Виды баланса и бухгалтерское уравнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:35, реферат

Описание работы

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения.
Бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря которому:
- руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием;

Содержание работы

Бухгалтерский баланс.
Виды и классификация бухгалтерского баланса.
Бухгалтерское уравнение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

 
По объему информации балансы также различают нулевые и ненулевые.

 
Нулевой баланс – это баланс, свидетельствующий об отсутствии у предприятия, как активов, так и обязательств, и имеющий в валюте баланса итоговый показатель ноль. Сам баланс нельзя считать нулевым по содержанию. В таком балансе присутствует, как минимум строка: «Уставный капитал» и еще какое-то минимальное количество строк. 
 
Ненулевой баланс – это баланс, свидетельствующий о наличии у предприятия или активов, или пассивов и имеющий в валюте баланса итоговый показатель больше нуля. 
 
По характеру деятельности балансы можно подразделить на балансы по основной и неосновной деятельности (Рисунок 1). 
 
К основной деятельности относится деятельность, соответствующая профилю организации и зарегистрированная в ее уставе. Все прочие виды деятельности считаются неосновными. 
Деление балансов по основной и неосновной деятельности важно в большей части для целей внутреннего анализа, а, следовательно, что считать основной или неосновной деятельностью должно быть определено внутренними организационно-распределительными документами предприятия, как писалось ранее.

 
По объекту  отражения балансы можно подразделить на самостоятельные и подчиненные (отдельные) (Рисунок 1). 
Самостоятельный баланс могут иметь только предприятия, наделенные правами юридического лица. 
Обособленные подразделения (филиалы, отделы, цеха, представительства) юридического лица могут иметь только подчиненный (отдельный) баланс. 
Баланс, составленный по итогам работы обособленного подразделения, будет подчиненным (отдельным) балансом, а баланс в целом по организации будет самостоятельным балансом. 
 
По способу очистки балансы подразделяются на балансы-нетто и балансы-брутто (Рисунок 1). 
 
Баланс-нетто – это бухгалтерский баланс, очищенный от регулирующих статей (то есть те статьи, уточняющие те или иные показатели), а баланс-брутто – баланс, включающий регулирующие статьи. 
В пункте 35 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) установлено, что бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу. 
То есть те балансы, которые сдаются в налоговые органы и с которыми обычно имеют дело бухгалтеры, представляют собой балансы-нетто. 
Балансы-нетто используются для целей фискального контроля, и они же применяются в практической бухгалтерии.  
 
Балансы-брутто используются в анализе, в различных научных исследованиях, статистических обобщениях, и, как уже говорилось, сравнительно редко в практической бухгалтерии.  
Приказом Минфина России от 27 марта 1996г. №31 была введена форма бухгалтерского баланса, в котором статьи оцениваются только в оценке-нетто [16, 33]. 
В практической деятельности различают следующие основные виды бухгалтерских балансов по функциональному назначению: 
1) вступительный; 
2) операционный: 
а) промежуточный (месячный, квартальный); 
б) годовой; 
3) соединительный; 
4) разделительный; 
5) санируемый; 
6) ликвидационный; 
7) сводный; 
8) сводно-консолидированный; 
9) отдельный. 
Все виды балансов могут различаться как номенклатурой статей, так и методами оценки. 
Составлением вступительного (организационного) баланса открывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в каждой организации. В данной ситуации бухгалтерский баланс будет крайне простым, так как показываемая в нем имущественная масса окажется состоящей в основном из двух-трех статей: денежных вкладов, уставного капитала и расчетов с учредителями. 
Операционные – промежуточный (месячный, квартальный) и годовой – бухгалтерские балансы по форме могут отличаться один от другого (как правило, используется одна и та же форма бланка). В то же время в техники формирования промежуточного и годового бухгалтерских балансов существуют значительные различия. Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных данных. Годовой бухгалтерский баланс выступает как заключительный для отчетного года и одновременно как вступительный для нового хозяйственного года. 
 
Соединительный баланс составляется при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей. 
 
Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образования новой организации. На практике составлению такого баланса предшествует составление ликвидационного баланса. 
 
Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. В этих условиях перед субъектом возникает дилемма: либо ликвидация путем объявления о банкротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Такой баланс, как правило, составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел организации. Составление этого баланса предполагает проведение полной инвентаризации.  
 
Ликвидационный баланс отличается от других как оценкой статей актива (производимой по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость), так и их структурой. При этом в данном балансе обязательным условием его составления является полная инвентаризация всех объектов учета. 
 
Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. При этом отчетные показатели по макету суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства. 
 
Сводно-консолидируемый баланс – новое явление в отечественной учетной практике. Он представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но зависимых в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации, ее дочерних и зависимых обществ. Особенность этого баланса состоит в том, что из него исключаются все внутренние обороты, а затем делается расчет по каждой статье баланса в зависимости от доли в организациях-участниках головной организации. 
 
Отдельный баланс – это баланс подразделения (филиала), его форма определяется учетной политикой организации. 
 
