Виды аудиторских заключений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

После проведения всех необходимых процедур проверки аудиторам предстоит оценить полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита. Кроме того, они должны провести систематизацию и аналитический обзор результатов проверки, чтобы составить объективное аудиторское заключение.
Систематизация результатов проверки заключается в приведении и определенную последовательность всех полученных результатов. Ее проводит, как правило, руководитель группы аудиторов. Данные группируются по разделам проверки (учет основных средств, учет материально-производственных запасов и т. д.), а внутри разделов - по аналитическим и другим признакам. В данной курсовой работе мы будем рассматривать такое понятие как – аудиторское заключение: его значение, виды и его влияние на деятельность аудируемой организации.

Содержание работы

1. Теоретическая часть………………………………………………………….3

2. Методическая часть………………………………………………………..14

3. Ситуационные задачи………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………38

Приложение 1………………………………………………………………….42

Приложение 2………………………………………………………………….44

Приложение 6………………………………………………………………….45

Приложение 4………………………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

курс Аудит.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

4. Аудит амортизации (износа) основных средств

 
            Важной задачей контроля по  учету основных средств является  проверка правильности начисления  износа. Важно установить правильность  отнесения основных средств к  соответствующей группе амортизационных  отчислений. Износ по ОС начисляется по нормам, утвержденным Постановлением СМ СССР от 22.10.1990 г. № 1072 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”. 
Источники информации 
 
·       Карточка счета 02 «Амортизация основных средств» 
 
·       Инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6) 
 
·       Расчеты амортизационных отчислений; 
 
·       Системные документы, связанные с определение срока полезного использования (приказы рекомендации изготовителей и пр.). 
В ходе проверки необходимо установить правильность отнесения основных средств к амортизационным категориям. 
 
Для этого руководствуются Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685, согласно которому амортизируемое имущество объединяется в четыре категории: 
 
1.     здания, сооружения и их структурные компоненты; 
 
2.     легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных; 
 
3.     техническое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и материальные активы, не включенные в первую или вторую категорию; 
 
4.     нематериальные активы. 
 
Исходя из вышеизложенного необходимо проверить правильность применения норм износа (амортизации). 
 
Проверка расчетов сумм амортизационных отчислений производится по следующему алгоритму: 
         
         где   - сумма амортизационных отчислений по      i 
-му объекту, 
 
  - первоначальная стоимость i 
-ого объекта основных средств,  
 
- годовая норма амортизационных отчислений, %. 
При обнаружении ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы. 
 Для проверки правильности отнесения износа по счетам затрат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства: производственного или непроизводственного назначения. Износ по основным средствам производственного назначения относят на издержки обращения (счета 20, 25, 26 и др.), а по основным средствам непроизводственного назначения – на счета 81, 88 и др. 
 При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов, введенных в действие после 1 января 1991 г. Так, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР” малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет, а также на общих основаниях производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. При этом необходимо иметь в виду, что при прекращении деятельности малого предприятия до истечения первого года сумма дополнительно исчисленной амортизации подлежит восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли предприятия. 
 Механизм ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов разрешено применять предприятиям высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных видов машин и оборудования (п. 7 постановления Правительства РВ от 19 августа 1994 г. № 967). 
 Решения о применении механизма ускоренной амортизации должны быть отражены в учетной политике предприятия и доведены до соответствующих налоговых органов. 

5. Аудиторская программа  проверки основных средств и соответствующих счетов

 
Проверка основных средств не ограничивается вышеизложенными процедурами. Ниже в таблице приведены наиболее важные из них, с учетом теории и  практики аудита западных стран:

 

 
№ п/п

 
Перечень процедур

 
Источники информации

 
1

 
А. Основные средства 
 
Детальная проверка данных регистров учета основных средств, их подсчет и сверка с данными счетов Главной книги

 
Инвентарные карточки учета основных средств, ведомости, журналы-ордера

 
2

 
Выбор контрольного объекта основных средств по данным регистров учета: 
 
а) провести инвентаризацию (осмотр) основных средств; 
 
б) проверить документы на право собственности (если они есть)

 
Инвентаризационные описи, результаты текущей инвентаризации, акты приемки-передачи, договоры, счета-фактуры

 
3

 
Подготовить список поступления и распределения основных средств: 
 
а) подтвердить документально правильность соответствующих виз; 
 
б) проверить документально правильность определения и полноту отражения в учете первоначальной стоимости основных средств

 
Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, акты приемки-передачи, акты списания, инвентарные карточки учета основных средств, Главная книга

