Учёт финансовых результатов, прибыли и рентабельности строительного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы: углубленно изучить организа-цию учета формирования финансовых результатов и нераспределенной прибыли предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию организации учета на основании теоретической проработки исследуемых вопросов по различной литературе.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:
 изложить в теоретическом плане экономическое содержание прибыли и рентабельности в строительстве;
 дать краткий обзор нормативных документов и литературных источников по теме исследования;
 изложить задачи учёта финансовых результатов в условиях перехода к рыночной экономике;
 изложить организацию учёта финансовых результатов;
 рассмотреть международные стандарты и опыт зарубежных стран по учёту финансовых результатов;
 рассмотреть учет финансовых результатов в условиях использования ЭВМ.

Содержание работы

Введение 4
1. Прибыль и рентабельность- основные показатели деятельности строительных организаций. 6
1.1. Экономическое содержание прибыли, особенности формирования в строительстве и пути повышения. 6
1.2. Рентабельность- показатель эффективности строительного производства и факторы её роста. 11
1.3. Нормативно-правовое обеспечение и основные источники литературы по учету прибыли и их краткий обзор. 13
1.4. Задачи учета финансовых результатов в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь. 15
2. Организация учёта финансовых результатов 18
2.1. Учет финансовых результатов от текущей деятельности 18
2.2. Учет прочих доходов и расходов 22
2.3. Учет использования прибыли и реформация баланса 26
2.4. Международные стандарты и опыт зарубежных стран по учету финансовых результатов 31
2.5. Оценка состояния учета финансовых результатов на базовом предприятии и предложения по его совершенствованию 34
2.6. Учёт прибылей и убытков в условиях использования ЭВМ 39
Заключение 43
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

Uchyot_finansovykh_rezultatov_stroitelnogo_pred.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Метод функционирования затрат предполагает объединение затрат по признаку их функциональной роли: как себестоимость продаж, коммерческие расходы, расходы на продажу. Представление информации этим методом более наглядно для заинтересованных пользователей, однако требует профессионального суждения в части выбора способов распределения расходов в зависимости от их функциональной роли. По этой причине МСФО 1  содержит следующее требование: при использовании классификации расходов по их функциональному назначению необходимо раскрывать дополнительную информацию о характере расходов. [16, с.90]

Каждый из рассмотренных вариантов позволяет получить идентичный результат.

Первым показателем в обоих вариантах является выручка (доход от продаж и прочие доходы от основной деятельности) без косвенных налогов (НДС и прочих, включаемых в цену товара). Отличие в раскрытии этого показателя в разных вариантах состоит лишь в том, что в отчете «по функциям» выручка включает все виды доходов компании, связанных с ее операционной деятельностью, а в отчете по характеру эти доходы подразделяются на:

  1. доходы, полученные компанией в процессе осуществления традиционной (операционной) деятельности:
  • продажи готовой продукции и товаров;
  • реализации излишков материальных запасов (сырья, материалов, отходов и т.д.);
  • доходы от оказания услуг, страховые возмещения за реализованные товары;
  1. прочие виды доходов, полученные компанией от осуществления нетипичных операций:
  • доходы от выбытия внеоборотных активов;
  • возмещение убытков
  • страховые возмещения
  • доходы от изменения курсов валют;
  • прочие.

Отличие двух вариантов отчета состоит еще в том, что в варианте «по характеру» отражается изменение стоимости запасов готовой продукции и незавершенного производства (рост – со знаком «+» или уменьшение – со знаком «-»). Этот показатель отражает изменения в производственных расходах. Если произошло уменьшение запасов готовой продукции и НЗП, показанных по фактической себестоимости, значит, производственные расходы в части проданной продукции увеличились, значит, и, наоборот, рост этих запасов уменьшает производственные расходы на проданную продукцию. В отчете о прибылях и убытках «по функциям» такой показатель отсутствует.

Остальные показатели доходов, расходов и прибыли в обоих вариантах идентичны.

 В данной курсовой работе  будут рассмотрены особенности  учета финансовых результатов на примере таких стран как Франция, Молдова и Россия.

В Общем Плане счетов (ОПС) Франции результат определяется по трем видам деятельности: текущей (эксплуатационной), финансовой и экстраординарной. Эксплуатационной считается деятельность, соответствующая уставу предприятия; финансовой – деятельность, связанная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия, выпуском ценных бумаг, участием в сторонних предприятиях, предоставлением и получением кредитов; чрезвычайной – деятельность по операциям длительного характера, как правило, продолжительностью от 2 до 5 лет (например, реализация основных фондов, ноу-хау, авторского права и т.д.). В ОПС Франции для учета затрат по элементам предусмотрен 6 класс счетов «Счета затрат», в составе которого регламентируются 9 синтетических счетов (6 счетов – производственные, 1 – финансовый, 1 – чрезвычайный и счет, предусмотренный для учета резервов и дотаций), 53 субсчета первого порядка, 148 субсчетов второго порядка и 28 аналитических счетов. Разница между доходами и расходами определяется, как правило, в конце отчетного периода и оформляется в отчете о прибылях и убытках. Любое предприятие может определять финансовые результаты также и по центрам ответственности. [15, с.511]

В Молдове финансовый результат определяется лишь расчетным путем, то есть сопоставлением сумм всех счетов доходов и расходов без бухгалтерских записей, так как на протяжении года суммы из счетов доходов и расходов не подлежат взаимопогашению. Учитывая, что налог на прибыли выступает одним из видов расходов, в баланс записывается чистая прибыль (убыток). Только в конце отчетного периода финансовый результат определяется системными записями. Но использовать только счета доходов и расходов невозможно, так как их довольно много. Поэтому суммы из указанных счетов сводятся на специальном счете 351 «Итоговый результат», а в конце года переносятся на счет 333 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода».

