Возникновение и развитие хозяйственного учёта, Выявление и учет результатов инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:16, лекция

Описание работы

Хозяйственный учет возник на самых ранних стадиях перехода людей к организованному добыванию средств существования — к общинному хозяйству. Большинство историков считают, что в первобытном обществе большая часть сведений о хозяйственной деятельности содержалась в уме, поскольку примитивные учетные записи возникали редко...
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Хозяйственный учет возник на самых ранних стадиях перехода людей к организованному добыванию средств существования.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

В оборотной ведомости по синтетическим  счетам должно быть по итогу три равенства: первое - остатков на начало отчетного периода по дебету и кредиту; второе - оборотов по дебету и кредиту; третье - остатков на конец отчетного периода по дебету и кредиту.

Первое равенство обусловлено  тем, что итог синтетических счетов по дебету показывает стоимость всего имущества организации на начало отчетного периода, а итог по кредиту - сумму источников этого имущества, т.е. они отражают баланс организации на начало отчетного периода.

В оборотную ведомость по синтетическим  счетам включены сведения об остатках на счетах на конец отчетного периода. Это позволяет применять оборотную ведомость по синтетическим счетам для составления нового баланса, так как основная часть статей баланса соответствует наименованиям синтетических счетов.

Оборотная ведомость по синтетическим  счетам используется для получения  обобщенных сведений о состоянии  и изменении имущества и обязательств организации, так как в ней  содержатся сведения об остатках и  движении отдельных групп или  видов имущества и обязательств.

Оборотные ведомости по аналитическим  счетам составляют по различным формам. Если аналитический учет ведется  только в денежном выражении, то оборотная  ведомость по аналитическим счетам составляется по форме оборотной  ведомости по синтетическим счетам.

Если аналитический учет ведется  не только в денежном, но и в натуральном  выражении, то в форме оборотной  ведомости по аналитическим счетам предусматриваются колонки не только для стоимостных, но и для натуральных  измерителей с указанием единицы  измерения.

Оборотные ведомости по аналитическим  счетам, так же как и оборотные  ведомости по синтетическим счетам, составляются главным образом для  проверки правильности записей по аналитическим  счетам. Итоги оборотной ведомости  по аналитическим счетам сверяют с итогами соответствующего синтетического счета - они должны быть обязательно равны.

Оборотные ведомости по аналитическим  счетам используют также для наблюдения и контроля за состоянием и движением  отдельных видов имущества и  их источников.

Оборотную ведомость по аналитическим счетам разных дебиторов и кредиторов, которые открываются в дополнение к синтетическому счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», применяют, кроме того, для выведения конечных остатков активно-пассивного счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При составлении оборотных ведомостей необходимо выполнение следующих действий:

  1. В бланк оборотной ведомости следует перенести наименование каждого счета, сальдо начальное (дебетовое или кредитовое), дебетовые и кредитовые обороты и сальдо конечное (дебетовое или кредитовое) по каждому работающему счету;
  2. Подсчитать итоги по всем колонкам заполненной оборотной ведомости;
  3. Обеспечить сверку полученных итогов с учетом следующих замечаний:
    • в оборотной ведомости по счетам синтетического учета должны получиться три пары равных итогов, из которых итоги начальных остатков (сальдо начальных) должны равняться итогу начального баланса, а итоги оборотов – итогу по журналу хозяйственных операций;
    • в оборотной ведомости по счетам аналитического учета итоги начальных остатков (сальдо начальных), оборотов и конечных остатков (сальдо конечных) должны быть равны начальному остатку (сальдо начальному), оборотам и конечному остатку (сальдо конечному) соответствующего синтетического счета.