 
4

 
Провести анализ эффективности основных средств (показатели наличия, движения и эффективности использования)

 
Аналитические  расчеты

 
5

 
Проверить данные инвентаризации основных средств и сравнить ее результаты с данными аналитического учета

 
Инвентаризационные описи и инвентарные  карточки учета основных средств

 
6

 
Проверить правильность выделения  и возмещения НДС по поступившим основным средствам, начисления НДС и других налогов при реализации и безвозмездной передаче основных средств, а также налога га имущество по ним

 
Расчетно-платежные документы, расчеты  по налогам

 
7

 
Б. Амортизация 
 
Проанализировать правильность начисления амортизации по соответствующим нормам

 
Ведомости амортизационных отчислений, нормативные документы

 
8

 
Проверить правильность отнесения  амортизационных отчислений на соответствующие  счета по учету затрат

 
Ведомости распределения амортизационных отчислений, журнал-ордер № 10

 
9

 
Провести подсчет и сверку данных аналитического учета начисленного износа с данными счетов Главной  книги

 
Подсчет и сверка данных

 
10

 
В. Другие счета 
 
Проанализировать, застрахованы ли объекты основных средств и выяснить, адекватно ли покрытие при наступлении страхового случая

 
Страховые полисы, данные счета, расчетные  таблицы

 
11

 
Проверить правильность расчета и  начисления страховых платежей и  своевременность их уплаты

 
Расчеты, данные счета, Главная книга

 
12

 
Проверить правильность расчета и  отражения на счетах арендной платы. Проверить данные учета данными  арендных договоров, установить, подходит ли тот или иной вид аренды для  капитализации

 
Договоры аренды, данные счета 76, выписки  банка, Главная книга

 
13

 
Проверить обоснованность затрат на ремонт основных средств и правильность отражения этих сумм на соответствующих  счетах

 
Проектно-сметная документация, приемо-сдаточные  акты, другие первичные документы, данные аналитического учета затратных  счетов.


 
 
Ситуационные задачи практической части курсовой работы 
            Ситуационная задача 1 
 
            Производственное предприятие “Салют” в 2006 г. было перерегистрировано в открытое акционерное общество. Сумма активов баланса на 1 января 2007 г. составила 125,7 млн. руб.; объем продаж составил 161 млн. руб. Минимальный размер оплаты труда за декабрь 2002 г. составил 1100 руб. 
 
         Требуется: 
 
         Установить, подлежит ли обязательной аудиторской проверке финансовая отчетность предприятия “Салют” за 2006 г. 
Ответ: Да подлежит, т.к. общества имеющие организационно-правовую форму ОАО (открытое акционерное общество) согласно 307-ФЗ от 30.12.2008 подлежат обязательной аудиторской проверке. 
            Ситуационная задача 2 
 
            Проводя аудиторскую проверку, старший аудитор дал поручение своему помощнику сделать проверку соблюдения кассовой дисциплины организации-клиента. Помощник в ходе проверки нарушений не выявил, о чем сообщил старшему аудитору. Через 4 дня после этого было подготовлено аудиторское заключение. 
 
         Спустя три месяца данную организацию проверила налоговая инспекция и обнаружила ряд ошибок в соблюдении кассовой дисциплины, за которые были взысканы штрафные санкции. 
 
         Требуется: 
 
         Определить, что послужило причиной данной ситуации. 
 
Решение: Причиной послужило не выполнение аудиторской фирмой и аудитором, проводившим проверку стандарта №7 «Внутренний контроль качества аудитора», в пп. б п.6 которого говорится, что «работники аудиторской организации должны владеть надлежащими навыками и придерживаться их, а также обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью», а также согласно пп в п.6 стандарта «проведение аудита поручается работникам, имеющим специальную подготовку и опыт, необходимые в данных условиях». Любое поручение должно даваться ассистентам аудитора таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах. Более того, работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна проверяться работниками, имеющими для этого необходимый уровень компетентности.  
 
            Ситуационная задача 3 
 
         Аудитор заключил договор с предприятием на проведение аудиторских проверок достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение 5 лет. Не получив оплату за проведенную проверку, аудитор поставил условие о том, что если выполненная им работа не будет оплачена, он не приступит к проверке бухгалтерской отчетности за текущий год. Руководитель предприятия ответил, что в случае несвоевременного получения аудиторского заключения или получения отрицательного аудиторского заключения предприятие не сможет получить целевое финансирование из международного банка и если аудитор проведет проверку за этот год, то он получит всю оплату за оказанные услуги. 
 
