Учёт денежных средств организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты организации бухгалтерского учета и контроля денежных средств.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
-определить сущность операций с денежными средствами;
-исследовать нормативно-правовое регулирование учета и контроля денежных средств;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИХ РОЛЬ В ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие денежных средств и их место в кругообороте средств организации.
Значение, задачи и принципы учета денежных средств.
Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ.
Порядок открытия, переоформления и закрытия счетов в банке.
Учет движения денежных средств на расчетном и валютном счетах организации.
Учет денежных средств в кассе организации.
Совершенствование учета денежных средств в условиях развития системы автоматизированной обработки учетной информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 170.38 Кб (Скачать файл)

3. При ликвидации предприятия (прекращении деятельности предпринимателя) после завершения работы ликвидационной комиссии.

4. При отсутствии средств  на счете в течение трех  месяцев, по карт-счетам и специальным  счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до одного года (не включая срока наложения ареста на счет).

5. При отсутствии записей  по счету в течение трех  месяцев, по карт-счетам и специальным  счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до одного года (не включая срока наложения ареста на счет).

6. В случае отмены уполномоченными  органами решения о государственной  регистрации предприятия, предпринимателя.

7. В других случаях, предусмотренных  законодательством и соответствующими  договорами.

Счета закрываются также при переходе владельца счета на обслуживание в другой банк в сроки, согласованные между банками и владельцем счета.

В любом из перечисленных выше случаев закрытие счета производится при условии, что на него не наложен арест, отсутствуют предписания о приостановлении операций по счету и задолженность Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

    1. Учет движения денежных средств на расчётном и валютном счетах организации.

Хранение денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как:

1. Обеспечивается их сохранность.

2. Контролируется использование  денежных средств по целевому  назначению.

3. Ускоряются расчёты  между юридическими лицами путём  применения безналичных форм  расчётов.

4. Банк зачисляет на  расчётные счета организации  определённый процент за хранение  денежных средств.

Денежные средства, хранящиеся на текущем (расчётном) счёте, предназначены как для основной деятельности, так и для капитальных и финансовых вложений.

Поступление денежных средств на расчётные счета в основном происходит за реализованную продукцию, оказанные работы и услуги покупателям и заказчикам, а также внесение наличных денег из кассы организации, арендной платы, полученных кредитов и займов и др.

С расчётного счёта производятся платежи: за полученные товарно-материальные ценности поставщикам, за выполненные работы и оказанные услуги подрядчикам, платежи по налогам в бюджет, погашение задолженности Фонду социальной защиты населения, а также по банковским кредитам, выдачу наличных денег в кассу для оплаты труда, командировочных расходов и т.д.

Главная роль денежных средств в деятельность организации заключается в том, что они обеспечивают возможность расчетов с поставщиками, покупателями, бюджетом и т.п., без которых невозможно осуществление хозяйственной деятельности.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, банк может производить принудительное списание денежных средств с расчетного счета (по решению налоговых органов, по исполнительным листам, искам и т.п.).

Операции по приёму, выдаче и безналичному перечислению денежных средств оформляется соответствующими первичными документами.

Приём наличных денежных средств банком от организации для зачисления на её счёт производится по объявлению на взнос наличными, которое представляет собой комплект документов из объявления, ордера и квитанции.

Банк в подтверждение приёма денег выдаёт клиенту квитанцию с её печатью; объявление остаётся в кассе банка; ордер выдаётся представителю организации вместе с выпиской банка и подтверждает факт зачисления денежных средств на счёт организации.

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь безналичные расчёты между организациями производятся с использованием следующих документов:

- платёжных поручений;

- платёжных требований;

- платёжных требований-поручений;

- чеков.

