Аудитор
должен стремиться, по-возможности, использовать
одинаковые формулировки в специальной
части и в части, содержащей модифицированное
мнение аудитора [7, C. 4].
Порядок
включения в аудиторское заключение
дополнительной информации прописан в
Федеральном стандарте 3/2010 «Дополнительная
информация в аудиторском заключении».
Согласно
данному стандарту [8, C. 1] аудиторская
организация и индивидуальный аудитор
могут включить в аудиторское заключение
дополнительную информацию с тем, чтобы
привлечь внимание пользователей бухгалтерской
(финансовой) отчетности к:
- отраженному
в бухгалтерской (финансовой) отчетности
обстоятельству, которое, по мнению аудитора,
настолько важно, что является основополагающим
для понимания бухгалтерской отчетности
ее пользователями. Если аудитор считает
необходимыми привлечь внимание пользователей
бухгалтерской отчетности к данному обстоятельству,
то он должен включить в аудиторское заключение
часть, в которой приводится дополнительная
информация, относящаяся к обстоятельству.
При этом привлекающая внимание часть
включается в аудиторское заключение
при условии что аудитор получил достаточные
надлежащие аудиторские доказательства
того, что указанное обстоятельство существенно
не искажено [8, C. 1].
- не отраженному
в бухгалтерской отчетности обстоятельству,
которое может способствовать пониманию
пользователями бухгалтерской отчетности
аудита, ответственности аудитора или
содержания аудиторского заключения.
Если аудитор считает необходимым привлечь
внимание пользователей бухгалтерской
отчетности к не отраженному в этой отчетности
обстоятельству, то он должен включить
в аудиторское заключение часть, в которой
приводится дополнительная информация,
относящаяся к не отраженному в бухгалтерской
отчетности обстоятельству. Содержащей
прочие факты части присваивается наименование
"Прочие сведения" [8, C. 2].
Расположение
содержащей прочие факты части в
аудиторском заключении зависит
от характера сообщаемой в ней
информации:
- информация
об обстоятельствах, которые могут способствовать
пониманию пользователями бухгалтерской
отчетности процесса и результатов аудита,
- непосредственно после части, содержащей
мнение аудитора о достоверности бухгалтерской
отчетности аудируемого лица, или привлекающей
внимание части (если она имеется);
- информация
об обстоятельствах, которые могут способствовать
пониманию пользователями бухгалтерской
отчетности дополнительных обязанностей
аудитора, описанных в аудиторском заключении,
- в составе части аудиторского заключения,
содержащей заключение, составленное
в соответствии с требованиями нормативных
правовых актов, которыми на аудитора
возлагаются дополнительные обязанности;
- информация
об обстоятельствах, которые могут способствовать
пониманию пользователями бухгалтерской
отчетности содержания аудиторского заключения,
- отдельной частью непосредственно после
аудиторского заключения или заключения,
составленного в соответствии с требованиями
нормативных правовых актов, которыми
на аудитора возлагаются дополнительные
обязанности.
На
основании рассмотренных федеральных
стандартов аудиторской деятельности
формируются внутрифирменные стандарты
аудита, которые должны детализировать
требования данных стандартов.
- СТАНДАРТЫ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АУДИТОРОВ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ СБОРА АУДИТОРСКИХ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.
Согласно
ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 года
№ 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях",
в редакции от 27.07.2010 года [4, C. 1], саморегулируемыми
организациями признаются некоммерческие
организации, созданные в целях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом и другими
федеральными законами, основанные на
членстве, объединяющие субъектов предпринимательской
деятельности исходя из единства отрасли
производства товаров (работ, услуг) или
рынка произведённых товаров (работ, услуг)
либо объединяющие субъектов профессиональной
деятельности определённого вида.
Саморегулируемые
организации аудиторов принимают стандарты
саморегулируемой организации аудиторов.
Эти стандарты определяют требования
к аудиторским процедурам, дополнительным
к требованиям, установленным Федеральными
правилами (стандартами) аудиторской деятельности
(ФПСАД), если это обуславливается особенностями
проведения аудита или особенностями
оказания сопутствующих аудиту услуг.
Они не могут противоречить ФПСАД, не должны
создавать препятствия осуществлению
аудиторскими организациями и индивидуальными
аудиторами аудиторской деятельности
и являются обязательными для аудиторских
организаций, аудиторов, являющихся членами
саморегулируемой организации аудиторов.
Порядок
сбора аудиторских доказательств
регулируют:
- Правило (стандарт)
№5 «Аудиторские доказательства» (в ред.