 

 

Международный опыт применения плана счетов. Различные подходы к построению плана счетов

 

План счетов бухгалтерского учета  представляет собой схему регистрации  и группировки фактов хозяйственной  деятельности, активов, обязательств в  бухгалтерском учете. В Плане  счетов приведены наименования и номера (коды) синтетических счетов (счетов первого порядка), перечень которых обязателен для применения организациями, и субсчетов (счетов второго порядка). Синтетические счета имеют двузначный номер (от 01 до 99), разбиты на восемь разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения счетов. Субсчета отдельных синтетических счетов кодируются по порядку в пределах каждого счета. Забалансовые счета нумеруются по порядку тремя знаками (от 001 до 011), даны в приложении к Плану счетов.

В России, Франции, Германии и в  ряде других стран используются единые унифицированные национальные планы  бухгалтерских счетов, которые применяются  всеми организациями независимо от форм собственности. Применение Плана счетов и кодирование хозяйственных операций в системах международного бухгалтерского учета в США, Великобритании и других странах более свободное, чем в российском учете.

Сравнительный анализ бухгалтерского учета России и США позволяет  сделать следующее заключение. В США, где капитал находится в частной собственности, распределение ресурсов осуществляется как при участии государства, так и через рынок свободных капиталов. Разработка здесь счетных планов каждой фирмой оправдана, так как отражает национальные особенности экономики страны.

В России практически ликвидирована  система директивного планирования; значительное количество бывших государственных  организаций приватизировано. Однако в период перехода к рыночной экономике  требуется вмешательство государства в решение хозяйственных вопросов хозяйствующих субъектов. Применяемый План счетов бухгалтерского учета должен отражать особенности современного состояния национальной экономики России. Единый унифицированный План бухгалтерских счетов, применяемый в России, имеет свои преимущества, поскольку обеспечивает:

• централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;

• контроль за правильностью ведения  учета, отчетности и использования  имущества организации;

• сбор информационного материала в целом по стране, регионам и по отдельным организациям, что служит основой для анализа деятельности субъектов хозяйствования на разных уровнях и для принятия конкретных управленческих решений по дальнейшему совершенствованию ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Основные подходы к построению Плана счетов.

Для создания счетов бухгалтерского  учета  и  их  классификации были использованы мировой опыт и стандарты, а  также  действующее  в Республике Беларусь законодательство.

     Соответствие  Плана  счетов  мировым  стандартам    по    учету может быть представлено следующим образом:

     - Принцип   постоянства   правил  бухгалтерского  учета.  Счета доходов и расходов содержат  специальные счета для  учета   результата изменений в правилах бухгалтерского учета.

     - Принцип  осторожности.  Созданы  счета  сомнительных  активов (задолженность банков,  клиентов,  прочих дебиторов),  резервов  под обесценение   активов   и   на   возможные   потери  по  сомнительной задолженности  банков и клиентов, резервов под  риски и платежи.

     - Принцип  наращивания   доходов   и   расходов.   Используются специальные  счета  (наращенные и авансовые расходы  и доходы),  счета неполученных  доходов и невыплаченных расходов.

     - Принцип "день  сделки" применим только  к   учету  операций  по внебалансовым счетам.

 

     Внебалансовые счета  позволяют учитывать операции  между моментом их заключения  и моментом их совершения (платеж).

 

     - Принцип раздельного  отражения активов и пассивов.  Все  счета являются   либо   активными,  либо  пассивными,  кроме  клиринговых, транзитных счетов, счетов по валютной позиции банка, нереализованных курсовых разниц и счетов прибылей и убытков.

     - Принцип  преемственности  входящего баланса.  Расходы банка  не производятся по дебету  счетов собственных  средств.  Все  платежи  в адрес   третьих   лиц,  за  исключением  акционеров,  отражаются  на отдельных счетах в схеме расходов.

     - Принцип приоритета  содержания над формой.  Финансовый  лизинг, учет векселей, факторинг  в плане счетов отражаются  в соответствии со своим экономическим содержанием. Они являются кредитными операциями.

     - Принцип консолидации. Выделение в активах и обязательствах, в доходах   и   расходах   операций  между  филиалами   и  с  дочерними структурами.

