Внутренний аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением экономического субъекта
(административное руководство, менеджмент) и тех кто вкладывает деньги в его деятельность (акционеры, собственники, инвесторы).
Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности собственники стали приглашать людей со стороны, которым по их мнению можно было доверять.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты организации внутреннего аудита
1.1 Понятие внутреннего аудита, его цели и задачи
1.2 Современные проблемы организации и осуществления внутреннего
аудита
2. Организация внутреннего аудита
2.1 Необходимость внутреннего аудита
2.2 Концепция и методология внутреннего аудита
2.3 Организация внутреннего аудита
2.4 Права и ответственность службы внутреннего аудита
2.5 Осуществление внутреннего аудита
2.6 Оценка эффективности системы внутреннего контроля(аудита)
Заключение
Список используемых источников
Приложение

Файлы: 1 файл

аудит курсовая правильная.docx

— 43.38 Кб (Скачать файл)

3. Вероятное столкновение  интересов. Периодически аудиторы  могут попадать в ситуации, при  которых возникает конфликт интересов.  Такие ситуации могут быть  самого разного характера: от  относительно тривиальных до  совершения уголовно-наказуемых  деяний и незаконных действий. Однако в каждом конкретном  случае заинтересованным сторонам  следует анализировать все факты  и обстоятельства.

4. Планирование объема  аудита необходимое в данных  обстоятельствах, исходя из приемлемого  уровня существенности и аудиторского  риска.

5. Удовлетворительная система  внутреннего контроля устраняет  возможность искажений.

Аудитору необходимо получить представление о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, необходимые и  достаточные для планирования аудита и разработки эффективного подхода  к проведению аудита. 6. Возможность  проведения аудита на выборочной основе.

7. То, что справедливо  для хозяйствующего субъекта  в настоящем будет справедливо  и в будущем, если нет доказательств  обратного.

8. Финансовая отчетность, выполненная в соответствии с  принципами и методами бухгалтерского  учета, правилами подготовки финансовой  отчетности, позволяет иметь объективное  представление о финансовом положении  и результатах хозяйственной  деятельности организации.

9. Следование аудиторским  стандартам позволяет выполнить  аудит качественно. Необходима  уверенность в том, что все  услуги, предоставленные аудитором,  соответствуют высшим стандартам  качества. 10. Проверенная финансовая  отчетность повышает степень  доверия к ней. Аудиторы играют  в обществе важную роль. Инвесторы,  кредиторы, работодатели и другие  члены делового сообщества, а  также правительство и общественность  в целом полагаются на аудиторов  в вопросах получения компетентных  рекомендаций по различным вопросам  финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права  и налогообложения. 

Одной из основных методологических проблем внутреннего аудита является неопределенность его функций. В  связи с этим представляется целесообразным сформулировать главные функции, ведущие  принципы и этапы развития внутреннего  аудита в организации. В статье показан  методологический подход к решению  данных вопросов.

Методология - это учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической  и практической деятельности. Предметом  познания аудита, в том числе внутреннего, является содержание фактов хозяйственной  деятельности организации, позволяющих  оценить степень достоверности  показателей бухгалтерского учета  и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также (при внутреннем аудите) подготовить  проекты управленческих решений  по использованию ресурсов, повышению  эффективности функционирования систем хозяйственного механизма организации. Для этого в процессе аудита необходимо применять современные научные  способы, методические приемы и процедуры  аудита. Это зависит от целей аудита (внутреннего или внешнего), стоящих  перед ним задач и выполнения функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Организация внутреннего  аудита

2.4 Права и ответственность  службы внутреннего аудита

Внутренний аудитор должен быть независим от тех лиц, чью  работу он проверяет, как в аспекте  функциональной или административной подчиненности, так и с точки  зрения заинтересованности. Например, результаты проверки, проведенной внутренним аудитором, будут менее объективны, если оплата его труда будет как-то зависеть от результатов того направления  деятельности организации, к которому относятся объекты проверки. Также  внутренний аудитор не должен обладать правом требования исполнения своих  рекомендаций (предложений), а также  не должен быть ответственным за организацию  их внедрения и результаты. Кроме  того, внутренний аудитор не должен принимать участие и нести  ответственность за корректировку  обнаруженных им отклонений. В противном  случае не будет объективен последующий  контроль этих же объектов, так как  аудитору придется проверять либо результаты своего же труда, либо результаты осуществления  своих же рекомендаций (предложений). Кроме того, предполагается ослабление объективности, когда внутренние аудиторы выполняют аудит деятельности, в  которой они же имеют функции  неаудиторского характера, поэтому  при составлении отчета это должно быть обсуждено с соответствующим  уровнем управления. Специалисты, перемещенные или временно задействованные в  подразделении внутреннего аудита, не должны назначаться на проверку той деятельности, в которой они  были ранее задействованы.

