Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 14:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить процесс управление доходами и расходами предприятия. Задачами исследования являются:
- рассмотреть сущность и понятие доходов и расходов организации, их классификацию и порядок отражения в учете;
- выделить инструменты, принципы и методы управления доходами и расходами организации, подчеркнув роль бюджетирования как основу управления доходами и расходами.
Введение
1. Сущность и понятие доходов и затрат
1.1. Сущность и классификация доходов и затрат
1.2. Порядок отражения доходов и расходов в учете
2. Инструменты и принципы управления доходами и затратами
2.1. Финансовый анализ и контроль как инструменты управления доходами и затратами
2.2. Основные принципы управления доходами и затратами
3. Методы управления доходами и расходами
3.1. Методы управления доходами
3.2. Методы управления расходами
3.3. Бюджетирование как основа управления доходами и расходами
Заключение
Список использованной литературы
Метод управления доходами путем установки высоких или низких цен можно назвать стихийным. Вряд ли его можно квалифицировать как эффективный: он не позволяет получить максимальный доход, так как действует в ограниченных рамках. Тем не менее, этот метод – самый распространенный: его применяют абсолютно все участники рынка.
Метод тарифных планов, по сравнению с методом высоких низких цен, представляет собой более совершенный механизм управления доходами. Можно сказать, что умение предложить один и тот же продукт различным клиентским группам по различной цене является основным принципом метода. Если фирма применяет несколько тарифных планов, охватывающих параллельно большое число клиентских категорий, - это дает ей возможность совершить большее количество продаж по разным ценам, и, соответственно, получить больший совокупный доход. Каждый тарифный план предполагает не только собственные условия применения, но и четкое предназначение для определенной клиентской группы. Выработке тарифного плана предшествует процесс сегментации клиентской базы – этот прием использует большинство участников рынка.
Кроме указанных техник к методам управления доходами также относятся групповое квотирование и оптимизация групп.
В финансовом выражении применение метода управления доходами имеет следующий результат: при неизменных окружающих условиях систематическое использование метода управления доходами может повысить оборот в среднем на 7%, что может вызвать очень существенное увеличение объема доходов.
3.2. Методы управления расходами
Управление затратами в сочетании с контролем цен и объемов продаж позволяет достичь большего эффекта, чем управление ценами и объемами продаж при простом контроле затрат. А в условиях ограниченного спроса или высококонкурентного рынка вопрос управления затратами становится жизненно важным.
Практически все руководители предприятий используют какую-нибудь «особенную» систему управления затратами (СУЗ), дающую некий результат. Но мало кто может четко сказать, из каких элементов состоит эта система, как работает, а главное, как она связана с показателями прибыли и рентабельности конкретной компании. Чаще всего под СУЗ на предприятии подразумевают контроль всех расходов и максимальное их ограничение.
Управлять конкретными затратами напрямую затруднительно, так как просчитать все последствия изменений (особенно если речь идет о расходах крупной организации) зачастую бывает сложно. Этот процесс протекает гораздо эффективнее, когда в качестве объекта управления выступает комплексная система, в которой учтены все взаимосвязи, определяемые спецификой деятельности предприятия. Правила функционирования СУЗ и состав ее элементов зависят от правильной формулировки цели, которая определяется через понимание управления затратами как отдельной бизнес-функции.
Предприятие сталкивается с проблемами привязки понесенных затрат к конкретному изделию (услуге); скрытых (неявных) расходов; перенесения инвестиционных издержек на продукцию и т. п. Данные вопросы решаются путем разработки принципов калькулирования себестоимости продукции и построения продуманной системы внутреннего контроля.
Второй этап процесса управления затратами выражен связан с определением структуры и суммы затрат с учетом ограниченных финансовых возможностей. Эффективным решением чаще всего является применение научной организации труда и обоснованных подходов к нормированию (разработанных с использованием методик анализа затрат).
На третьем этапе управления затратами следует определить ответственных сотрудников за расходы. Решение данной проблемы лежит в сфере контроля ключевых точек бизнес-процесса производства. Грамотное описание мест возникновения затрат (МВЗ) и назначение уполномоченных лиц, обладающих достаточными знаниями, позволит, исключив фактор «перераспределения» ответственности, корректно оценивать работу отдельных сотрудников и целых подразделений.
Традиционная система контроля основана на целевых показателях по объемам затрат: при достижении заданных значений сотрудника (отдел) поощряют, при отклонении — штрафуют. Это приводит к тому, что вместо производства необходимого количества продукции с оптимальным уровнем затрат и гибкого реагирования на потребности рынка подразделения стремятся любой ценой уложиться в установленные финансовые рамки.
Серьезная проработка вопроса об участии персонала в распределении результата, полученного от оптимизации расходов, встречается крайне редко. Поэтому, внедрив подобную СУЗ, руководитель спустя некоторое время сталкивается с тем, что без его личного участия не решается ни один вопрос, а предприятие «лихорадит», несмотря на жесткие бюджетные рамки и выполнение плана по затратам.
Итак, основная цель построения СУЗ не сводится к ограничению и контролю расходов — она заключается в оптимизации затрат для получения предприятием заданного результата.
Эта задача и определяет основные блоки системы:
формализация стратегии и целей предприятия;
описание организационно-функциональной структуры;
классификатор затрат, основанный на формализованных принципах;
нормативная документация (анализ потребительских качеств, стоимости и целевой аудитории), стандарты бизнес-процессов и т. д.;
методики калькулирования себестоимости продукции;
принципы научного нормирования затрат;
учет и анализ расходования средств;
мотивация (система поощрений и наказаний);
регламент работы, планы мероприятий по оптимизации затрат, увязанные с другими бизнес-функциями предприятия.
