целях управленческого и финансового учета совпадают, но рассмотрим положения, которые отличаются или вовсе отсутствуют в учетной политике в целях финансового учета.
Положение учетной политики. |
Финансовый учет. |
Управленческий учет. |
1.Оценка готовой продукции. |
1)По фактической 2)По нормативной 3)По прямым статьям затрат; 4)Другие виды цен. |
1)По полной фактической
производственной 2)По неполной фактической
производственной 3)По неполной фактической
производственной 4)По полной нормативной или плановой себестоимости; 5)По неполной нормативной или плановой себестоимости; 6)По неполной нормативной или плановой себестоимости на основе переменных затрат. |
2.Порядок признания доходов и расходов. |
По ПБУ 9/99, 10/99. |
Определяется внутренней методикой. |
3.Рабочий план счетов. |
Разрабатывается в соответствии с нормативными документами. |
Могут вводиться дополнительные счета, субсчета, расширенная аналитика, дополнительная кодировка. |
4.Создание резервов. |
ПБУ 15/01 П.8 ПБУ 8/01 |
Определяется экономической логикой. |
5.Перечень форм отчетности. |
Стандартные формы, составляемые в соответствии с рекомендованными образцами. |
Произвольная форма, составляемая руководством в целях оптимизации принятия решений. |
6.Сегментная отчетность. |
По географическим и операционным сегментам. |
По центрам ответственности. |
7.Процедура распределения косвенных расходов. |
ПБУ 5/01 |
По решению бухгалтера определяются: 1)Носитель затрат; 2)Распределяемые затраты; 3)База распределения. |
8.Перечень статей калькуляции. |
- |
Самостоятельно, с учетом особенностей отрасли. |
9.Выбор варианта сводного учета затрат на производство. |
- |
Полуфабрикатный / бесполуфабрикатный. |
10.Выбор способа группировки и списания расходов на производство. |
- |
Деление затрат на: 1)Накладные и основные; 2)На постоянные, переменные, условно-переменные. |
11.Выбор метода |
- |
1)Абсорбшен-костинг; 2)Директ-костинг; 3)Учет фактической 4)Стандарт-костинг; 5)Попроцессный метод; 6)Попередельный метод; 7)Позаказный метод; 8)ABC-костинг; 9)Just-in-Time. |
12.Структурирование |
- |
Определяется бухгалтером самостоятельно. |
13.Определение финансовых
и нефинансовых критериев |
- |
Определяется бухгалтером самостоятельно. |
14.Определение трансфертных цен. |
- |
1)На основе рыночных цен; 2)На основе затрат; 3)Договорные трансфертные цены. |
Глава 4. Методика формирования учетной политики в целях управленческого учета.
Система управленческого учета уникальна для каждой организации, и трудно составить единую методику по составлению учетной политики в целях управленческого учета (далее УПУУ). Но в общем виде общий план можно представить в виде пяти ступеней.
Итак, во-первых это анализ факторов, влияющих на составление УПУУ. Факторы рассматриваются как внешние, так и внутренние. К внутренним факторам различные исследователи относят самые различные факторы, но в общем виде можно сказать, что к ним относятся организационная форма, тип выпускаемой продукции, технологии, тип производства, формы оплаты труда и так далее.
Внешние факторы – это независимые от самой организации условия, которые прямо или косвенно влияют на саму организацию. Их можно разделить на экономические, правовые, политические, социальные и демографические. Экономические внешние факторы это такие факторы, как уровень инфляции, уровень дохода и покупательной способности населения, конкуренция, курс валют, цикличность экономики. Политические – это стабильность политической системы и положение страны на мировой арене. Ведь если ситуация внутри страны будет нестабильна, или положение на мировой арене будет утеряно, то произойдет отток инвестиций, возможно падение курса валют, снизится уровень экспорта и импорта. Правовые факторы – это любые факторы, связанные с законодательным регулированием системы бухгалтерского учета и налогообложения. Социальные и демографические факторы дополняют друг друга, так как рост урбанизации и приток населения в города повышает требования к работникам и стимулирует менеджеров к более активной работе. Как ни странно, уменьшение населения также будет увеличивать работоспособность персонала, так как клиентов станет меньше и потребуется больше усилий для достижения плановых значений.