В Российской Федерации доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашения обязательств, которые приводят к увеличению капитала данной организации, за исключением взносов участников (собственников имущества). Доходы организации в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации делятся на: доходы от обычной деятельности, операционные доходы и внереализационные доходы.

В бухгалтерском учете выручка признается доходом при наличии следующих условий:

  • Организация имеет право на определение данной выручки, пользуясь конкретным договором или другим соответствующим подтверждающим способом;
  • Сумма выручки может быть достоверно определена;
  • Есть уверенность в том. Что в результате конкретной операции возникнет увеличение
  • экономических выгод, т.е. когда организация получила в оплату актив, или отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • Право собственности на продукцию перешло к заказчику или работа принята заказчиком;
  • Расходы, которые возникли или возникнут в связи с данной операцией, могут быть точно определены.

Если не выполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность, а не доход.

  В отчете о прибылях и убытках  доходы отображаются с делением  на выручку, операционные доходы, внереализационные доходы, а в случае возникновения – чрезвычайные доходы. Выручка, операционные и внереализационные доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (предоставления услуг)), что составляет пять и больше процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, отображаются по каждому виду отдельно. Расходы организации делятся на: расходы по обычным видам деятельности, операционные и внереализационные. Расходы, отличающиеся от расходов по обычным видам деятельности, относятся к другим расходам. К другим расходам принадлежат чрезвычайные расходы.

Таким образом, несмотря на существующие различия в учете различных стран все они придерживаются общих основополагающих принципов.

Проблема стандартизации для белорусской экономики заключается в том, что все международные стандарты финансовой отчетности разработаны для условий развитой рыночной экономики, поэтому большая их часть в полном объеме пока неприемлема для нашей страны.

 

2.6. Учёт прибылей  и убытков в условиях использования  ЭВМ

 

Одним из наиболее трудоемких процессов в начальной стадии организации бухгалтерского учета является документирование хозяйственных операций. По подсчетам экономистов, этой работой занято около 40% всех работников управления. Следовательно, основным направлением совершенствования на этой стадии учетного процесса является заполнение документов с помощью средств автоматизации в процессе совершения хозяйственной операции. Необходимо упростить первичные документы, совместив их с машинными носителями. [10, с.15]

Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров.

Компьютерные методы обработки уже надежно вошли в технологию бухгалтерского учета и сейчас на белорусском рынке большую популярность завоевали такие программные продукты, как «1С-Бухгалтерия», «Анжелика», «Галактика». Основная идея развития программного обеспечения на сегодняшний день - решение не только непосредственно бухгалтерских задач, но и анализ, планирование деятельности предприятия, реализация оперативного учета. Это происходит по причине ориентации сегодняшних систем не только на работников бухгалтерии, но также и на работников склада, менеджеров и руководителей. Причем преимущество отдается программным продуктам, которые позволяют автоматизировать целое направление деятельности фирмы.  
На западе популярна концепция управления ресурсами предприятия в целом, что означает анализ изменений этих ресурсов и использование полученной информации при планировании и формировании бухгалтерской отчетности.  
В нашей стране программное обеспечение по автоматизации бухучета постоянно модернизируется. Представляя на рынке оригинальный продукт, белорусские и российские фирмы изучают накопленный до них опыт и успешно используют его в своих разработках. Программные продукты по автоматизации бухгалтерского учета сегодня широко востребованы как на малых, так и на крупных предприятиях РБ. Интерес к ним возрастает с каждым днем. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции для достижения успехов просто необходимо использование передовых технологий. Автоматизированные бухгалтерские программы - именно то, что нужно современному бухгалтеру.

Следует отметить, что на современном этапе все большее значение приобретают программные продукты, созданные с учетом специфики конкретных отраслей и предприятий экономики.  Строительство обладает специфическими, только ему присущими чертами:

1. в строительстве задействовано  большое количество участников; 
         2. материальные ресурсы и оборудование имеют жесткую привязку к территории; 
         3. строительство ведется строго по заявкам конкретных заказчиков; 
        4. характеризуется крупными затратами и длительными сроками выполнения работ.