 

Выявление и учет результатов инвентаризации

 

Инвентаризация   имущества  и  финансовых  обязательств  -  это проверка   и      документальное   подтверждение  фактического  наличия имущества  и финансовых обязательств, выявление  отклонений от учетных данных   и   принятие  решений   по  внесению  изменений в данные бухгалтерского   учета.  Обязательной  инвентаризации  подлежит  все имущество   организации,   а   также   имущество,  не  принадлежащее организации   и   учитываемое за  балансом:  арендованные  основные средства;   объекты   интеллектуальной   собственности,   взятые  во временное   пользование;   сырье   и   материалы,   полученные   для переработки;   товары   и   иные   виды  имущества,  находящиеся  на ответственном  хранении  либо  принятые  на  комиссию; оборудование, принятое для монтажа, и т.д.

     Основными    нормативными    документами,    которыми   следует руководствоваться при  проведении инвентаризации, являются:

     -  Закон  РБ  от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском  учете и отчетности» (в ред. от 25.06.2001 № 42-З) (далее - Закон);

     -   Методические   указания   по   инвентаризации  имущества  и финансовых  обязательств,  утвержденные  Минфином РБ 05.12.1995 № 54 (далее - Методические указания);

     -   Разъяснение   к  Методическим  указаниям  по  инвентаризации имущества  и  финансовых  обязательств,  утвержденным  Министерством финансов  Республики Беларусь 05.12.1995 № 54, утвержденное приказом  Минфина РБ от 18.05.1999 № 126.

     Статьей   12   Закона   определено,   что   порядок  проведения инвентаризации  (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения,  перечень  имущества  и  обязательств,  проверяемых  при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.

     Проведение инвентаризации  обязательно:

1.     при смене собственника  или реорганизации организации;

2.     при ликвидации (упразднении)  организации;

3.     перед составлением  годовой отчетности;

4.     при   смене   руководителя   организации   и  (или)  материально

ответственных лиц;

5.     при выявлении фактов хищения, утраты и  (или)  порчи  имущества

(в т.ч. по причинам пожара, стихийного бедствия и т.п.);

6.     при  передаче  имущества  государственного  УП  в  аренду,  его

купле-продаже;

7.     по решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов;

8.    в иных случаях, предусмотренных  законодательством РБ.

     Для  проведения  инвентаризации создается постоянно  действующая инвентаризационная   комиссия.   При   большом   объеме   работ  для одновременного    проведения    инвентаризации   создаются   рабочие инвентаризационные    комиссии.   В   состав   комиссий   включаются представители  администрации  организации,  работники  бухгалтерской службы,  другие  специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.),

представители  службы  внутреннего  аудита  организации, независимых аудиторских   организаций.  При  малом  объеме  работ  и  наличии  в организации    ревизионной    комиссии   проведение   инвентаризаций допускается возлагать на нее.

     К  началу  инвентаризации  в  бухгалтерии  необходимо закончить обработку всех документов по приходу и расходу ценностей, произвести соответствующие записи в регистрах аналитического учета и определить остатки на день инвентаризации.

     Материально  ответственные   лица  дают  расписки  о  том, что к началу   инвентаризации  все  расходные  и  приходные  документы  на имущество  сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие  на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в  расход.  Аналогичные  расписки  дают  и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

     Сведения  о  фактическом   наличии  имущества и реально  учтенных финансовых  обязательств  записываются в инвентаризационные  описи или акты  инвентаризации  не  менее  чем  в  двух экземплярах. На каждой странице   описи   указывают   прописью   число  порядковых  номеров материальных   ценностей  и  общий  итог  количества  в  натуральных показателях,  записанных на данной странице вне зависимости от того, в  каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности  показаны.  В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Информация о работе Возникновение и развитие хозяйственного учёта, Выявление и учет результатов инвентаризации