Постановления Правительства РФ от 07.10.2004
№532)
- «Методические
рекомендации по получению аудиторских
доказательств в конкретном случае (инвентаризация)»
(одобрены Советом по аудиторской деятельности
при Минфине РФ, протокол №41 от 22 декабря
2005 года.)
- «Методические
рекомендации по сбору аудиторских доказательств
достоверности показателей материально
– производственных запасов в бухгалтерской
отчетности» ( утв. Минфином РФ от 23.04.2004,
одобрены Советом по аудиторской деятельности
при Минфине РФ, протокол №25 от 22.04.2004)
- «Методические
рекомендации по сбору аудиторских доказательств
при проверке правильности формирования
страховых резервов» ( утв. Минфином РФ
от 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской
деятельности при Минфине РФ, протокол
№25 от 22.04.2004)
На их основе саморегулируемыми
организациями аудиторов разрабатываются
соответствующие стандарты саморегулируемой
организации аудиторов. Раскроем примерное
содержание таких внутренних стандартов.
Для
составления объективного обоснованного
заключения о достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудитор должен
получить достаточные для этого
аудиторские доказательства на основе
независимых процедур. Они представляют
собой документальные источники
данных, документацию бухгалтерского
учета и другие сведения, полученные
аудитором в ходе аудиторской
проверки. Для сбора аудиторских
доказательств применяются различные
процедуры, под которыми понимаются определенный
порядок и последовательность действий
аудитора для получения необходимых доказательств
в процессе проведения аудиторской проверки.
К ним относятся: детальная проверка правильности
отражения в бухгалтерском учете оборотов
и сальдо по счетам; аналитическая процедура
(анализ отчетности); проверка системы
внутреннего контроля.
Аудиторские
доказательства могут быть внутренними,
внешними и смешанными. Внутренние
аудиторские доказательства включают
в себя информацию, полученную от заказчика
(клиента) в письменном или устном
виде. Внешние аудиторские доказательства
включают в себя информацию, полученную
от третьей стороны в письменном
виде. Смешанные аудиторские доказательства
включают в себя информацию, полученную
от заказчика (клиента) в письменном
или устном виде и подтвержденную
третьей стороной в письменном виде.
Аудиторские доказательства должны быть
получены по каждому разделу бухгалтерской
(финансовой) отчетности.
Источниками
получения аудиторских доказательств
являются: первичные документы заказчика
(клиента) и третьих лиц; регистры
бухгалтерского учета; результаты анализа
финансово-хозяйственной деятельности
заказчика (клиента); устные высказывания
сотрудников заказчика (клиента) и
третьих лиц; бухгалтерская (финансовая)
отчетность заказчика (клиента); сопоставление
одних документов заказчика (клиента)
с другими, а также с документами
третьих лиц; результаты инвентаризации
имущества заказчика (клиента).
Аудиторские
доказательства должны быть достаточными
и достоверными.
Достаточность является количественным
показателем аудиторского доказательства,
достоверность — показателем
надежности и значимости доказательства
для конкретных утверждений. Надежность
доказательства характеризует качество
информации и отсутствие в
ней ошибок. Определение достаточности
аудиторских доказательств зависит от
многих факторов, к которым относят: степень
аудиторского риска, т.е. вероятность принятия
неверного решения аудиторской фирмой
(аудитором); получение аудиторского доказательства
на основе данных системы внутреннего
контроля; наличие свидетельства от независимого
источника (третьих лиц) как более достоверного,
чем полученное непосредственно от работников
заказчика (клиента); получение информации
в результате проведенного анализа финансово-хозяйствен
ной деятельности; получение письменных
показаний и документов как более достоверных,
чем показания в устной форме; возможности
сопоставления сведений, полученных из
разных источников.
По степени надежности
и достоверности наиболее ценным
являются доказательства, полученные
самим аудитором в ходе проверки.