         Требуется: 
 
         Определить, какая проблема возникает перед аудитором, если он проведет проверку в данных условиях. 
Решение: Согласно Федеральному закону №307-ФЗ от 30.12.2008 г аудиторские организации не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение ситуации, при которой заинтересованность аудиторской организации может повлиять на мнение такой аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов. В соответствии с п. 8.17 Кодекса этики: «потенциальную угрозу независимости представляют личная заинтересованность и шантаж». Согласно п. 8.18.3 угроза личной заинтересованности возникает, когда «существует зависимость от общего размера гонорара, получаемого от аудируемой организации». Кроме того в п.2 -ст.8 ФЗ №307-ФЗ говорится, что «порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям за проведение аудита … не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита». 
 
 Поэтому проведение проверки в данных условиях будет являться нарушением и Кодекса Этики аудиторов и Федерального закона №307-ФЗ, а согласно пп. 3 п.1 ст. 12 Федерального закон №307-ФЗ «несоблюдение аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона» влечет за собой аннулирование квалификационного аттестата.

 

Ситуационная задача 4 
 
         Руководство фирмы ООО “Старт” обратилось в аудиторскую фирму с просьбой проверить правильность формирования расходов для целей налогообложения. 
         Требуется: 
 
         Сформулировать предмет договора. 
 
Ответ: Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по аудиторской проверке правильности определения и классификации расходов для целей налогообложения Заказчика. 
         Ситуационная задача 5 
 
         На основании приведенных в табл. 2 данных рассчитайте единый показатель уровня существенности, используя методику, рекомендуемую в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности “Существенность и аудиторский риск”. 
 
Таблица 2 
 
Базовые показатели

 
 
Наименование базового показателя

 
Значение базового показателя бухгалтерской  отчетности проверяемого экономического субъекта, руб.

 
 
Доля, 
 
%

 
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, руб.

 
Балансовая прибыль предприятия

 
28 362

 
5

 
1418

 
Валовой объем реализации без НДС

 
215 620

 
2

 
4312

 
Валюта баланса

 
275 620

 
2

 
5512

 
Собственный капитал (итог раздела III баланса)

 
 
 
30 100

 
 
 
10

 
3010

 
Общие затраты предприятия

 
95 820

 
2

 
1916


 
 
         
 
Ситуационная задача 6 
 
         ООО “Леди мода” в феврале 2007 г. направило в аудиторскую фирму “М-аудит” официальное именное письмо-предложение о проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности и подтверждения ее достоверности. ООО “Леди мода” было создано в 2000 г. Его учредителями являются: ООО “Мода” – доля в уставном капитале составляет 35%; два физических лица (директор – 15% и заместитель директора – 15%); иностранная фирма – 35%. 
 
         ООО “Леди мода” осуществляет пошив женской одежды и реализует швейные изделия оптом и в розницу через сеть собственных торговых точек (4 магазина). Розничный товарооборот составляет до 45% общего товарооборота. Основным оптовым покупателем является ОАО “Торговый дом”, на долю которого приходится 80% оптового товарооборота. 
 
         ООО “Леди мода” арендует помещения для 4 магазинов. 
 
         Бухгалтерский учет полностью автоматизирован, используется программа “Парус”. Бухгалтерская служба состоит из 8 человек. Главный бухгалтер имеет высшее экономическое образование и аттестат профессионального бухгалтера. 
 
         Требуется: 
 
         1. Используя Правило (стандарт) аудиторской деятельности “Существенность и аудиторский риск” и информацию о деятельности ООО “Леди мода”, определить область максимального риска бизнеса и оценить величину внутрихозяйственного риска. 
 
         2. Определить, достаточно ли информации для расчета уровня существенности и приемлемого аудиторского риска. 
 
         3. Подготовить перечень информации, которую необходимо запросить у клиента для определения объема аудиторской проверки. 
          
 
 
Ситуационная задача 7 
 
         Аудитор после проведения проверки имеет документы, полученные из следующих источников: 
 
         1) собранные аудитором в результате проверки правильности ведения учета; 
 
         2) письменные подтверждения от третьих лиц; 
 
         3) устные подтверждения от клиентов на основе внутренних данных; 
 
         4) подтверждения от клиентов на основании внешних данных. 
 
         Требуется: 
 
         Распределить данные доказательства с точки зрения их надежности. 
         Ситуационная задача 8 
 
         Исходные данные для выполнения задачи: 
 
         1. ООО “Магнат” имеет лицензию на производство мебели. 
 
         2. Порядок исполнения договоров соответствует законодательству РФ. 
 
