Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:39, реферат
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдение субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Под видами контроля понимают основные структурные или классификационные единицы в системе контроля.
1. Виды внутреннего финансово-экономического контроля…………...…1
2. Виды внешнего финансово-экономического контроля……………......13
3. Общее и различия в целях и задачах внешнего и внутреннего финансово-экономического контроля………………………………………..................21
Список литературы………………………………………………………….28
1) контроль за формированием
государственных финансовых
2) контроль за расходованием
государственных финансовых
2. Административный контроль
Разновидностью государственного бюджетно-финансового контроля по принадлежности к вертикальной иерархии власти является административный контроль, который осуществляется финансовыми органами исполнительной власти.
Контрольные функции, задачи и полномочия этих органов в бюджетном процессе определены в статьях Бюджетного кодекса РФ. К органам, осуществляющим административный бюджетно-финансовый контроль, в соответствии со статьями Бюджетного кодекса относятся: Федеральное казначейство; главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением бюджетов в процессе их исполнения.
А) Контроль Федерального казначейства. Федеральное казначейство осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими органами федеральной исполнительной власти в процессе указанного контроля и координирует их работу. Руководители органов Федерального казначейства и их заместители наделены широкими полномочиями в области применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.
Б) Контроль главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и своевременного возврата, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль подведомственных государственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.
В) Ведомственный финансово-экономический контроль
Ведомственный финансово-экономической контроль – это контроль, осуществляемый за финансово-экономической деятельностью обособленных структурных подразделений и подведомственных предприятий, организаций и учреждений отдельными государственными ведомствами (министерствами, концернами, органами управления исполнительной власти). Его проводят органы ведомственного финансово-экономического контроля – специальные контрольно-ревизионные подразделения, созданные при ведомствах. По отношению к ведомству в целом такой контроль является внутренним, но по отношению к подведомственным организациям – внешним.
Г) Межведомственный финансово-экономический контроль
Выполнение части функций финансово-экономического контроля может быть возложено и на другие органы государственной власти, например, правоохранительные органы. В частности Министерство внутренних дел в своей структуре имеет подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, в функции которых, наряду с другими, входят функции контроля за соблюдением финансово-экономического законодательства с позиций уголовного права.
Кроме того, различные правоохранительные органы в пределах своей компетенции взаимодействуют со специальными контрольными органами.
3. Общественный контроль
Соблюдение принципов гласности, свободы слова и открытости, которые представляют собой непременные атрибуты демократического общества, является основой осуществления общественного контроля. Для осуществления общественного контроля не создаются какие-либо специальные органы. Общественный контроль осуществляется без посредства государственных контролирующих органов и реализуется на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу через средства массовой информации.
Осуществлять общественный контроль либо принимать участие в его осуществлении могут любые желающие этим заниматься лица и общественные формальные и неформальные организации в пределах предоставленных законодательством прав и полномочий. Наиболее активными субъектами общественного контроля в настоящее время являются печатные и электронные средства массовой информации. В материалах журналистских расследований вскрывается большое количество нарушений законодательства, хищений, мошенничества, нецелевого расходования средств, укрывательства от уплаты налогов и др.
4. Независимый аудиторский контроль
В странах с рыночной экономикой давно используется форма независимого финансово-экономического контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, называемая аудитом. Форма аудиторского контроля применяется для удовлетворения потребностей заинтересованных юридических и физических лиц в объективной информации о финансовом состоянии объекта проверки, получаемой из бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторская деятельность, аудит – это деятельность по независимому контролю за соблюдением установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
В настоящее время аудиторский контроль в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия, Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией как о допущенных в течение отчетного периода ошибках и нарушениях, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля.
Степень взаимосвязи между внутренним и внешним контролем во многом зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например, если они не подлежат обязательному внешнему аудиту; инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово-промышленной группы.
Внешний и внутренний контроль являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы контроля. Но наряду с этим между внешним и внутренним контролем имеются существенные различия по ниже перечисленным аспектам.
1. Обязательность контроля
В соответствии со ст. 13 Закона РФ “О бухгалтерском учете” включение в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения необходимо только для тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами,
В остальных случаях аудиторская проверка как форма внешнего контроля является добровольной. Она осуществляется по решению руководства предприятия.
Внутренний контроль обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности, На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля — отделы внутреннего аудита.
2. Цели организации контроля
Цель внешнего независимого аудита — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Как только аудиторская проверка закончена, и аудитор выдал аудиторское заключение, цель считается достигнутой.
Цель внутреннего контроля (аудита) — обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время,
3. Пользователи информации
Потребителями информации, являющейся результатом независимого внешнего аудита, являются внешние пользователи.
Информация, являющаяся
результатом осуществления
4. Свобода выбора
Независимый внешний аудит основан на общепринятых нормах — стандартах (правилах) аудиторской деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила поведения, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством проверяемой организации. Таким образом, внешний контроль до определенной степени централизован и регламентирован.
Внутренний контроль (аудит) организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля — порядок проведения инвентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. Кроме того, государство регламентирует организацию внутреннего аудита в некоторых областях хозяйственной жизни, в частности в банковской сфере. В настоящее время порядок организации внутреннего аудита в банках устанавливается в соответствии с приказом ЦБ РФ от 28 августа 1997 г, № 02-372 “О введении в действие Положения “Об организации внутреннего контроля в банках”.
5. Используемые измерители
Так как целью внешнего аудита является подтверждение достоверности бухгалтерского учета, который ведется в российской валюте - рублях, в рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность.
При организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные, так и не денежные измерители. Успешно применяются натуральные показатели (штуки, метры, тонны, литры и т.д.) - в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для измерения рабочего времени применяются такие показатели, как часы, машино-часы и т.д.
6. Объекты изучения
Объектами внешнего аудита являются разделы и участки бухгалтерского учета - основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, расчеты, уставный капитал, кредиты и займы и проч. По каждому разделу и участку бухгалтерского учета применяются тесты средств контроля и тесты оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия:
• снабжения — совокупность хозяйственных операций, предполагающих осуществление закупок товарно-материальных ценностей и платежей по ним, а также проведение соответствующих мероприятий и процедур контроля, действие которых распространяется на такие хозяйственные операции, как направление заказа на закупку, получение товарно-материальных ценностей, оплата заказанных и полученных материальных ценностей;
• производства — совокупность хозяйственных операций, предполагающих производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие хозяйственные операции,
как поддержание уровня запасов, передача товарно-материальных ценностей в производство, начисление и выплата заработной платы и др.;
7. Интеграция объектов изучения
При внешнем аудите хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое.
При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам ответственности структурным подразделениям, возглавляемым руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы.
В отличие от управленческого учета, согласно принципам, которого в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие, внутренний контроль включает в себя и соблюдение руководителями подразделений своих должностных обязанностей, нормативных документов, внутренних инструкций.
Для целей внутреннего контроля все центры ответственности являются, прежде всего, и центрами контроля.