Доказательства, получаемые из внешних
источников, более надежны, чем получаемые
из внутренних, так как внешние корреспонденты
не имеют личного интереса в результатах
проверки. Аудиторские доказательства
должны быть строго привязаны к характеристикам
проверяемых хозяйственных операций и
соответствовать целям их проверки [9,
C. 3].
Для получения аудиторских
доказательств используются различные
методы. К числу основных методов
получения аудиторских доказательств
относятся следующие:
- пересчет
— проверка арифметических расчетов первичных
документов и учетных записей. Пересчет
может быть выборочным или сплошным;
- инвентаризация
— прием, позволяющий получить точную
информацию о состоянии имущества и финансовых
обязательств заказчика (клиента). В ходе
проверки аудитор может наблюдать за про-цессом
проведения инвентаризации и установить
надежность системы бухгалтерского учета
и внутреннего контроля:
- проверка
соблюдения правил учета отдельных хозяйственных
операций;
- подтверждение
(сверка расчетов) — метод, используемый
для получения в письменном виде информации
от третьих лиц о реальности остатков
на счетах учета денежных средств, счетах
расчетов и дебиторской и кредиторской
задолженности;
- устный опрос
персонала, руководства организации и
третьих лиц, Как правило, этот метод используется
на начальной стадии, когда аудитор знакомится
с проверяемой организацией и составляет
план проверки, Для проведения устных
опросов могут быть предварительно подготовлены
вопросники по различным вопросам (например,
по оценке учета движения материалов,
состояния документооборота и т.д.);
- проверка
документов, заключающаяся в установлении
реальности определенных документов и
правильности их оформления. С этой целью
аудитор должен выбрать нужные записи
в учетных регистрах и проследить их движение
вплоть до того первичного документа,
который должен подтверждать реальность
и целесообразность этой операции;
- аналитические
процедуры включают в себя анализ и оценку
полученной информации, исследование
основных финансовых и экономических
показателей с целью выявления неверно
отраженных в бухгалтерском учете фактов
хозяйственной деятельности;
- прослеживание
предусматривает проверку некоторых первичных
документов, отражение данных, содержащихся
в первичных документах и регистрах бухгалтерского
учета, правильность записей на счетах
бухгалтерского учета [9, C. 4].
Конкретные методы сбора аудиторских
доказательств аудитор устанавливает
самостоятельно, исходя из особенностей
проверяемого объекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
результате проведенной работы можно
сделать вывод о том, что внутрифирменные
стандарты аудиторской деятельности разрабатываются
опираясь на требования существующих
нормативных актов вышестоящих органов
управления.
Так,
для разработки внутрифирменных стандартов,
описывающих концепцию и подход к порядку
составления аудиторских отчетов и заключений,
руководствуются следующими федеральными
стандартами:
- ФСАД 1/2010
«Аудиторское заключение о бухгалтерской
(финансовой) отчетности и формирование
мнения о ее достоверности»;
- ФСАД 2/2010
«Модифицированное мнение в аудиторском
заключении»;
- ФСАД 3/2010
«Дополнительная информация в аудиторском
заключении».
Для
разработки стандартов саморегулируемых
организаций, регулирующих процесс сбора
аудиторских доказательств руководствуются
ФСПАД №5 «Аудиторские доказательства».
Разработанные
внутрифирменные стандарты аудита
должны содержать конкретные рекомендации
по практической реализации нормативных
актов вышестоящих органов управления.
Они не должны быть ниже требований
вышестоящих нормативных актов,
и они не должны препятствовать развитию
аудиторской деятельности.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательные
и нормативные акты
- Гражданский
кодекс РФ № 51 – ФЗ от 30 ноября 1994 г.
(с последующими изменениями и дополнениями).
- Налоговый
кодекс РФ № 146 – ФЗ от 31 июля 1998 г.
(с последующими изменениями и дополнениями).
- Федеральный
закон «О бухгалтерском учете» № 129
– ФЗ от 21 ноября 1996 г.
- Федеральный
закон "О саморегулируемых организациях"
№ 315-ФЗ от 01.12.2007 года (в ред. от 27.07.2010
года ).
- Федеральный
закон «Об аудиторской деятельности»
№ 307 – ФЗ от 30 декабря
2008 г.
- Федеральный
стандарт аудиторской деятельности 1/2010
«Аудиторское заключение о бухгалтерской
(финансовой) отчетности и формирование
мнения о ее достоверности» (утв. Приказом
Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н).
- Федеральный
стандарт аудиторской деятельности 2/2010
«Модифицированное мнение в аудиторском
заключении» (утв. Приказом Минфина
России от 20 мая 2010 г. N 46н).
- Федеральный
стандарт аудиторской деятельности 3/2010
«Дополнительная информация в аудиторском
заключении». (утв. Приказом Минфина России
от 20 мая 2010 г. N 46н).
- Федеральное
Правило (стандарт) аудиторской деятельности
№5 «Аудиторские доказательства» (в ред.
Постановления Правительства РФ от 07.10.2004
№532)
- Правило
(стандарт) аудиторской деятельности «Требования,
предъявляемые к внутренним стандартам
аудиторских организаций».