В зависимости от полноты оценки отдельных статей балансы могут быть разделены на балансы-нетто и балансы-брутто. 
Если сальдо всех счетов Главной книги, за исключением результатных, включаются в баланс, то и сальдо регулирующих счетов соответственно показываются в балансе. Сальдо дополнительных счетов увеличивает сальдо тех счетов, которые они дополняют; при этом сальдо контрарных счетов показываются со знаком минус, как и дополнительные счета (показанные со знаком плюс) вслед за счетом, оценку которого они дополняют (увеличивая или уменьшая). В этом случае сальдо контрарного счета уменьшает итог баланса, и такой баланс называется балансом-нетто. 
Если сальдо контрарного счета показывается со знаком плюс на противоположной стороне баланса, то итог баланса увеличивается, и такой баланс называется балансом-брутто. Такие балансы в российской практике составлялись до 1996 г. 
В качестве учетных регистров организации широко используют оборотно -сальдовые балансы (ведомости), которые еще называют пробными или проверочными, а также шахматные балансы. 
Оборотный баланс по существу представляет собой перечень всех счетов, приведенных в Главной книге, более детализированный, согласно рабочему плану счетов, принятому в составе учетной политики организации. В него включаются все счета, даже те, которые не имеют сальдо, поэтому оборотный баланс можно также называть балансом-брутто. Сальдовый же баланс (операционный, вступительный и др.), который по существу представляет собой извлечение из оборотного баланса, по отношению к оборотному балансу можно назвать балансом-нетто. 
Оборотный баланс в практике часто недостаточен для изучения динамики хозяйственных операций, поскольку в нем приводятся только итоги дебетования и кредитования счетов. Однако из него не видны те основания, по которым каждый счет был дебетован и кредитован: не известна взаимосвязь счетов при отражении той или иной хозяйственной операции. В бухгалтерском учете эта взаимосвязь определяется корреспонденцией счетов. Поэтому если в оборотно-сальдовую ведомость (оборотный баланс) занести данные о корреспонденции счетов по всем оборотам, то оборотный баланс может быть трансформирован в шахматный баланс, который будет характеризовать всю динамику хозяйственной деятельности. На практике этот вид баланса редко используется ввиду трудоемкости заполнения при наличии большого количества синтетических счетов в рабочем плане счетов организации. Указанные виды балансов могут составляться не только за год, но и за месяц и даже день в виде особых ведомостей.

 

Шахматный оборотный баланс. Текущий баланс представляет собой свод сальдо синтетических счетов, поэтому из него не видно, каковы были обороты по каждому счету. Этот недостаток можно устранить, прибегнув при анализе к шахматному оборотному балансу. В этом случае обороты по каждому счету можно привести не только общими итогами, но и с указанием корреспондирующих счетов, что позволяет видеть источник поступления или направление выбытия средств. Шахматный оборотный баланс можно построить по данным Главной книги.  
Средний баланс. Средним называется баланс, все статьи которого представляют собой средние величины соответствующих статей балансов коммерческой организации за ряд периодов. По данным баланса, приведенного в приложении 5, можно построить средний баланс, каждая статья которого - среднее арифметическое сумм на начало и конец года. Таким же образом строятся средние балансы по данным балансов за ряд лет (кварталов). Усреднением балансов достигается сглаживание колебаний по отдельным статьям и разделам.  
 
Свернутый (уплотненны) баланс. Уплотнение баланса осуществляется объединением в группы однородных статей. Таким образом, может быть резко сокращено число статей баланса, повышена его наглядность. Этот прием особенно полезен и необходим при сравнительном анализе балансов отечественной и зарубежной компаний. Как известно, в экономически развитых странах нет жесткой регламентации структуры баланса. Поэтому одним из первых шагов сравнительного анализа является приведение балансов к сопоставимой по составу статей структуре. Свертка может применяться также при подготовке баланса для расчета аналитических коэффициентов; агрегированием статей в этом случае достигается большая наглядность для чтения баланса и, упрощаются алгоритмы расчета.  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бухгалтерское уравнение.

 
Пять составляющих финансовой отчетности (активы обязательства, капитал, доходы, расходы) образуют бухгалтерское, или балансовое, равенство, которое  характеризует финансовую позицию  предприятия и отражает взаимосвязь  двух основных форм отчетности: баланса  и отчета о прибылях и убытках. Основной вид балансового равенства  следующий:

 
Активы = Обязательства + Собственный  капитал. 
 
В таком виде балансовое равенство объединяет три составляющие баланса, и из него вытекает определение капитала.  
Исходя из приведенных определений доходов и расходов основное бухгалтерское равенство может быть представлено в следующем виде: 
 
Активы = Обязательства + Капитал + Доходы - Расходы. 
 
В этой форме бухгалтерское равенство дает наглядное представление об экономической взаимосвязи основных форм отчетности: разница между доходами и расходами есть не что иное, как чистая прибыль (чистый убыток), рассчитанная в отчете о прибылях и убытках, она увеличивает (уменьшает) собственный капитал предприятия. 
Кроме доходов и расходов существуют еще два компонента, оказывающих влияние на величину собственного капитала и отражающих взаимосвязь предприятия с "внешним миром": инвестиции и изъятия владельцев. Они также могут быть введены в основное балансовое равенство: 
 
Активы = Обязательства + Собственный капитал + Доходы - Расходы + Инвестиции - Изъятия. 
 
Однако в такой форме балансовое равенство используется достаточно редко, хотя наиболее наглядно демонстрирует не только процесс увеличения капитала в результате собственной деятельности компании, но и возможности по его изменению извне. 
Несмотря на свою простоту и очевидность, основное бухгалтерское равенство дает возможность в наиболее общем виде представить средства, операции и результаты деятельности предприятия и их отражение в финансовой отчетности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы: 

 


Информация о работе Виды баланса и бухгалтерское уравнение