Виды финансово-экономического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдение субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Под видами контроля понимают основные структурные или классификационные единицы в системе контроля.

Содержание работы

1. Виды внутреннего финансово-экономического контроля…………...…1
2. Виды внешнего финансово-экономического контроля……………......13
3. Общее и различия в целях и задачах внешнего и внутреннего финансово-экономического контроля………………………………………..................21
Список литературы………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

контроль и ревизия.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Иные важные классификационные признаки внутреннего контроля представлены в таблице №3.

Таблица №3

Классификация внутреннего  контроля

Признаки классификации

Элементы класса внутреннего контроля

Методические приемы контроля

 

 

 

 

 

 

Общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.) Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.) Специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико - математические методы, методы теории вероятностей и  математической статистики)

Стадии проведения контроля

П Предварительный контроль, Промежуточный контроль, 
Конечный контроль.

Временная направленность контроля

Стратегический контроль, Тактический контроль, Оперативный контроль.

Источники данных контроля

Документальный контроль, Фактический контроль, 
Автоматизированный контроль.

Характер контрольных мероприятий

Плановый контроль,

Внезапный контроль.

Периодичность проведения  контрольных мероприятий

Систематический контроль, Периодический контроль,

Эпизодический контроль.

Полнота охвата объекта контроля

Сплошной контроль,

Несплошной контроль.

Время осуществления контрольных действий

Предварительный контроль

Текущий контроль, Последующий контроль


    1. Внутрихозяйственный  бухгалтерский контроль. В системе внутрихозяйственного контроля в интересах исполнительного органа ведущая роль принадлежит бухгалтерскому контролю, осуществляемому бухгалтерской службой организации. Контроль является одной из главных задач бухгалтерского учета. В то же время в бухгалтерском учете формируется основная информация для исследования и обработки в процессе контроля.

    Бухгалтерский  учет является самостоятельной  информационной и контрольной подсистемой внутрихозяйственного контроля организации, но не единственной.

       2. Внутрихозяйственный аудиторский  контроль. Для повышения эффективности управления руководители хозяйствующих субъектов и других структур (в том числе и государственных) могут создавать в своем подчинении специализированные службы (подразделения) для проведения финансово-хозяйственного контроля на управляемых ими объектах. Это так называемый внутренний аудит, осуществляющий относительно независимый контроль деятельности отдельных подразделений и служб хозяйствующего субъекта или органов управления в интересах исполнительного органа.

      Служба  внутреннего аудита функционально  подчиняется создавшему его органу (или руководителю) и должна быть по возможности функционально и организационно независима от других служб и подразделений.

        Цель внутреннего аудита —  оказание помощи исполнительному  органу хозяйствующего субъекта или органу управления (в том числе и органу государственного управления) эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате осуществления контроля. На основе этой информации, исполнительный орган принимает решения о том, какие меры необходимо принять для устранения выявленных недостатков (если таковые установлены) и об использовании выявленных резервов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

3. Внутрихозяйственный  управленческий контроль. Внутренний аудит может осуществлять и функции управленческого контроля, который подразделяется на управленческий (административный) и управленческо-финансовый контроль.

А)  Управленческий (административный)  контроль - это процесс влияния  менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии, целью которого является содействие исполнительному органу в обеспечении успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. При этом его главной задачей является контроль по центрам ответственности. Учет по центрам ответственности предполагает разграничение полных затрат и затрат данного центра ответственности.

Обычно выделяют несколько  центров ответственности:

           - центр доходов, где формируется  информация об объеме выпуска  продукции, в денежной оценке - доходе предприятия;

            - центр затрат, где осуществляется  измерение затрат;

            - центр нормативной себестоимости  - разновидность центра затрат, где  установлены нормативы по элементам  затрат;

             - центр прибыли, где измеряется соотношение между доходами, получаемыми центром, и его затратами.

Создание центров ответственности  на крупных предприятиях, выпускающих  разнородную продукцию, позволяет  децентрализовывать ответственность  за получение прибыли и повышать эффективность работы отдельных подразделений, так как менеджеры центра непосредственно вовлечены в бизнес данного центра и постоянно конкурируют между собой.

