Учёт финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

решить следующие задачи:
- осветить теоретические основы учёта финансовых результатов;
- изучить нормативно-правовые акты по учёту финансовых результатов;
- проанализировать мнения авторов, раскрывающих проблематику выбранной темы;
- рассмотреть особенности учета финансовых результатов от основной и прочих видов деятельности, а также учета конечного финансового результата на предприятии ОАО «Гродненский мясокомбинат»;
- исследовать автоматизацию учета финансовых результатов;
- предложить пути совершенствования учета финансовых результатов, опираясь на международный опыт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1. Теоретические основы учёта финансовых результатов………………5
1.2.Нормативно-правовые документы по учёт финансовых результатов..16
1.3.Обзор литературы.......................................................................................21
2. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…………….........……………..24
2.1. Учёт финансовых результатов от основной деятельности..................24
2.2.Учёт финансовых результатов от инвестиционной и финансовой деятельности..........................................................................................................27
2.3. Учёт общего финансового результата и его распределение................30
3. ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ………………………….........…………….32
3.1.Автоматизация учёта финансовых результатов.....................................32
3.2.Международный опыт...............................................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................43

Файлы: 1 файл

kursach_po_bukh_uchyotu_3_kurs.docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов (утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.09.2011 № 102 ).[22]

Настоящая Инструкция определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах в организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, бюджетных организаций) (далее - организации).

Для целей настоящей Инструкции используются следующие понятия  и их определения:

доходы – увеличение экономических  выгод в течение отчетного  периода путем увеличения активов  или уменьшения обязательств, ведущее  к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника ее имущества (учредителей, участников); 
затраты - стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах и др..

 Доходы и расходы  в зависимости от их характера,  условий осуществления и направлений  деятельности организации подразделяются  на:

доходы и расходы по текущей деятельности;

доходы и расходы по инвестиционной деятельности;

доходы и расходы по финансовой деятельности;

иные доходы и расходы. 

Инструкция о  порядке   применения   типового плана счетов бухгалтерского учета (утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 29.06.2011 № 50).[18] Настоящая Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливает для коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и экономическое содержание обобщаемых результатов хозяйственной деятельности. На основе типового плана счетов руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета . Доходы и расходы разделены на доходы и расходы по текущей деятельности, отражаемые на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», и доходы и расходы по иной деятельности, в том числе по финансовой и инвестиционной, отражаемые на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

На основе типового плана счетов руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая  субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета [п. 3 Инструкции №50].

Инструкция по применению плана  счетов бухгалтерского учёта в сельскохозяйственных организациях (утверждена Постановлением Министерства сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь от 06.04.2004 №28).[23] Согласно инструкции, для отражения финансовых результатов, предназначен раздел 8 «Финансовые результаты».

Счета этого раздела предназначены  для обобщения информации о доходах  и расходах организации, а также  выявления конечного финансового  результата деятельности организации  за отчетный период.

Доходы в зависимости от характера, условий получения и направления  деятельности организации подразделяются:

1) на доходы по видам деятельности;

2) операционные доходы;

3) внереализационные доходы.

Расходы в зависимости от характера, условий возникновения и направления  деятельности организации подразделяются:

1) на расходы по видам деятельности;

2) операционные расходы;

3) внереализационные расходы.

Счет 90 «Реализация» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним. Счёт  91 «Операционные доходы и расходы» предназначен для обобщения информации об операционных доходах и расходах отчетного периода. Счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о внереализационных доходах и расходах отчетного периода, в том числе чрезвычайных доходах и расходах, то есть о результатах от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации. Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается  из финансового результата от видов  деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов.

Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 г. № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов».[17]

Указом установлено, что  каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

В соответствии с Указом, формы первичных учетных документов, не включенные в перечень, который  должен быть утвержден Советом Министров  Республики Беларусь до 25 марта 2011 г., могут  утверждаться руководителем организации  или индивидуальным предпринимателем либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством  финансов.

При этом организация, индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов, независимо от наличия форм таких  документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.

 Постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 №360 "Об утверждении перечня первичных учетных документов". [19]

Таким образом, учёт финансовых результатов  регулируется рядом нормативно-правовых документов, в которых описаны  правила проведения аудита, условия регулирования процесса их воспроизводства коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателям в деятельности и т.д.

 

 

 

1.3. Обзор литературы

Понятия «финансовые результаты», «прибыль» используются в бухгалтерском, налоговом учете, комплексном экономическом  анализе хозяйственной деятельности, финансовом и инвестиционном анализе, финансовом менеджменте. Остановимся  на общих моментах и особенностях использования этих понятий.

Для любой компании получение положительного финансового результата означает признание  полезности ее деятельности.

Экономисты и аналитики в  своих исследованиях всегда уделяют  большое внимание изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности организации, однако подходят к определению  экономического содержания данного  понятия в различных аспектах и с разной степенью детализации.

Например, Ануфриев В.Е.[1], раскрывая предлагаемую методику анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия, отмечает, что «финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного каптала отчетного периода». Также стоит отметить что, данное определение соответствует определению выручки по МСФО. Автор относит к наиболее важным показателям финансовых результатов:

прибыль (убыток) от реализации;

прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности;

прибыль (убыток) отчетного года;

нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода.

