Виды аудита в системе финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: рассмотреть виды аудита и определить их роль в системе финансового контроля.
Задачи:
- изучить систему финансового контроля и ее структуру;
- рассмотреть виды аудита в системе финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…..…….3
Глава 1 Система финансового контроля и ее структура……...……..5
Общие понятия в системе финансового контроля...…………..5
Методы, используемые в ходе финансового контроля ………9
Аудит как вид финансового контроля…………………………14
Глава 2 Виды аудита в системе финансового контроля ……….…..17
2.1 Операционный аудит………………………………………………17
2.2 Аудит на соответствие требованиям………………………..…..19
2.3 Аудит финансовой отчетности…………………………………..20
2.4 Значение внутреннего и внешнего аудита в системе финансового контроля………………………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………….….30
Список использованных источников…………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая АУДИТ.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Значение внутреннего и внешнего  аудита в системе финансового  контроля

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.  

Необходимость во внутреннем аудите обусловлена:

  • усложнением организационной структуры предприятий;
  • разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;
  • удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия;
  • стремлением администрации экономического субъекта получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управление;
  • повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров.

Внутренний аудит необходим  главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления  необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

1)  контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

2)  подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3)  анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

4) оценку качества информации, выдаваемой  управленческой информационной  системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Внутренний и внешний аудит  дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита

Факторы

Внутренний  аудит

Внешний аудит

Постановка  задач

Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом

Определяется договором  между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Объект

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система  учета и отчетности предприятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством  по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми  аудиторскими стандартами

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором  самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчиненность руководству  предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные  руководству предприятия и находящиеся  в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Оплата

Начисление заработной платы по штатному расписанию

Оплата предоставленных  услуг по договору

Ответственность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед  третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами

Методы

Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например оценка достоверности  информации). Имеются различия в  степени точности и детальности.

Отчетность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту


 

Функции внутреннего аудита могут  выполнять не только работники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом.

Основными задачами данного аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый  независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Довольно близок к управленческому  аудиту аудит хозяйственной деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Этот вид аудита преследует три  цели:

  •  оценка эффективности управления;
  •  выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
  •  внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий.

   Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Таким образом, основной задачей внутреннего  аудита является подготовка информационных материалов о финансово-экономическом  состоянии данного предприятия  для руководства, а главная задача внешнего аудита – подготовка соответствующего заключения для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти.

 

 

 

 

 

 Заключение

Изменения в социально-экономической  сфере, произошедшие в России в последние десятилетия, явились необходимой предпосылкой становления и развития аудита - неотъемлемого элемента рыночной экономики.

В условиях рынка предприятия, кредитные  учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность  оценивать и прогнозировать последствия  различных экономических решений.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий  и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики  и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения  достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Правильные данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия  вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.

Создание единой системы финансового  контроля следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется  через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права. В существовании системы финансового контроля заинтересовано и общество в целом (и государство, как выразитель интересов этого общества) и все законопослушные хозяйствующие субъекты, поскольку такая система позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов и сделать бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации, поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов, в том числе и иностранных.

Развитие аудиторской деятельности в России, ее стандартизация, использование  зарубежного опыта позволили  обобщить информацию о сущности и  значении аудиторской деятельности, ее регулировании в нашей стране, функционировании служб внутреннего аудита на предприятии, основных этапах и методах аудиторской проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» СЗ 1996. - № 31. - Ст. 3696.
  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ).
  3. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ.; Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).
  4. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В. В. Бурцев. – М.: Маркетинг, 2006.
  5. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль: учебное пособие для ВУЗов / Е. Ю. Грачева. – М.: Финансы, 2009.
  6. Грищенко А. В. Почему необходимо создавать службу внутреннего аудита? / А. В. Грищенко. Справочник экономиста. - 2008. - № 8.- С.30-40.
  7. Иванова, Е.И. Аудит эффективности в рыночной экономике : учеб. пособие для вузов/Е.И. Иванова; Е.И. Иванова, М.В.Мельник, В.И.Шлейников. - М.: Кнорус, 2007. - 328 с. - ISBN 978-5-85971-741
  8. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.:ИНФРА - М. - 2008.
  9. Ковалева А. М. Финансы: Учебное пособие / под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  10. Подольский, В. И. Аудит. Учебник для студ. Вузов [Текст] / под ред. В. И. Подольского. - 4-е изд.,перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2008.-744 с. - ISBN 978-5-238-01372-5
  11. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. М. В. Романовского. – М.: Юрайт, 2005. – 450с.
  12. Сонин А. М. Внутренний аудит: современный подход/А. М. Сонин; А.М.Сонин. - М.:Финансы и статистика, 2007.
  13. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль: учебник для вузов / С. В. Степашин [и др.]. – С-П.: Питер, 2004.
  14. Терехова Т. Б. Государственный финансовый контроль в РФ / Т. Б. Терехова // Финансы и кредит. – 2007.
  15. Финансы: учебник для вузов/Под ред. В.М. Родионовой — М.:Финансы и статистика, 2001
  16. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М. - 2005.

Информация о работе Виды аудита в системе финансового контроля