Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:46, реферат
Цель реферата – изучить особенности учетной политики организации.
Согласно поставленной цели, в работе решаются следующие задачи: проанализировать общие положения по ведению учетной политики организации, рассмотреть принципы и основы формирования учетной политики организации.
Введение 3
Основные положения по ведению учетной политики организации 4
Принципы формирования учетной политики организации 9
Формирование и документальное оформление учетной политики. 11
Заключение 17
Список использованной литературы 18
10)
периодичность – возможность
распределения деятельности
Наличие
таких принципов и требований
объясняется самим
Одним из этих принципов является принцип последовательности, то есть постоянное использование предприятием учетной политики. Каждое предприятие разрабатывает учетную политику самостоятельно. Это установлено п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В этом же пункте указано, что каждое предприятие выбирает форму реестров бухгалтерского учета, разрабатывает систему внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
На основе принципа последовательности учетная политика предприятия должна предусматривать постоянное использование принятой стабильной учетной политики. Учетная политика может изменяться только, если на предприятии изменяются уставные требования.
Принципы и требования, о которых идет речь, — это не стопроцентная унификация учетного процесса. Они лишь устанавливают рамки в построении системы учета в организации, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Назначение их заключается в обеспечении сопоставимости информации, циркулирующей на рынке, в представлении правдивой и объективной картины финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. При их реализации в учетной политике конкретной организации необходимо исходить из допущений имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательного применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Таким образом, данные принципы это условия деятельности организации, которые должна она выполнять в течение всего периода формирования учетной политики [3,87].
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета допускается выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если для учета какой-либо операции унифицированной формы документа не существует, организация может разработать ее самостоятельно.
Ответственность за формирование учетной политики предприятия, как и за организацию и ведение бухгалтерского учета на нем согласно законодательству, лежит на руководителе предприятия. Но, следует заметить, что руководитель предприятия не всегда достаточно осведомлен в вопросах ведения бухгалтерского учета, поэтому эта ответственность лежит также и на бухгалтере предприятия. Таким образом, учетная политика организации составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
Учетная политика – это, прежде всего, политика руководителя, поэтому именно он решает, кто из перечисленных субъектов будет составлять учетную политику. То есть вопросы установления учетной политики находятся в компетенции руководителя. Полномочия руководителя по её установлению реализуются через определение в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур, касательно которых нормативно - методическая база предусматривает больше, чем один вариант. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в этот документ включать нецелесообразно. Распорядительный документ составляется исполнительным органом управления предприятием и подается на утверждение руководителю [5,60].
Учетная
политика и её изменения раскрываются
в примечаниях к годовой
Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:
Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.
Учетная
политика должна быть оформлена соответствующим
организационно-
1)
рабочий план счетов
2)
формы первичных учетных
3)
порядок проведения
4)
методы оценки активов и
5)
правила документооборота и
6)
порядок контроля
7)
другие решения, необходимые
В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. То есть, в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета.
Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются:
- руководитель организации, так как он утверждает учетную политику;
- бухгалтер организации, так как формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки;
- налоговый инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.
Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности, состав учетных подразделений, взаимодействие бухгалтерии с другими службами.
Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по организации исходя из специфики деятельности организации, имеющегося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала.
Рабочий план счетов должен быть разработан на основе единого плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хозяйствующего субъекта и потребности в аналитической информации для целей управления.
Под системой внутреннего учета и контроля понимаются состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям, график документооборота, разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных, установление персональной ответственности работников, порядок использования бланков строгой отчетности, организация и ответственность за хранение ценностей, организация охраны и внезапных проверок, подготовка и переподготовка персонала.
В
силу важности последствий принятия
учетной политики для внутренней
жизни организации и для
Внутренний контроль за выполнением учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией.
Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществляют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государственные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внутренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной политики характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государственных органов, как правило, преследует лишь одну цель – установление соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтерского учета требованиям и предписаниям законодательства.
Аудитор должен проверить соответствие учетной политики действующему законодательству и бухгалтерским требованиям. Аудитор проверяет насколько целесообразно применять ту или иную форму организации бухгалтерского учета, отвечает ли она конкретным требованиям работы предприятия. Проверке подлежит так же состояние синтетического учета и его связь с данными аналитическим учетом.
Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения о непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию объяснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Промежуточная
бухгалтерская отчетность может
не содержать информацию об учетной
политике, если в последней не произошли
изменения времени составления годовой
бухгалтерской отчетности за предшествующий
год, в которой учетная политика была раскрыта.
Таким образом, учетная политика как инструмент государственного регулирования направлена на систему бухгалтерского учета субъекта хозяйствования.
С одной стороны, она обеспечивает её развитие, а с другой – создает условия для разработки субъектом хозяйствования собственной учетной политики.
Предприятия самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности, и принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
Учетную политику разрабатывает бухгалтер, а утверждает руководитель. Если способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно. Все дополнения утверждаются приказом руководителя. Вносить их можно в течение всего года.