Кондраков Н.П. предлагает проводить анализ финансовых результатов деятельности предприятия, последовательно, изучая:

состав совокупной прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год;

прибыль от продаж, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год, влияние на прибыль ассортиментной политики предприятия;

факторы, влияющие на изменение прибыли  в целом по предприятию;

состав внереализационной прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год;

рентабельность предприятия с  выделением трех групп показателей  рентабельности, характеризующих окупаемость  издержек производства и инвестиционных проектов; прибыльность продаж, доходность капитала и его частей;

факторы, влияющие на рентабельность производственной деятельности в целом  по предприятию и по каждому виду продукции, рентабельность продаж и  рентабельность совокупного капитала;

методические основы определения  резервов увеличения прибыли и рентабельности.[12]

    По  мнению Т.А.Гринь ,[7] показатель прибыли должен предоставлять комплексную информацию, которая позволила бы охарактеризовать деятельность всей организации как единого целого. Вследствие этого можно говорить о том, что рассчитываемый в настоящее время показатель конечного финансового результата не соответствует экономическому содержанию прибыли. Ведь даже если сбыт некоторых групп или видов продукции является прибыльным, то их производство в полном ассортименте может быть убыточным. Или же если деятельность отдела сбыта и производственных подразделений будет достаточно эффективна, а отдела снабжения—убыточной, то, естественно, это приведёт к снижению прибыли всей организации.

В структуру анализа прибыли  предприятия по международным стандартам включены:

методика факторного анализа прибыли  в системе директ-костинг с использованием маржинального дохода;

методика анализа рентабельности в системе директ-костинг, включая анализ рентабельности издержек в целом по предприятию, анализ рентабельности продаж, анализ рентабельности совокупного капитала;

методика предельного анализа  и оптимизации прибыли с применением  бухгалтерско-аналитического, графического и статистического способов определения  оптимального объема производства.

Кулиш Н.В.[13] считает, что в новых условиях хозяйствования объективно необходимо формирование полной  достоверной информации о финансовом состоянии организации, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Проведенные исследования позволили  сделать вывод о том, что в  условиях рыночной экономики оценка по фактической стоимости не в  полной мере соответствует особенностям сельскохозяйственного производства, поэтому целесообразно использовать оценку по справедливой стоимости.

Имеющиеся в международной практике концепции отражения прибыли (синтаксическая, семантическая и прагматическая) на наш взгляд, должны применяться  как единое целое, что приведёт к  комплексному отражению полученной прибыли.

Таким образом, новые условия хозяйствования, приближение основных принципов  бухгалтерского учёта к международным  стандартам вызвали в нашей стране потребность в формирования новой  концепции бухгалтерского учёта  финансовых результатов. От правильного  решения этих вопросов зависят финансовое обеспечение деятельности предприятий, преодоление кризисного состояния  их дальнейшей перспективы.

 

 

 

 

 

2.ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

2.1.Учет финансовых результатов от основной деятельности

Счет 90 «Доходы  и расходы по текущей деятельности»  предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных  с текущей деятельностью организации, а также для определения финансового  результата по ней. По дебету счета 90 отражаются расходы, а по кредиту – доходы.

На счете 90 «Доходы  и расходы по текущей деятельности»  отражаются выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, себестоимость  реализованной продукции, товаров, работ, услуг, управленческие расходы, расходы на реализацию, прочие доходы и расходы по текущей деятельности.

На изучаемом  предприятии ОАО «Гродненский мясокомбинат»  для более точного и конкретного  учета к счету 90 предусмотрены  счета второго порядка рабочим  планом счетов(см. приложение 1а):

90/000-реализация;

90/010- прибыль(убыток) от реализации;

90/020-доходы и расходы  по продаже валюты;

90/110-прибыль(убыток) не учитываемая при налоге и др.

При признании  в бухгалтерском учете сумма  выручки отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90. Одновременно в дебет счета 90 списываются(см. приложение 1,1а):

    • с кредита 10/004 «Тара и тарные материалы» - учёт тары ведётся по ценам последнего приобретения с отнесением сумм дооценки по возвратной таре;
    • с кредита счета 20 «Основное производство», с использованием счетов второго порядка – себестоимость реализованных работ, услуг;
    • с кредита счета 26 «Общехозяйственные затраты» – управленческие расходы, которые включаются в себестоимость реализованной продукции(см. приложение 2). В данном приложении отражены общехозяйственные затраты за май 2012г., которые учитываются по дебету счета 26 с кредита счетов. Основной статьей затрат данного предприятия является заработная плата. Высокий удельный вес в общехозяйственных затратах занимает амортизация зданий и сооружений;
    • с кредита счета 43 «Готовая продукция» - фактическая себестоимость реализованной продукции, а также излишки и недостачи при проведении инвентаризации;
    • с кредита счета 44 «Расходы на реализацию» на отдельном субсчете – расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг собственным транспортом, расходы на рекламу;
    • с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – НДС, находящийся в составе выручки и подлежащий начислению в бюджет.

Информация о работе Учёт финансовых результатов