Автоматизация строительной отрасли может помочь решить следующие проблемы:

1. Сложность планирования. Для строительства  характерно значительное движение денежных средств: закупка и поставка материалов, оборудования и машин, расчеты и поступления от заказчиков и покупателей. Даже краткосрочное планирование - это большая проблема, так как партнеров много, договора заключаются несвоевременно. В рамках автоматизированной системы управления можно осуществлять не только краткосрочное и долгосрочное планирование, но и контролировать выполнение работ.

2. Нехватка сведений о денежных  поступлениях и выплатах. Без  контроля "сверху" настоящим хозяином  на стройке может стать прораб, имеющий несколько "левых" бригад и толкающий "из-под полы" материалы. Эффективный контроль - мечта каждого руководителя стройки, и автоматизация управления в строительстве предполагает строгую и своевременную отчетность и прорабов и участков.

Опыт показывает, что при внедрении автоматизированных систем управления 70% положительного эффекта достигается за счет наведения порядка, а остальные 30% - за счет изменения и улучшения управленческих процессов.

Результаты внедрения:

·  Повышение качества аналитической информации по капитальным вложениям, источникам финансирования, расчетам с подрядчиками и поставщиками, учету материалов и оборудования и т.д.

·  Сокращение расходов на аппарат заказчика строительства, повышение прозрачности информации по затратам на содержание подразделений.

·  Усиление контроля над затратами и использованием средств инвесторов.

·  Упрощение расчетов с инвесторами, подрядчиками, проектными институтами.

·  Исключение рутинных операций.

Одной из наиболее распространенных программ автоматизации бухгалтерского учета является 1С: Бухгалтерия 7.7, которая представляет  собой универсальную программу, ориентированную на широкий спектр возможных применений. Она позволяет вести учет бухгалтерских операций типа «Проводка – Главная книга -  Баланс». Программа “1С: Бухгалтерия 7.7” имеет достаточно высокие возможности для ввода значительного объема данных, надежна и несложна в обращении, но она требует значительных усилий по доработке и наладке для пригодности к использованию в качестве программы при автоматизации учетного комплекса в конкретной строительной организации. Она имеет многооконный принцип работы, благодаря чему каждый бухгалтерский документ открывается в отдельном окне. Это дает возможность бухгалтеру одновременно работать с несколькими документами. А поскольку все документы взаимосвязаны, это позволяет видеть, как изменение показателей или удаление одного из документов отражается на информации другого. Программа позволяет в процессе просмотра одного бухгалтерского документа, отчета выяснить происхождение любого представленного в нем показателя. Она сама ведет бухгалтера от итоговых данных к итогам их формирования. “1С” связана со стандартными Windows -  приложениями, что позволяет расширить её возможности.

Что касается определения финансового результата и составления финансовой и налоговой отчетности в условиях использования ЭВМ, то этому предшествует значительная подготовительная работа. Пользователь выполняет ряд процедур, связанных с закрытием отчетного периода. В различных программах они варьируются.

Завершающие регламентные процедуры в конфигурации «Главный бухгалтер» сопровождается следующими документами раздела «Регламентные»: «Зачет уплаченного НДС», «Списание расходов будущих периодов», «Переоценка валюты», а также «Расчеты налогов и сборов». Названия документов соответствуют выполняемым хозяйственным операциям. Налог рассчитывается нарастающим итогом и за текущий месяц по каждому варианту реализации и его виду. В каждом рабочем периоде допускается использовать только один документ. Формирование финансового результата хозяйственной  деятельности с определением прибыли/убытка по статьям аналитического учета осуществляется следующим образом: каждый из реализационных счетов выполняется по статьям аналитического учета документом «Закрытие месяца». Проконтролировав правильность закрытия счетов в стандартном отчете «Оборотно-сальдовая ведомость» (за отчетный период), пользователь может приступить который составлению бухгалтерской отчетности. Формы утвержденной отчетности относятся к регламентным документам. Бухгалтер, выбрав режим формирования документа, может корректировать значения отдельных показателей с автоматическим пересчетом итоговых значений. [12, с.15]

Таким образом, одним из основных направлений совершенствования бухгалтерского учета финансовых результатов и бухгалтерского учета в целом на современном этапе является его автоматизация. Это позволяет в значительной степени сэкономить время и облегчать работу бухгалтера, а также способствует правильному и своевременному отражению конечного результата деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них  являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятия, характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Рациональная организация учета финансовых результатов позволяет достигнуть оптимальных результатов деятельности предприятиями, выявить имеющиеся резервы роста прибыли и снижения убытка.

При учете формирования финансовых результатов и нераспределенной прибыли используется несколько счетов, которые непосредственно служат для учета данного процесса. Это 90 счет «Реализация», особенностью которого является то, что отражается одна и та же продукция (количество), но в разных оценках, по дебету в сумме фактических затрат, а по кредиту – в сумме выручки по ценам реализации.  Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с реализацией и прочем выбытием (ликвидации, списанием) принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов, а также для определения финансовых результатов их выбытия используется счет 91 «Операционные доходы и расходы». Для обобщения информации о внереализационных доходах и расходах отчетного периода, в том числе чрезвычайных доходах и расходах предназначен счет 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Информация о работе Учёт финансовых результатов, прибыли и рентабельности строительного предприятия