Воспитание, образование, начало царствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Падение крепостного права — важнейшее поворотное событие в истории России, открывшее новый путь экономического и социального развития страны. Вся последующая история страны, вплоть до революции 1917 г., проходила под влиянием реформ 60-х — начала 70-х годов XIX в. Незавершенность начатых преобразований и неспособность существовавшего режима продолжать реформаторский путь стали главными причинами революционных взрывов 1905 и 1917 гг.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Воспитание, образование, начало царствования . . .. . . . . 4
Земская реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Судебная реформа . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Файлы: 1 файл

александр 2 конечный.docx

— 37.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

  1. Воспитание, образование, начало царствования . . .. . . . . 4
  2. Земская реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
  3. Судебная реформа . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Падение крепостного права  — важнейшее поворотное событие  в истории России, открывшее новый  путь экономического и социального  развития страны. Вся последующая  история страны, вплоть до революции 1917 г., проходила под влиянием реформ 60-х — начала 70-х годов XIX в. Незавершенность  начатых преобразований и неспособность  существовавшего режима продолжать реформаторский путь стали главными причинами революционных взрывов 1905 и 1917 гг.

Консервативно-монархические  историки преувеличивали роль Александра II и критиковали его за слишком  большие уступки либеральному общественному  мнению, что подрывало устои самодержавия и усиливало позиции его противников. Либерально настроенные историки Г.А. Джаншиев, И.И. Иваньков, А.А. Корнилов стремились выяснить экономические, политические и морально-этические причины преобразований, юридические и социальные аспекты падения крепостного строя. К пятидесятилетию отмены крепостного права был издан многотомник «Великая реформа». Либерально-оппозиционные течения видели в этих событиях пример компромисса самодержавия с общественным мнением и плодотворность для страны реформаторского пути. Лидеры революционных партий и течений (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов) преувеличивали негативные последствия реформ, чтобы обосновать неизбежность и закономерность революционного переворота.

Цель моей работы – рассмотреть  сущность реформ императора Александра П в середине Х1Х века в России и определить их значение и последствия для дальнейшего развития России.

 

 

 

  1. Воспитание, образование, начало царствования

 

 

Александр Николаевич Романов  – Александр  II Освободитель  –  император Всероссийский, царь польский и великий князь финляндский  родился 17 апреля 1818 г. Чудовом монастыре  московского кремля. Сын Николая  Павловича и Александры Федоровны  Романовых в 1825 году ставших императорами Всероссийскими. 

Поскольку сыновья императора Павла I Александр I и Константин Павлович не имели наследников мужского пола, а Николай Павлович младший сын  занимал скромное положение, то в  лице его сына династия получила продолжение. Александр с самых первых дней своей жизни всеми почитался  как будущий монарх, ибо он был  старшим в своем поколении  великим князем. Русское общество приняло его как будущего императора, и знать активно интересовалась его воспитанием.

 Получил блестящее  домашнее образование под   надзором своего родителя, который  уделял вопросу воспитания наследника  особое внимание. В начале воспитателем  его был гуманный и умный  человек капитан Мердер. Это боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806 - 1807 годов. Современники единодушно отзывались о нем, как о человеке высоконравственном, добром, обладавшем ясным и любознательным умом и твердой волей. С 9 лет его наставником назначили В. А. Жуковского, он подошел к этому со всей возможной ответственностью. Составил план обучения, который одобрил Николай I и приступил к всестороннему образованию.  Он стал учителем русского языка, учителем Закона Божия и Священной истории — просвещённый богослов протоиерей Герасим Павский (до 1835), военным инструктором остался капитан К. К. Мердер, а также: М. М. Сперанский (законодательство), К. И. Арсеньев (статистика и история), Е. Ф. Канкрин (финансы), Ф. И. Брунов (внешняя политика), академик Коллинз (арифметика), К. Б. Триниус (естественная история).

 Личность наследника  престола формировалась под влиянием  отца, который больше настаивал  на военном деле и «обязанности»  царствовать, но характер Александр  унаследовал от матери. Он рос   мягким, чувствительным, даже сентиментальным. Чувства и переживания всегда играли в его жизни большую роль. Твердость и непреклонная властность, присущие Николаю Павловичу, никогда не были отличительными чертами его сына. Также большое влияние оказал Жуковский, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя.

Наделенный разносторонними  способностями, прекрасной памятью, трезвым  и здравым умом, отзывчивым сердцем, веселым нравом, доброжелательностью  к людям, Александр, однако, не имел внутренней потребности в систематической  умственной деятельности, не обладал  твердой волей, не имел склонности к  предстоящей ему миссии царствовать, что Николай I называл «обязанностью» и неуклонно внушал сыну. Совершеннолетие  и принятие присяги примирили  его со своим предназначением. И  к 19-ти годам, путешествуя по России, он пишет отцу, «что чувствует в  себе новую силу подвизаться на дело, на которое Бог меня предназначил». Отношение его к государственной  политике вполне укладывалось в русло  официального направления николаевской эпохи. Эпохи когда была усилена  централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, происходило подавление инакомыслия, ужесточение цензуры, усиление политического сыска. Были подавлены польское восстание и революция в Венгрии и восстание декабристов. Однако Николай I был либерален и всегда смягчал приговоры, а количество казней за период правления было гораздо меньше, чем до него и после. Хотя недовольство в обществе было велико, так как Николай I считал, что лучше ничего не менять, не реформировать, а поддерживать существующий порядок, не привлекая к этому общество.