Во-вторых, следует систематизировать управленческие решения, принимаемые в организации. Учетная политика должна описывать, или хотя бы давать методические указания к максимальному количеству приемов, которые используются на предприятии. А для этого нужно определиться, какими приемами будет пользоваться руководство.
В-третьих, это выделение
элементов управленческого
Каждый из вышеперечисленных
элементов крайне важен для полного,
оптимально функционирования управленческого
учета. Бюджетирование позволит иметь
предположительные данные о финансовом
положении организации в
Четвертый, и, наверное, самый главный шаг, это формирование аспектов учетной политики. Аспекты делятся на три типа:
Как понятно из названий, они формируют три основных блока УПУУ. Мы не будем рассматривать все положения, которые включают данные аспекты, а рассмотрим лишь те, что составляют особенности учетной политики при её составлении в целях управленческого учета.
Организация. |
Техника. |
Методика. |
Регламент выработки стратегических целей компании. |
Форма связи управленческого учета с финансовым. |
Методика исчисления трансфертных цен. |
Организационная структура управленческой службы. |
Распределение функций между пользователями автоматизированной системы управленческого учета. |
Выбор способов группировки, списания и методов учета затрат на производство и калькулирование с-сти. |
Определение лиц, ответственных за ведение управленческого учета. |
- |
Выбор перечня статей калькуляции. |
Формирование центров ответственности. |
- |
Выбор варианта сводного учета затрат на производство. |
Регламент представления информации по уровням управления. |
- |
Методика формирования цен и скидок. |
Организация бюджетирования. |
- |
Методика исчисления финансовых результатов и нефинансовых критериев деятельности центров ответственности. |
Формирование отделов аналитических заключений. |
- |
Выделение контролируемых и неконтролируемых статей отчетности центров ответственности. |
Формирование службы контроля. |
- |
Определение релевантных и нерелевантных доходов и расходов. |
Организация учета затрат на производство. |
- |
Определение параметров собираемой информации по конкурентам. |
Как видно из таблицы, меньше всего вопросов затрагивается в техническом разделе, то есть для ведения управленческого учета не требуется критических изменений в технике ведения учета или большого объема дополнительного технического обеспечения бухгалтерии. Чего нельзя сказать о методике и организации. Именно эти вопросы создают сложность в формировании регламента ведения управленческого учета в организации, а именно учетной политики в целях управленческого учета.
Дальнейшее создание УПУУ не отличается от создания и обычной учетной политики. Выбирается форма изложения, составляется документ, проверяется на различных уровнях управления, а затем передается для подписания. Строгой формы, как мы говорили ранее, не существует, поэтому наиболее рациональным было бы выбрать классическую форму учетной политики, возможно со ссылками на отдельные документы, в которых будут рассматриваться методические особенности, чтобы любой сотрудник мог ознакомиться с ними и приступить к аналитической, к примеру, деятельности.
Заключение.
Итак, в данной работе были рассмотрены все основные положения, которые касаются формирования учетной политики организации в целях управленческого учета. Было раскрыто само понятие управленческого учета, как достаточно нового для российского учета веяния, позволяющего на основе бухгалтерских документов и разработанных самой организацией внутренних форм получить информацию, которая даст возможность оптимальною, на основе реальных данных, управлять компанией.
Кроме этого, мы провели сравнение
основных требований и положений
учетной политики в целях финансового
и управленческого учета, и пришли
к выводу, что управленческий учет
дает куда больше свободы, но не имеет
готового регламентирования, а значит,
сложность заключается в
Ну и, наконец, мы рассмотрели методику формирования учетной политики в целях управленческого учета. Основным выводом является то, что при формировании УПУУ большая часть процесса похожа на формирование учетной политики в целях финансового учета, но создает достаточно большие сложности в организационном и методическом аспектах.
Формирование учетной политики в целях управленческого учета – редкое явление в российском учете, но как показывает практика, её составление и внедрение сильно повышает конкурентоспособность любой компании.
Список литературы.
Правовые акты:
Информация о работе Учетная политика в целях управленческого учета