Виды аудита в системе финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: рассмотреть виды аудита и определить их роль в системе финансового контроля.
Задачи:
- изучить систему финансового контроля и ее структуру;
- рассмотреть виды аудита в системе финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…..…….3
Глава 1 Система финансового контроля и ее структура……...……..5
Общие понятия в системе финансового контроля...…………..5
Методы, используемые в ходе финансового контроля ………9
Аудит как вид финансового контроля…………………………14
Глава 2 Виды аудита в системе финансового контроля ……….…..17
2.1 Операционный аудит………………………………………………17
2.2 Аудит на соответствие требованиям………………………..…..19
2.3 Аудит финансовой отчетности…………………………………..20
2.4 Значение внутреннего и внешнего аудита в системе финансового контроля………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………….….30
Список использованных источников…………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая АУДИТ.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

·     осмотр;

·     обследование;

·     инвентаризация;

·     контрольный обмер;

·     контрольный запуск сырья и материалов в производство;

·     лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции;

·     экспертная оценка;

·     опрос;

·     проверка объемов выполненных работ.

·     и т.п.

Осмотр. С помощью этого метода можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складских торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территорию, места хранения материальных активов, документов, производственное и торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые аппараты. В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях или злоупотреблениях.

Обследование. Обследование представляет собой как бы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами как нормативными, так и оправдательными; с получением объяснений от ответственных лиц. Эффективные результаты дает обследование при проверках технологии производства продукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров.

Инвентаризация. Предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой необходимо проверять и документально подтверждать их наличие, состояние и оценку.

Основными целями инвентаризации являются:

–    выявление фактического наличия имущества;

–    сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

–    проверка полноты отражения в учете обязательств.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство применяют в тех случаях, когда необходимо установить фактический расход сырья или материалов на производстве, выход полуфабрикатов, готовой продукции, количество отходов. Применяют его и для проверки действующих или ранее действовавших на предприятии норм расхода сырья и материалов, технологического процесса, производительности оборудования и т.п. Для этого проводят соответствующий производственный эксперимент (например, изготовление образцов изделий, выпечка кулинарной продукции и др.).

Лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции.  Использование данного метода  дает возможность контролировать качество поступающих материалов, товаров, сырья, а также готовой продукции и полуфабрикатов; позволяет выявить факты использования некондиционного сырья, несоблюдение норм расхода. Эти и другие факты могут свидетельствовать, например, о нарушении технологического режима, установленных норм и т.д. Анализ может проводиться отделом технического контроля или соответствующими специализированными организациями (инспекцией по качеству и др.). Изъятие проб (образцов) для лабораторного анализа должно производиться в соответствии с инструкциями о порядке инспектирования предприятий определенных отраслей народного хозяйства.

Опрос. Следует отметить, что контролирующим органам предоставлены права получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, а также необходимую информацию от третьих лиц (по письменному запросу).

Следовательно, к получению подобных объяснений и справок от должностных  лиц прибегают в тех случаях, когда необходимо установить достоверность фактов в процессе проверки, реальность хозяйственной операции, достоверность данных, отраженных в документах. Опрос можно делать устно или письменно. Объяснения справочного характера не фиксируют, однако, для выяснения достоверности факта можно предложить работникам предприятия дать объяснения в письменной форме.

Проверка объемов выполненных  работ. С помощью обмера проверяют:

– соответствие характера, количества и стоимости выполненных работ тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, а также в проектах и смете;

– соответствие выполненных работ  составу работ, предусмотренных  сметными нормами, на основании которых  составлены применяемые при расчетах единичные расценки, калькуляции  и прейскурантные цены;

– законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов работ или их частей. Такую проверку проводят различными способами, что зависит от характера работ и их результатов. 

Другую группу методов – методы документальной проверки – можно разделить на две группы: методы формальной проверки и методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств.

К методам формальной проверки документов относятся:

– проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и подлинности оформления документов;

– сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами (нормативная проверка);

– проверка соответствия отраженных в документах операций установленным  правилам; счетный контроль.

Проверка соответствия отраженных в документах операций установленным  правилам дает возможность выяснить правомерность разнообразных хозяйственных операций. С ее помощью можно выяснить, например, выплату заработной платы другому лицу без предъявления доверенности и т.п.

Счетный контроль позволяет выяснить правильность сделанных в документах, в бухгалтерских регистрах в формах отчетности вычислений (правильность таксировки, подсчета переходящих остатков ценностей в отчетах материально-ответственных лиц, подсчета итогов и т.п.). Часто к этому методу прибегают для проверки правильности подсчета итогов в горизонтальных и вертикальных графах расчетно-платежных ведомостей. Счетный контроль обычно сопровождается применением других методов документальной проверки.

К методам проверки реальности отраженных в документах обстоятельств относятся:

–    сопоставление данных документов, отражающих операции с данными документов, которые явились основанием для этих операций;

–    проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;

–    сканирование;

–    встречная проверка;

–    взаимная проверка;

–    контрольное сличение;

–    восстановление натурально-стоимостного учета и др.

Помимо вышеперечисленных методов  финансового контроля используют также  ревизии и проверки, которые относят  к методам документальной проверки.

Ревизия – это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства в  финансовых вопросах,  достоверностью учета и отчетности; способ документального изобличения недостач, затрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений. Ревизии бывают:

1.   комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

2.     частичные (охватывают лишь отдельные стороны);

3.   тематические (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

4.   плановые и внеплановые;

5.   сплошные и выборочные (в зависимости от полноты привлечения документов).

Проверка – это обследования и определение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделений.

Эффективность финансового контроля во многом зависит  не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания  в соответствии с поставленными  задачами. Методы документальной проверки применяют не только в различном сочетании, но и с различными методами фактической проверки, а также с логическим исследованием финансово-хозяйственных ситуаций. Кроме того, широко применяют на практике специальные методы для экономического анализа.

 

    1. Аудит как вид финансового контроля

Аудиторский контроль является новым  видом финансового контроля, возникшим  в РФ в конце 80-х годов, когда  было принято постановление Правительства (1987 год) о создании совместных предприятий. С переходом к рыночной системе  управления экономикой и появления различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надёжности и объективности при оценке финансового состояния.

Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные  задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведённых финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Все услуги аудиторских организаций  платные. Как правило, отношения  аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой  услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится  на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года. Обязательной аудиторской проверке подлежат  банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением  муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.

Результат аудиторской проверки оформляется  в виде заключения аудитора (аудиторской  фирмы). Этот документ имеет юридическую  силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

·     Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;

·     Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

·     Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

·     Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Для достижения поставленных задач  и целей аудиторские фирмы  осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятий  и организаций; контроль за правильностью  определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможности избежания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления, составления отчётности, проблемам налогообложения; проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.

Аудиторский финансовый контроль находится  в процессе развития. Его сфера  деятельности будет расширяться  по мере укрепления цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения  квалификации сотрудников аудиторских  служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

Информация о работе Виды аудита в системе финансового контроля