Задачами управленческого  контроля являются содействие управлению предприятием в виде контроля за:

- обеспечением инвестиционной  привлекательности предприятия;

- созданием системы  хозяйственно - договорной деятельности  предприятия, обеспечивающей соблюдение  контрактных обязательств;

- достижением прозрачности  финансово - экономического состояния  предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

-  создание эффективного  механизма управления предприятием;

- использованием предприятием  рыночных механизмов привлечения  финансовых средств;

- повышением квалификации  работников предприятия как одного из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

         Б) Управленческо - финансовый  контроль.

         С помощью финансового контроля  руководство предприятия может  осуществлять эффективное финансово-хозяйственное  управление, а собственники - следить за управляющими их капиталов, что позволяет предоставить определенные гарантии для привлечения в экономику частных инвестиций и личных средств граждан.

Осуществление финансового  контроля на предприятии также связано  с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии. Таким образом, предметом финансового контроля на предприятиях выступают процессы формирования и использования финансовых ресурсов, а объектом контроля - органы управления, деятельность которых непосредственно связана с данными процессами.

Важнейшим условием реализации внутреннего финансового контроля являются финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, отражающие различные стороны хозяйственной деятельности. Финансовая информация одновременно служит и информационной базой для управленческого учета, но, очевидно, не ограничивается ею.

       4. Внутрихозяйственный ревизионный  контроль.           Внутрихозяйственный ревизионный контроль осуществляется в интересах собственников (участников, акционеров, членов) коммерческих и некоммерческих организаций посредством деятельности ревизионных комиссий либо единоличного ревизора. Образование ревизионных комиссий предусмотрено законодательством в хозяйственных обществах (акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью), в производственных кооперативах и в некоммерческих организациях.

Порядок образования  ревизионных комиссий в субъектах  хозяйствования различных организационно-правовых форм регламентируется законодательством, в частности, Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами: «Об акционерных  обществах»; «Об обществах с ограниченной ответственностью»; «О производственных кооперативах»; «О некоммерческих организациях»; «Об общественных объединениях».

        5. Внутриведомственный контроль. Контроль, осуществляемый в рамках отдельного министерства или ведомства министерствами (ведомствами), главными производственными управлениями или другими вышестоящими органами управления за деятельностью подчиненных объединений, предприятий и организаций называют внутриведомственным. Преимущества этого вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства.

 

 

 

 

 

2. Виды внешнего  финансово-экономического контроля

         Различные государственные органы (например, налоговые и финансовые органы), инвесторы, просто сторонние лица, желающие вложить или вложившие средства в акции и другие ценные бумаги хозяйствующего субъекта также заинтересованы в объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности и финансовом состоянии экономических субъектов.

               Основная цель внешнего контроля  – составить мнение об эффективности  действий руководителей по управлению  переданной в их распоряжение  собственностью, о достоверности  информации, с которой в финансовых  отчетах представлены финансовое состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности, о законности и эффективности отдельных операций и движения денежных средств экономических субъектов, о соответствии отражения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования общепринятым бухгалтерским принципам и действующим нормативным правовым актам.

     В зависимости от субъектов, осуществляющих внешний финансово-хозяйственный контроль, его подразделяют на государственный, административный, общественный и независимый (аудит).

 

     1. Виды государственного финансово-экономического контроля

      Для того чтобы государство, его субъекты (республики, области, края в составе Российской Федерации) и муниципальные образования могли осуществлять свои функции, они должны обладать определенными финансовыми и материальными средствами. Финансовую часть этих средств составляют средства бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов, в том числе средства: Государственного бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.

       Процессы формирования, распределения и использования финансовых и материальных средств государства являются объектами государственного финансово-экономического контроля.

Главной целью государственного контроля является обеспечение соблюдения установленных требований, норм  и правил управления государственными финансовыми ресурсами и имуществом во всех сферах производства и распределения общественного продукта и выполнения задач финансовой политики государства. .2

Основной функцией государственного финансово-экономического контроля является обеспечение органов государственной  власти и общества всеобъемлющей  и достоверной информацией о формировании и использовании государственных финансовых средств и имущества.

     Система государственного финансово-экономического контроля обеспечивает потребности органов исполнительной и законодательной властей и общества в целом  контрольной информацией о деятельности самих органов исполнительной и законодательной власти в финансово-экономической сфере.

А) Общегосударственный  контроль

Общегосударственный контроль осуществляется по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом общегосударственного контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства. Общегосударственный контроль подразделяется на два основных направления:

Информация о работе Виды финансово-экономического контроля