         3. Организация в установленные сроки предоставляет бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность. 
 
         4. Службы внутреннего аудита нет. Создана инвентаризационная комиссия. Годовой отчет составляется с предварительной инвентаризацией имущества и обязательств. 
 
         5. Работники предприятия компетентны и их квалификация соответствует выполняемым функциям. Имеются должностные инструкции. Приказом руководителя установлен список материально ответственных лиц, с ними заключены договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. 
 
         6. При исследовании структуры организации выявлено, что кассир отвечает за сохранность полученных денежных средств и их учет, а также за выплату наличных денежных средств. 
 
         7. Учет поступления и движения материальных ценностей ведется в натуральных измерителях. 
 
         8. Для хранения товарно-материальных ценностей используется специальный склад. 
 
         9. Ведение первичного учета осуществляется на бланках унифицированных форм. 
 
         Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную их передачу, за достоверность содержащихся в документах данных возложена на главного бухгалтера. 
 
         Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию осуществляет главный бухгалтер. 
 
         10. Бухгалтерские документы хранятся в несгораемых сейфах. Приняты соответствующие меры для предотвращения несанкционированного доступа к офису, бухгалтерской документации, компьютерам. Имеется охрана и система защиты от пожара. 
 
         11. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется и своевременно представляется в ИМНС г. Омска. 
 
         12. При исследовании правильности оформления первичных документов было обнаружено, что в документах работниками были изменены суммы без проставления своих подписей; в счетах допущены ошибки в количествах; нарушены сроки предоставления отчетов материально-ответственными лицами. 
 
         13. Рекомендации по улучшению ряда важнейших участков системы внутреннего контроля были полностью проигнорированы клиентом без какой-либо на это причины. 
 
         Требуется: 
 
         1. Для получения необходимой информации о структуре системы внутреннего контроля ООО “Магнат” и его слабых сторонах заполнить рабочий документ аудита “Оценка внутреннего контроля”, в котором сформулированы вопросы о состоянии контрольной среды и основные направления контроля (табл. 3). 
 
         2. Составить отчет аудитора. Исследуя перечень организации систем внутреннего контроля, указать в отчете аудитора, как они влияют на обеспечение сохранности активов, точность учетной и отчетной информации. 

 

Таблица 3 
 
Вопросник для оценки системы внутреннего контроля

 
№  
 
п/п

 
Проверяемые вопросы

 
Ответ

 
Примечание

 
да

 
нет

 
1

 
Четко ли продумано разделение обязанностей с учетом квалификации и опыта  специалиста?

 
+

 

 
Квалификация работников соответствует  выполняемым функциям

 
2

 
Имеются ли должностные инструкции?

 
+

   

 
3

 
Соблюдается ли хозяйственное законодательство?

 
+

   

 
4

 
Имеется ли отдел внутреннего аудита?

 

 
+

 

 
5

 
Созданы ли ревизионная комиссия или постоянно действующие инвентаризационные комиссии?

 
+

   

 
6

 
Имеются ли компетентные специалисты?

 
+

   

 
7

 
Разработаны ли учетная политика организации, ее организационно-технические и  методологические аспекты?

 

 
+

 

 
8

 
Организационная структура бухгалтерии

 

 
+

 
Нет сведений

 
9

 
Распределены ли обязанности и  полномочия между исполнителями?

 
+

 

 
Кассир отвечает за сохранность  полученных денежных средств и их учет, а также за выплату наличных денежных средств. Ответственность  за соблюдение графика документооборота, своевременное и доброкачественное создание документов и т.п. возложена на главного бухгалтера.

 
10

 
Соблюдается ли порядок оформления первичных документов?

 

 
+

 
В документах работниками были изменены суммы без проставления своих  подписей.

 
11

 
Организован ли документооборот?

 
+

   

 
12

 
Составляется ли промежуточная бухгалтерская  отчетность?

 
 
 
+

   

 
13

 
Соблюдается ли график представления  отчетности?

 
+

   

 
14

 
Полно и своевременно ли оформляются  документы и отражаются в учете  совершенные операции?

 

 
+

 
Нарушены сроки предоставления отчетов  материально-ответственными лицами.

 
15

 
Обеспечена ли сохранность активов  и бухгалтерских записей (специальные  помещения, сейфы, охрана)?

 
+

   

 
16

 
Осуществляется ли руководство организации  проверки систем внутреннего контроля?

 

 
+

 
Рекомендации по улучшению ряда важнейших участков системы внутреннего  контроля были полностью проигнорированы  клиентом без какой-либо на это причины

Информация о работе Виды аудиторских заключений