Возникновение и развитие хозяйственного учёта, Выявление и учет результатов инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:16, лекция

Описание работы

Хозяйственный учет возник на самых ранних стадиях перехода людей к организованному добыванию средств существования — к общинному хозяйству. Большинство историков считают, что в первобытном обществе большая часть сведений о хозяйственной деятельности содержалась в уме, поскольку примитивные учетные записи возникали редко...
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Хозяйственный учет возник на самых ранних стадиях перехода людей к организованному добыванию средств существования.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

     Фактическое  наличие   имущества  при  инвентаризации определяют путем   обязательного   подсчета,   взвешивания,   обмера.  Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

     Описи  подписывают   все  члены  инвентаризационной  комиссии  и материально   ответственные   лица.   В   конце   описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества   в их  присутствии,  об  отсутствии  к членам  комиссии каких-либо  претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

     Инвентаризация   расчетов   с   банками   и  другими  кредитными учреждениями  по  ссудам,  с  бюджетом,  покупателями, поставщиками, подотчетными  лицами, работниками, депонентами,  другими дебиторами и кредиторами  заключается  в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

     Инвентаризация денежных  средств на счетах в банках  производится путем сверки остатков, числящихся в бухгалтерском учете  организации, с данными выписок банков.

     Результаты  инвентаризации, т.е. расхождения между показателями  по  данным бухгалтерского учета  и данными инвентаризационных  описей, отражаются в сличительных  ведомостях.

     Выявленные  при инвентаризации  расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии со ст.12 Закона и разд.5 Методических указаний.

     Излишки  имущества,  денежных  средств подлежат оприходованию  и зачислению  на увеличение  бюджетного финансирования или  внебюджетных источников  с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

     Стоимость недостачи,  порчи или иной утраты имущества  в пределах норм  естественной  убыли  списывается  по распоряжению  руководителя организации на  расходы (затраты) организации.

     Нормы   убыли   могут  применяться  лишь  в  случаях  выявления фактических   недостач  и  только  после   зачета  недостач  ценностей излишками   по  пересортице.  В  том   случае,  если  после  зачета  по пересортице   все   же   оказалась  недостача  ценностей,  то  нормы естественной  убыли  должны  применяться только по тому наименованию ценностей,  по  которому  установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.

     Взаимный  зачет   излишков  и  недостач в результате пересортицы может  быть  допущен  только  в  виде  исключения  за  один и тот же проверяемый  период,  у  одного  и  того  же  проверяемого  лица,  в отношении   товарно-материальных   ценностей   одного   и   того  же наименования и в тождественных количествах.

     О   допущенной   пересортице   материально   ответственные  лица представляют  подробные объяснения.

     В   том   случае,   когда  при  зачете  недостач  излишками  по пересортице   стоимость   недостающих   ценностей   выше   стоимости ценностей,  оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

     Если   конкретные  виновники  пересортицы  не  установлены,  то суммовые  разницы   рассматриваются  как недостачи  сверх норм убыли и списываются   на    расходы    организации,    а    в    протоколах инвентаризационной   комиссии   должны   быть   даны   исчерпывающие объяснения  о причинах,  по  которым такая разница не отнесена на

виновных лиц.

     Недостачи  денежных  средств  и  имущества,  а также порча сверх норм  убыли  списываются за счет виновных лиц, а при их отсутствии - на  расходы  организации.  Основанием  для  таких  записей  являются решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных  лиц,  либо  отказ  на взыскание стоимости вреда с виновных лиц,  либо  заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического   контроля   или   соответствующих   специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

     Предложения   о   регулировании  выявленных  при инвентаризации расхождений фактического  наличия ценностей и данных бухгалтерского учета   представляются  на  рассмотрение  руководителю  организации, который принимает окончательное решение.

     Результаты  инвентаризации  должны  быть  отражены  в  учете  и отчетности  того  месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

     Оценка  выявленных  инвентаризацией неучтенных объектов  основных средств  должна  быть  проведена с учетом рыночных цен, а амортизация определена  по  действительному  техническому  состоянию  объектов с оформлением соответствующих актов. Результаты  инвентаризации  должны быть отражены в учете   и   отчетности   того   месяца,  в  котором  была  закончена инвентаризация,   а   по   годовой   инвентаризации   -   в  годовом бухгалтерском отчете.

     Размер    вреда   определяется   контролирующими   органами   в соответствии   с   Инструкцией   о   порядке   определения   размера причиненного  государственному  имуществу  вреда  в связи с утратой, повреждением  (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной   деятельности  государственных  юридических лиц,  утвержденной  постановлением  Минфина  и  Минэкономики  РБ  от

24.03.2003 № 39/69 (в ред. от 28.06.2005 № 89/119).

     В  Плане счетов  бюджетных организаций в отличие  от Плана счетов коммерческих  организаций  отсутствует счет  для обобщения информации об   общей   сумме  недостач  независимо  от  причины  недостачи.  В результате  иногда  возможно  такое положение, когда при обнаружении недостачи сумма вреда записывается в дебет субсчета 170 до принятия решения о наличии или отсутствии  виновника.  Если будет принято решение    об   отсутствии   виновника,   сделанная   ранее   запись сторнируется.

     Выявленные при инвентаризации  расхождения между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета отражаются  на счетах бухгалтерского учета  в следующем порядке:

1) излишек имущества приходуется,  а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);

2) недостача имущества и его  порча в пределах норм естественной  убыли относятся на издержки  производства или обращения, сверх  норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

 

 

 




Информация о работе Возникновение и развитие хозяйственного учёта, Выявление и учет результатов инвентаризации