Воспитание, образование, начало царствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Падение крепостного права — важнейшее поворотное событие в истории России, открывшее новый путь экономического и социального развития страны. Вся последующая история страны, вплоть до революции 1917 г., проходила под влиянием реформ 60-х — начала 70-х годов XIX в. Незавершенность начатых преобразований и неспособность существовавшего режима продолжать реформаторский путь стали главными причинами революционных взрывов 1905 и 1917 гг.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Воспитание, образование, начало царствования . . .. . . . . 4
Земская реформа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Судебная реформа . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Файлы: 1 файл

александр 2 конечный.docx

— 37.87 Кб (Скачать файл)

 

Достижения российской земской  медицины были признаны на мировом  уровне - земский врачебный участок  был рекомендован в 1934 г. Гигиенической  комиссией Лиги Наций другим странам  для организации медпомощи сельскому  населению.

 

Земское образование:

 Значительную роль  земства сыграли в народном  образовании. За первые 10 лет своего  существования органы местного  самоуправления создали значительную  сеть начальных сельских школ: их было открыто около десяти  тысяч. Уже к 1880 г. на селе  было открыто 12 тыс. земских  школ, что составило почти половину  всех школ в стране. Всего к  1911 году в России насчитывалось  уже 27486 земских училищ, а к  1914 – более 40 тыс., так что можно  говорить о всеобщем начальном  образовании. Три четверти из  них были трехлетними и однокомплектными (рассчитанными на не более  чем 50 детей и одного учителя), остальные - четырехлетними и  двухкомплектными (более 50 детей  и два учителя). Образование в  школах было бесплатное.

 

 Земства организовывали  также ремесленно-промышленные и  учебно-показательные мастерские, а  так же сельскохозяйственные  земские школы. Так, в 1884-1903 годах было открыто 49 трехгодичных  сельскохозяйственных школ, а к  1916-му в ведении земств и  на их содержании числилось  668 учебно-показательных мастерских  и 24 показательных завода (отрасли  кустарной промышленности и местные  промыслы)

 

Земская благотворительность:

 После реформы местного  самоуправления основные благотворительные  фонды земств и городов были  составлены из капиталов бывших  Приказов общественного призрения.  Будучи неприкосновенными, эти  капиталы прежде не расходовались  на текущие нужды, на это  могли идти только проценты  с них. От Приказов общественного  призрения, ведавших делами “богоугодных  заведений” (больниц и богаделен)  перешла и значительная недвижимость, но подавляющее большинство построек  было в обветшалом состоянии,  требовало срочного ремонта. 

 

 Деятели местного самоуправления  смогли и увеличить капиталы, и создать крепкий фонд недвижимости. В 1869 г. земствам 28 губерний было  выдано до 6,5 млн. руб., а в 1890 г. капиталы составляли более  8,5 млн. руб., причем в некоторых  губерниях капиталы возросли  значительно. Вдобавок к этим  деньгам земства образовали самостоятельно  пенсионный и эмеритальный капиталы, чем увеличили постоянные средства  общественного призрения еще  на 2 млн. руб. 

 

 Благодаря стараниям  земских и городских деятелей  сильно возросло как число  заведений для помощи различным  категориям нуждающихся, так и  число лиц, которым была оказана  помощь. Если в 1861 г. в 55 губерниях  было 768 заведений, то по данным 1891 г. – 4500 заведений только  в 44 губерниях. В 1891 г. в 28 земских губерниях призревалось  в заведениях (без медицинских) 1 млн. 72146 чел., в то время как  в 16 неземских только 60552 чел.

Безусловно, земства –  очевидный пример становления гражданского общества в России, которое смогло, не смотря на все сложности, внести значительный вклад в развитие нашего государства.

Введение самоуправления –  был прогрессивный этап развития государства, когда  модернизация осуществляется через децентрализацию и повышение  самостоятельности территорий. Государство  делегирует, доверяет часть своих  функций местным органам.

 

 

3. Судебная реформа

 

 

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная  реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной  и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена  на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы  сводится к следующему:

суд делается устным и гласным;

власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит  судам без всякого участия  административной власти;

основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

дело по существу может  разбираться не более как в  двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые  суды в лице мирового судьи разбирали  уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом  и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные  гражданские иски и уголовные (с  участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции  и являлись судом первой инстанции  для политических и государственных  дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные  с лишениями всех или некоторых  прав и преимуществ состояния, определение  виновности предоставляется присяжным  заседателям, избираемым из местных  обывателей всех сословий;

устраняется канцелярская тайна;

и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются  при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением  особых советов, составляемых из той  же корпорации.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них  в течение тридцати с лишним лет.

Александр II испытывал к  судебной реформе непростые чувства: признав ее необходимость, он опасался ее последствий. Однако за новым судом  была серьезная общественная поддержка. В 1863 г. в преддверии судебной реформы  был принят закон об отмене телесных наказаний и клеймении преступников. Отменялись наказания плетьми и  шпицрутенами. Сохранялись розги  для крестьян, нижних чинов, ссыльных и каторжных (для последних было сохранено и наказание шпицрутенами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать  то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его  реформ мы пользуемся и по нынешний день.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве  что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные  преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

С отменой крепостного  права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток  рабочих рук, открылись новые  сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Из проведенных Александром II реформ наиболее радикальной была судебная. Судебную реформу желали больше, чем крестьянскую, так как в ней были заинтересованы все, кроме судейских чиновников, имеющих доход от неправосудия и не желавших новых порядков. Сторонником судебной реформы выступал император Александр II и его брат Константин Николаевич, который придерживался радикальных взглядов.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило  желание развить ее. Создавались  мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения  с европейскими державами, разрешила  многочисленные конфликты с соседствующими странами.

Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.

Список литературы

 

 

1. С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая школа», 1993 год.

2. В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 1998 год.

3. Цикл телевизионных передач. Российская империя: Александр 2. НТВ 2002 г.

4. «Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год

5. Ананьич Б.В. Кризис власти и реформы в России на рубеже XIX-XX вв. В исследованиях американских историков. Отечественная история, 1992, №2.

6. Литвак Б.Г. Реформы и революции в России. История СССР, 1991, №2

7. Великие реформы в России, 1856—1874 Под ред. Л.Г.Захаровой, Б.Эклофа, Дж.Бушнелла. , М., 1992.

8. Захарова Л. Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х годов XIX в. в России. Вопросы истории. 1989, №10;

9. Захарова Л.Г. Александр II. Вопросы истории. 1992, № 6 -7.

10. История России IX - XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. Под редакцией М.М. Шумилова, С.П. Рябинкина. С-П. 1997

11. Российские самодержцы. М., 1992.

12. З.Г. Френкель «Очерки земского врачебно-санитарного дела», 1913

 


Информация о работе Воспитание, образование, начало царствования