Внутренние аудиторы должны иметь поддержку органов управления организации достаточную для  того, чтобы сотрудничать с аудируемыми  структурами и выполнять свою работу без вмешательств и столкновений интересов. Главный внутренний аудитор (начальник отдела) должен иметь  прямую связь с советом директоров (органом управления) для решения  всех необходимых вопросов. Для формирования и представления органам управления необходимых им данных внутреннему  аудитору, в свою очередь, необходима качественная информация о реальном состоянии или действии аудируемого объекта (информационное обеспечение системы внутреннего контроля). Степень необходимости информации должна определяться самим внутренним аудитором. В особых случаях, например в случаях особой конфиденциальности (секретности) информации, внутренний аудитор должен обосновать перед органом управления необходимость получения данной информации для ее изучения и формально получить разрешение ее требовать у ответственных лиц. Внутреннему аудитору должно формально предоставляться право доступа к любой необходимой для контроля информации независимо от ее носителей, стадии ее формирования или прохождения, в том числе к проектам документов, черновым и беловым схемам, справкам, расчетам и т.п. Ему должно предоставляться право беспрепятственного вхождения во все служебные помещения, кассы, склады, кладовые, цеха, участки и другие помещения, предназначенные для хранения ценностей, а также право в случае необходимости их опечатывать, требовать проведения инвентаризаций. Внутренний аудитор также должен иметь право требовать у сотрудников письменные и устные объяснения по любым интересующим его вопросам, которые имеют отношение к его непосредственной работе. Необходимо регламентировать порядок действий внутреннего аудитора при получении информации у сотрудников других отделов, так как внутренний аудитор не должен препятствовать или мешать должному исполнению этими сотрудниками своих обязанностей. Таким же образом внутреннему аудитору должно предоставляться право получать необходимую информацию из внешних источников.

 

 

 

 

 

 2.5 Осуществление внутреннего аудита

Конкретные направления  деятельности отдела внутреннего аудита в организации зависят от целей  создания отдела, размеров, оргструктуры, масштабов и видов деятельности организации, количества и региональной неоднородности месторасположения  ее обособленных подразделений или  дочерних компаний и т.д. В стандартах, регулирующих осуществление внутреннего  аудита по конкретным направлениям, должны быть освещены соответствующие методики с указанием целей и задач  различных видов проверок (например, проверка качества управленческой информации, проверка на соответствие с политикой, планами и процедурами, нормативными актами, проверка сохранности и эффективного использования ресурсов, проверка соблюдения установленного порядка ведения  бухгалтерского учета и т.д.), объектов и предметов данных проверок, методов  проверок, рабочих и отчетных документов внутреннего аудитора, возможных  видов ошибок и нарушений, последовательности работ и порядка действий внутренних аудиторов (в том числе при  возникновении нестандартных и  конфликтных ситуаций).

Стандарты, освещающие стадии осуществления внутреннего аудита, могут быть следующими: «планирование  внутреннего аудита», «проведение  процедур сбора, систематизации, документирования, анализа и оценки информации о  состоянии объекта внутреннего  аудита», «отчет по результатам внутреннего  аудита», «доведение результатов внутреннего  аудита до заинтересованных лиц и  последующие действия».

Например, в стандарте  «планирование внутреннего аудита»  должны быть указаны наиболее общие  требования к составлению планов и программ внутреннего аудита.. Генеральные планы деятельности должны включать, как минимум, следующие  основные моменты: направления внутреннего  аудита, сроки аудита, объемы аудита, необходимые кадровые и иные ресурсы, бюджет финансирования. Программа внутреннего  аудита — это документально оформленный  план реализации определенных контрольных  мероприятий, указывающий их цели и задачи, объекты контроля, источники информации, последовательность и сроки его осуществления, предусматривающий необходимые ресурсы, исполнителей, порядок их действий. Кроме того, здесь нужно указать на важность планирования издержек на внутренний аудит — планы должны предусматривать минимум затрат и максимум эффекта. Необходимо также отметить, что деятельность органов внутреннего аудита должна осуществляться по программам конфиденциального характера во избежание подтасовок фактов со стороны лиц, деятельность которых намечено подвергнуть аудиторскому контролю.

Стандарт «проведение  процедур сбора, систематизации, документирования, анализа и оценки информации о  состоянии объекта внутреннего  аудита» должен обеспечить достаточные  гарантии того, что аудиторская объективность  поддерживается и цели аудита выполняются. Информация должна быть собрана по всем вопросам, касающимся предмета, задач  и объема внутреннего аудита. Следует  помнить, что информация должна быть необходимой, достаточной, истинной, своевременной, аналитичной и организованной в  целях обеспечения прочной основы для аудиторского заключения и рекомендаций.