Связать данные элементы в единое целое можно определив принципы их взаимодействия и написав регламент функционирования СУЗ.
Таким образом, первоначальная задача контроля и ограничения затрат оказалась верхушкой айсберга, скрывающей пласт проблем, связанных с повышением эффективности предприятия через управление затратами.
Успешное решение задачи зависит от того, осознает ли руководство предприятия необходимость перехода от «контроля и урезания» к внедрению научного метода обоснования требуемого уровня затрат.
Качество выполнения основных бизнес-функций определяет положение компании на рынке и ее финансовую устойчивость. Каждая бизнес-функция генерирует определенную сумму затрат, связанных или не связанных с продуктом. В результате осуществления производственной деятельности продукт приобретает некую ценность (добавленную стоимость) для потребителя (рынка) в настоящем или будущем. Любая СУЗ отталкивается от описания и анализа качеств продукта. Данное описание должно учитывать жизненный цикл продукта, потребности в его замене и модернизации. Поэтому необходимо рассматривать не только существующие потребительские качества, но и те, что, возможно, окажутся востребованы в будущем. Все свойства продукта должны быть оценены с точки зрения необходимых для его выпуска затрат. Составленное таким образом описание является базой для применения самых современных методик управления.
Определив потребительские качества продукта, можно переходить к описанию и анализу бизнес-процессов, непосредственно связанных с производственным циклом.
Основные функции предприятия образуют цепочку, начинающуюся с разработки и заканчивающуюся послепродажным обслуживанием продукта. Для ее описания введен термин «цепочка ценностей». Как правило, она включает следующие процессы: исследования и развитие; разработку продуктов и технологий; производство; маркетинг; сбыт; послепродажное обслуживание. Построение СУЗ должно учитывать данную цепочку ценностей. При этом все расходы предприятия по МВЗ рассматриваются в пяти аспектах:
ожидания потребителя (целевой аудитории);
экономические возможности предприятия (качество, производительность труда, затраты по операциям, размер потерь);
нужды развития (жизненный цикл продукции, план разработок, собственные возможности по созданию и усовершенствованию);
состав цепочки ценностей для продукта с точки зрения макроэкономики и место предприятия в цепи поставок;
потребности управления процессами и непроизводительные (вынужденные) расходы.
Рассмотрение затрат целесообразно производить в поэлементной разбивке: таким образом легче разрабатывать план мероприятий по оптимизации расходов. Детализация элементов затрат в данном случае определяется потребностями и возможностями предприятия. Минимальный набор компонентов, не противоречащий существующим нормативным документам, включает:
материальные затраты;
расходы на персонал (заработная плата);
издержки, связанные с оплатой услуг сторонних поставщиков.
Начальным этапом построения СУЗ является комплексное изучение текущего состояния предприятия. Сначала рассматриваются издержки, непосредственно определяющие стоимость выведенных на рынок продуктов. Для анализа и разработки планов в обязательном порядке должен использоваться метод начисления, основанный на описании продукта. Это позволит в дальнейшем избежать распространенных ошибок, связанных с заблуждением, согласно которому контроль над расходуемыми денежными средствами равносилен контролю над самими затратами. Для оценки реальной суммы издержек в любом случае необходимо отслеживать затраты в незавершенном производстве, объемы складских запасов и сумму кредиторской задолженности. Описание продукта позволяет спрогнозировать размер затрат и установить аналитические параметры для контроля за фактическим уровнем производственных расходов.
Затем определяются сумма и состав общепроизводственных затрат. В краткосрочной перспективе они могут быть сокращены без ущерба для текущей деятельности предприятия, однако основаниями для этого должны служить только серьезные проблемы с платежеспособностью.
В последнюю очередь, как правило, рассматриваются сумма и состав затрат, связанных с потребностями управления процессами и непроизводительными (вынужденными) расходами. Данный вид издержек сложнее всего нормировать, но именно они представляют собой основной резерв для сокращения затрат.
На основе всестороннего анализа выстраивается СУЗ в составе вышеперечисленных блоков. Она выступает в качестве объекта, позволяя управлять расходами комплексно, а не методом выборочного воздействия с неясными результатами. Пренебрегая проведением комплексного анализа влияния расходов на различные аспекты деятельности предприятия, можно принять неправильное решение о необходимом размере затрат.
3.3. Бюджетирование как основа управления доходами и расходами
Бюджет – это набор взаимосвязанных планов, выраженных в финансовых и/или натуральных показателях, для предприятия в целом или его подразделения (бюджетной единицы) на определенный промежуток времени. Основной целью системы бюджетирования является эффективная организация процесса управления деятельностью предприятия и его структурных подразделений посредством планирования, контроля статьей доходов и расходов и анализа финансово-экономических показателей.
Задачами системы бюджетирования являются :
1) Планирование (посредством
определенных, заранее утвержденных
процедур, система бюджетирования
позволяет планировать
2) Координация (система бюджетирования
консолидирует бюджеты
3) Авторизация (система бюджетирования
наделяет руководителей
4) Оценка деятельности (система
бюджетирования, на основании результатов
выполнения бюджета, определяет
базу для оценки эффективности
деятельности руководителей
5) Мотивация (система бюджетирования,
посредством вовлечения
6) Анализ исполнения
и контроль (анализ исполнения
в рамках системы
Субъектами системы бюджетирования считаются все участники процесса бюджетирования, то есть все те структурные единицы, которые так или иначе задействованы хотя бы в одном из этапов или процедур системы бюджетирования. Система бюджетирования предполагает две группы параметров (по отношению к предприятию) :
внешние параметры (горизонт бюджетирования, бюджетный план счетов, базовая валюта планирования, интервал отчетности, стандартные аналитические и отчетные формы и т.д.);
Информация о работе Управление доходами и расходами предприятия