Расчётные документы должны соответствовать установленным стандартам и иметь обязательные реквизиты:

· наименование расчётного документа;

· номер документа, число, месяц и год его выписка;

· наименование плательщика, номер его счёта, учётный номер плательщика (УНП);

· наименование, местонахождение банка плательщика, его банковский код, номер корреспондентского счёта или субсчета;

· наименование получателя средств, номер его счёта, учётный номер плательщика (УНП);

· наименование и местонахождение банка получателя (в случае необходимости адрес), его банковский код, номер корреспондирующего счёта или субсчёта;

· назначение платежа, его очередность и код платежа в бюджет;

· сумма платежа (прописью и цифрами);

· подписи уполномоченных лиц и оттиска печати на первом экземпляре.

Платёжными поручениями рассчитываются за полученные товары и оказанные услуги по нетоварным операциям, предварительную оплату товаров и мелких услуг, по однородным поставкам, предстоящие перевозки автотранспортными организациями, перечисления средств бюджету, фонду социальной защиты населения и др.

Платёжные поручения составляются на типовых бланках, а при перечислении средств трём и более получателям, обслуживаемым одним учреждением банка, используются сводные платёжные поручения на бланках. Поручения действительны в течение десяти дней, выписываются в трёх экземплярах как при одногородних, так и иногородних расчётах.

При расчётах платёжными требованиями получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателя определённой суммы через банк за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

Платёжное требование составляется на типовых бланках. При иногородних расчётах в банк предъявляются три, при одногородних - четыре экземпляра требований. При этом составляется реестр в двух экземплярах.

Платёжное требование-поручение является платёжной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчётных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

При расчётах за товары и услуги сельскохозяйственные организации используют расчётные чеки. Чек - письменное поручение его владельца обслуживающему банку на перечисление указанной суммы с его счёта на

Срок действия чековой книжки - 1 год, а при наличии неиспользованных чеков и остатка средств на текущем счёте этот срок по заявлению чекодателя может быть продлён на один год. Продление оформляется банком чекодателя.

В ГЛХУ «Пуховичский лесхоз» для оформления операций по счетам используются следующие расчётные документы: платёжное поручение, мемориальный ордер.

Платёжные поручения (Приложение1) в ГЛХУ «Пуховичский лесхоз» заполняются автоматизированным способом и предъявляются в банк с помощью системы «Клиент-банк», что снижает затраты времени кассира по ведению банковских операций. Платёжные поручения составляются отдельно по каждому счёту.

Организация ежедневно получает от банка копии выписок с расчетного счета (Приложение 2) с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления или списания. Выписка банка имеет следующую особенность: для ГЛХУ «Пуховичский лесхоз» расчетный счет является активным, а для банка – пассивным (как источник средств), и если в выписке стоит над графой слово «дебет», то эти суммы для исследуемой организации означают расход по расчетному счету, а «кредит» - поступление на расчетный счет. Обрабатывая выписки, кассир должен помнить эту особенность.

 Выписка с расчетного  счета содержит определенные  показатели, часть которых кодируется  банком. Она заменяет собой регистр  аналитического учета по расчетному  счету и одновременно служит  основанием для бухгалтерских  записей. Все приложенные к выписке  документы гасятся штампом «Погашено».

 Полученная выписка  обрабатывается, т.е. проверяются все  оправдательные документы, сверяется  вступительное сальдо с предыдущей  выпиской, исходящее сальдо. Проверка  и обработка выписок, как правило, должны производиться в день их поступления.

Платежные инструкции являются первичными документами по движению денежных средств в ГЛХУ «Пуховичский лесхоз», на основании которых в бухгалтерии осуществляются соответствующие записи на счетах бухгалтерского учета.

 В ГЛХУ «Пуховичский лесхоз» учет наличия и движения денег на расчетном счете ведется на активном счете 51 «Расчетный счет». По дебету счета отражается поступление денежных средств, по кредиту счета – их списание.