Стандарт «отчет по результатам  внутреннего аудита» должен регламентировать порядок составления и представления  отчетности внутренних аудиторов. В  отличие от отчетности внешнего аудита для внутренних аудиторов не существует стандартной формы отчетов. Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно  в самой организации. Основные требования к отчетам — объективность, ясность, лаконичность, конструктивность и своевременность. В наиболее общем случае такие  отчеты кроме необходимых реквизитов должны включать: 1) перечень выявленных отклонений, превышающих допуск; 2) перечень обстоятельств, при которых эти  отклонения были выявлены; 3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния  на организацию; 4) рекомендации по возможному устранению данных отклонений; 5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию; 6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе. Следует также помнить, что вопросы, поставленные в отчете внутренних аудиторов, рассматриваются как «открытые» до тех пор, пока от управляющего (заказчика) не придет письменный ответ на все замечания и рекомендации. В конце отчетного периода органам управления должны предоставляться итоговые отчеты о деятельности внутренних аудиторов. В этих отчетах должны сравниваться фактическая работа по видам и участкам внутреннего аудита с запланированной, фактические расходы с бюджетом финансирования, должны отражаться имевшие место недостатки в работе отдела с указанием их причин и принятых мер к их устранению.

Стандарт «доведение результатов  внутреннего аудита до заинтересованных лиц и последующие действия»  должен регламентировать порядок и  формы сообщения результатов  проверок до заказчиков внутреннего  аудита. В большинстве случаев  главному внутреннему аудитору приходится обсуждать с администрацией те или  иные стороны своих рекомендаций и предложений. При этом часто  возникают разногласия, переходящие  в напряженные дискуссии. Умение доказать верность своей позиции  зависит от профессионализма и личных качеств главного внутреннего аудитора. Но он всегда должен сохранять свою независимость и объективность  в суждениях и руководствоваться  кодексом этики внутреннего аудитора (или внутрифирменным кодексом поведения), а также внутрифирменными стандартами  внутреннего аудита. Кроме того, в стандарте должно быть указано, что внутренние аудиторы в последующие  периоды должны установить, все ли необходимые действия (корректировки, совершенствование систем управления и т.д.) по результатам проверки выполнены  и достигнуты ли намеченные результаты.

 

2.6 Оценка эффективности  системы внутреннего контроля  при планировании аудита.

Одним из начальных этапов процесса планирования общего аудита является оценка СВК, основная цель которой - уточнение вида, времени проведения и объема аудиторских процедур, поскольку  структура или функционирование определенных элементов СВК могут  увеличивать или уменьшать вероятность  наличия существенных ошибок или  искажений в проверяемой финансовой отчетности.

Основными компонентами СВК  являются:

- контрольная среда –  характеристики, определяющие служебные  взаимоотношения, благоприятные  для контроля в компании, включая  процедуры контроля – специальные  проверки, выполненные персоналом;

- система бухгалтерского  учета - организованный процесс  регистрации хозяйственных операций;

- система налогового учета  – организованный процесс выявления  налогооблагаемой базы (с 01.01.2002 в  связи с принятием 25 главы НК  РФ).

Поскольку процедура оценки эффективности СВК организации  выполняется в первую очередь  с целью обоснования величины аудиторской выборки, что предполагает определение вероятности не обнаружения  ошибки системой внутреннего контроля организации, основой для оценки является тестирование контрольной  среды организации. Процедура оценки контрольной среды предприятия  начинается с изучения общей системы  организации внутреннего контроля в организации. СВК, существующую в  организации, положительно характеризуют  следующие моменты:

- наличие службы внутреннего  аудита, подразделений методологии  бухгалтерского учета, юридической  службы, финансовых аналитиков;

- наличие утвержденных  схем документооборота, разделения  обязанностей и ответственности,  должностных инструкций, положений  об отделах и т.д.

- наличие утвержденных  бизнес- плана, смет представительских  и прочих расходов;

- наличие оформленных  результатов инвентаризаций, плановых  и внезапных внутрифирменных  проверок, внутреннего аудита, актов  проверок государственных органов,  распорядительных документов по  организации по результатам таких  проверок;

- получение консультаций  от налоговых органов, юридических,  консультационных и аудиторских  фирм;

- проведение аттестаций  работников, организация обучения  и повышение квалификации персонала;

- наличие внутрифирменных  методологических разработок;

Информация о работе Внутренний аудит