С 1834 года Александра стали  привлекать к государственным делам. Он должен был присутствовать на заседаниях Сената, в 1835 году был введен в состав Синода, а в 1836 году произведен в  генерал-майоры и причислен к  свите Николая. В эти годы, когда высшие государственные чиновники читали будущему императору курсы практического характера, Сперанский в течение полутора лет вел "беседы о законах", финансист Канкрин сделал "краткое обозрение русских финансов", советник Министерства иностранных дел барон Брунов знакомил наследника с основными принципами внешней политики России, военный теоретик генерал Жомини преподавал на французском языке военную политику России, Александр окончательно познал все тонкости и трудности его будущего дела. Весной 1837 года Александр сдал блестяще выпускные экзамены. 2 мая Александр отправился в первое большое путешествие по родной стране, которую ему предстояло если и не узнать, то хотя бы увидеть, чтобы представлять, чем и кем суждено ему управлять, когда наступит его время. Поездка продолжалась до конца года. За это время Александр посетил множество городов, был на юге, доезжал до Урала и самой Сибири. Следующие три месяца цесаревич усиленно занимался военным делом, финансами и дипломатией, готовясь к заграничному путешествию. В то же время он пережил очень сильное любовное увлечение. Предметом его страсти стала фрейлина Ольга Калиновская. По свидетельству графини Ферзен, она вовсе не отличалась красотой, но обладала вкрадчивостью и нежностью. Александр уже готов был отказаться от трона, чтобы жениться на ней. Узнав об этом, Николай посчитал за лучшее поспешить с заграничной поездкой сына, тем более что одна из целей ее состояла как раз в поисках невесты для наследника. В конце апреля Александр вновь отправился в дальний путь. В продолжение года он посетил Скандинавию, Австрию, объехал все итальянские и германские государства. Большую роль в жизни Александра II сыграло посещение Дармштадта, где он познакомился с принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией (родившейся 27 июля 1824г.), приемной дочерью герцога Гессенского Людовика II, ставшей вскоре женой цесаревича, великой княжной Марией Александровной.                                       

В последние годы царствования Императора Николая и во время  его путешествий неоднократно заменял  своего отца.

На престол Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в возрасте 36 лет. Ему предстояло войти в  историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался  целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.

В этот период была в разгаре  и принимала неблагоприятный  оборот Крымская война, где России приходилось  иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских  держав. Несмотря на свое миролюбие, которое  было известно и в Европе, Александр  выразил твердую решимость продолжать борьбу и добиться мира, что вскоре и было достигнуто. В Париже собрались  представители семи государств (Россия, Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция), и 18 марта 1856 г. был заключен мирный договор. Парижский мир, хотя и не выгодный для России, был все-таки почетным для нее ввиду таких многочисленных и сильных противников. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море - была устранена еще при жизни Александра II.

 

 

2. Земская реформа

 

 

Отмена крепостного права  в 1861 году потребовала неотложной реформы  системы местного управления. Новым  этапом развития местного самоуправления стали земства. В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила  окончательные проекты положения  о земских учреждениях и временные  правила для них. А 1 января 1864 г. император  Александр II издал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», где было объявлено об их создании.

После крестьянского «Положения»  в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без  всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению вводились  бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских  собраний) и исполнительных (уездных  и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) –  проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских  промышленных и торговых заведений  с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее  чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей  курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность  за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и  многое другое.

Все это требовало больших  средств, поэтому земствам было позволено  вводить новые налоги, облагать население  повинностями, образовывать земские  капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые  формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и  расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход  к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства  вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном  уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

В конце 70-х годов земства  были введены в 35 из 59 российских губерний.

 

Практические результаты деятельности земств:

 

Медицина:

 Несмотря на вышеописанные  сложности, земства оставили большой  след в истории России своей  практической деятельностью, прежде  всего на ниве медицины и  образования. 

 В книге З.Г. Френкеля  «Очерки земского врачебно-санитарного  дела» (1913) приведены сравнительные  данные о развитии земских  медицинских учреждений[6].  1870 г. 1910

Число врачей в земских  губерниях 610 3082

В т.ч. в сельской местности 243 2335

Число врачебных участков 530 2686

Площадь среднего врачебного участка (в квадратных верстах) 4860 930

Радиус среднего врачебного участка (в верстах) 39 17

Количество населения  на 1 врачебный участок (в среднем  в тысячах)  95 28

Число больничных коек в  среднем на 10000 населения 1,5 4, 8

Число самостоятельных фельдшерских пунктов 1350 2620

 

 В первые годы существования земской медицины практиковалась разъездная система медицинского обслуживания: врач, живший в городе или при уездной амбулатории, 1 раз в месяц или реже объезжал фельдшерские пункты уезда. Постепенно разъездная система через промежуточную (смешанную) форму была заменена стационарной. Возникновение врачебного участка на селе явилось одной из важнейших заслуг земской медицины. В состав участка обычно входила лечебница (стационар на 5—10 коек с родильным и сифилитическим отделениями, заразный барак, амбулатория), помещение для аптеки, квартира для врача и дом для персонала. Также формировались земские уездные и губернские больницы. В последних создавались прозектура, операционные. Так сложилась трехзвенная структура врачебной помощи сельскому населению: врачебный участок — уездная больница — губернская больница. Однако она существовала не повсеместно.

Информация о работе Воспитание, образование, начало царствования