 Операции по движению денежных средств на расчетном счете приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. - Отражение безналичных расчетов на счетах бухгалтерского учета ГЛХУ «Пуховичский лесхоз»

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Прило-жение

На расчётный счёт ГЛХУ «Пуховичский лесхоз» поступила выручка за мёд из кассы организации

51

50.2

4761000

3

Уплачено комиссионное вознаграждение ОАО «Белагропромбанку» за электронные переводы

26.1

51

12000

3

Оплачено за топливо ОФО «Пуховичинефтепродукт»

60

51

22000000

3

Поступиление выручки за реализацию продукции от ООО «Мадейра»

51

62.1

100000000

3

Погашение начисленных процентов по кредитному договору

67.3

51

1819912

3

Перечисление взносов по обязательному страхованию рабочих и служащих от несчастных случаев на производстве

76.16

51

20177569

3

Перечисление страховых взносов на профессиональное пенсионное страхование

69.4

51

22998204

3

Перечисление взносов в пенсионный фонд из заработной платы

69.2

51

23417698

3

Перечисление подоходного налога из заработной платы

68.5

51

23700102

3

Перечисление заработной платы

70.2

51

154967700

3

Зачисление процентов за пользование банком  денежными средствами организации

51

91.1

2661944

3

Поступление кредита на выплату заработной платы

66.1

51

380000000

3

Перечисление налога на прибыль

68.2

51

28000000

3


 

В хозяйственной практике организации используют денежные средства и совершают сделки не только в белорусских рублях, но и в различных иностранных валютах. Операции с иностранной валютой могут осуществлять любые предприятия. С этой целью необходимо открыть в банке, имеющем разрешение (лицензию) от Национального банка Республики Беларусь на совершение операций в иностранной валюте, текущий валютный счет. Для открытия валютного счёта предоставляются те же документы, что и на открытие текущего счёта, но в заявлении указывается вид валютного счёта. Банки, получившие лицензию, называются уполномоченными банками.

Специфика учёта денежных средств на валютном счёте заключается в том, что имущество,  выраженное в иностранной валюте, должно пересчитываться в белорусские рубли, так как учёт ведётся в национальной валюте. Переоценка имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в белорусские рубли осуществляется по официальному курсу Национального Банка Республики Беларусь, установленному на дату совершения хозяйственной операции. В результате при изменении курса иностранных валют по отношению к белорусскому рублю могут возникать положительные или отрицательные курсовые разницы, которые включаются в состав доходов и расходов по финансовой деятельности.

Работая по договорам-контрактам, заключенным белорусскими предприятиями - участниками внешнеэкономической деятельности, оплата которых производится в иностранной валюте, предприятия обязаны 30% выручки продавать на валютном рынке, через уполномоченные банки, в течении 7 дней со дня ее зачисления.

Для учета движения средств в иностранной валюте в плане счетов предусмотрен счет 52 «Валютные счета». Аналитический учёт ведётся по каждому виду валюты отдельно как по номиналу, так и в белорусских рублях.

По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается поступление денежных средств в иностранных валютах в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств, расчетов, доходов от реализации товаров, продукции, работ, услуг и других. По кредиту счета 52 «Валютные счета» отражается списание денежных средств с валютных счетов организации в корреспонденции с дебетом счетов  учета денежных средств, расчетов, фондов и других.

ГЛХУ «Пуховичский лесхоз» имеет множество договоров на поставку лесопродукции в другие страны. Согласно заключённым договорам денежные расчёты ведутся в евро.

Операции по движению валютных денежных средств приведены в таблице 2.

Таблица 2. - Отражение безналичных операций на валютном счете ГЛХУ «Пуховичский лесхоз»

Хозяйственная операция

Де-бет

Кре-дит

Сумма, руб.

Сумма, евро

Прило-жение

Поступил аванс за лесопродукцию от УП «Беллесэкспорт» ООО «Сильва»

52.1

62.1

10451641

2371,91

4

Переоценка валюты

52.1

91.1

62856

 

4

Продажа валюты на внутренний валютный рынок

57.3

52.1

13580000

1000

4

Свободная продажа валюты на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»

57.3

52.1

81122923

5969,31

4

Информация о работе Учёт денежных средств организации