Возникновение и стадии развития российского аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в., с задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера.
В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России.

Содержание работы

1. Возникновение аудита в России. Первый этап
2. Второй этап становления аудита в России
3. Третий этап развития аудиторской деятельности в России

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 25.83 Кб (Скачать файл)

Тема: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АУДИТА»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Возникновение аудита  в России. Первый этап

2. Второй этап становления  аудита в России

3. Третий этап развития  аудиторской деятельности в России

 

 

1. Возникновение аудита в России. Первый этап

 

Принято думать, что для  России аудит – явление новое. Однако эта должность была введена  Петром I для армии и флота еще  в начале XVIII в., с задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера.

В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо  больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные  суды при военном и морском  министерствах России.

В 1889 г. была сделана попытка  создать институт аудиторов, но это  могло быть осуществлено только при  наличии достаточно подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных  бухгалтеров. В то же время общественность настаивала на получении разрешений на членство в институте и лицензий на работу на основании или диплома  учебного заведения, или стажа работы; от аудиторов также требовалось  соблюдение нравственной этики.

Вопрос о необходимости  аудита в современной истории  России возник с начала рыночных преобразований. В Законе РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1 «Об  иностранных инвестициях в РСФСР» упоминается о необходимости  проведения проверки для целей налогообложения  финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций  РСФСР, а также проверки аудиторской  организацией ликвидационного баланса  предприятия при его ликвидации.

Как справедливо отметил  А.В. Крикунов, развитие и становление  аудита в России прошло несколько  этапов.

Первый этап (1987 – 1993). В  этот период классическим организационно-правовым формам аудита в наибольшей степени  отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг «Инаудит». Значение создания этой фирмы для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.

Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР «О создании советской  аудиторской организации» от 8 сентября 1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР.

В фирме «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим  в СССР и за границей совместным предприятиям, другим учреждениям и  организациям. Среди таких услуг  – анализ и проверка деятельности предприятий, организаций и учреждений с разработкой на этой базе предложений  по улучшению их работы; консультации по постановке бухгалтерского учета, правилам ведения внешнеторгового контроля, внешнеторговых сделок и др.

Сохранить «Инаудит», как  единую структуру не удалось, она  распалась на несколько самостоятельных  аудиторских фирм. Это произошло, во-первых, потому, что в ней оказалось  большое число специалистов, настоящих  лидеров, у которых появилась  возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в  его уставе, действует на началах  хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, может от своего имени  приобретать имущественные и  личные неимущественные права, как  раз о приобретении недвижимого  имущества «Инаудит» и не побеспокоился. Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г. руководство  Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело  к тому, что фирма перестала  существовать.

Хотя для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и был  потрясением, но в целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым. Наоборот, на месте  одной компании возникло множество  аудиторских фирм. Среди отечественных  аудиторских фирм, возникших в  те годы, («Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский  аудит», кооператив «Аудитор», «Информаудит»  и др.), следует отметить фирмы  «Контакт» и «Руфаудит», которые  по организации работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских  фирм.

В учредительных документах указанных фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий любых  организационно-правовых форм и видов  собственности с целью подтверждения  достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский  учет и т.п.

В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит». Предметом его деятельности стало  проведение аудиторских проверок на совместных предприятиях, а также  на любых предприятиях, фирмах, в  организациях по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривались консультации, обучение персонала и т.д. Таким  образом, уже в 1990 г. на аудиторском  рынке СССР появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма. Одновременно формировались общественные организации бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовых работников стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференции  Ассоциации бухгалтеров СССР.

Появление акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятий  других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм потребовало разработки нормативных  законодательных актов. В связи  с этим Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное  управление, по указанию Правительства  СССР, а затем и в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к  разработке концепции реорганизации  финансового контроля в стране. Решено было подготовить проект постановления  Совета Министров СССР по этому вопросу. В начале августа 1989 г. проект был  готов и направлен на рассмотрение советам министров союзных республик.

Проектом постановления  Совмина СССР предусматривалось  создать в нашей стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций для  проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной  деятельности за плату по договорам  с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и  организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями, концернами, совместными предприятиями с  участием иностранного капитала и другими  хозрасчетными предприятиями и  организациями.

А в стране, несмотря на отсутствие законодательной базы, бурно развивался аудит: появлялись все новые и  новые аудиторские фирмы, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах. Имелось уже около 800 аудиторских  фирм. Развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя крупнейшие ВУЗы (Академия народного  хозяйства, Московский государственный  университет им. М.В. Ломоносова и  др.). Были организованы курсы аудиторов  в Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Краснодаре и других городах.

Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г. аудит в  России был создан. Однако без нормативной  базы развиваться дальше такая служба не могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер один.

5 декабря 1991 г. Е.Т. Гайдар  поручил Министерству экономики  и финансов РСФСР совместно  с заинтересованными министерствами  и ведомствами рассмотреть вопрос  о создании аудиторской службы  как одного из важных направлений  перестройки системы финансового  контроля в республике и дать  предложения по проблеме в  целом.

Проект Закона «Об аудиторской  деятельности», согласованный с  Минюстом, Государственной налоговой  службой и Правительством Москвы, был направлен в Правительство  России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г. проект был доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все  с теми же ведомствами и направлен  Президенту РФ, который внес его  на рассмотрение в Верховный Совет  РФ, где были образованы соответствующие  структуры для его рассмотрения. Наиболее важной среди них стал Международный  консультативный комитет по развитию бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации (МКК). Он был создан 29 июля 1992 г., в его состав помимо отечественных  специалистов, вошли представители  ООН, Европейской комиссии, Мирового банка и др.

 

2. Второй этап становления аудита в России

 

Второй этап развития аудита в России охватывает временные рамки  с декабря 1993 г. До принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - август 2001 г. – период становления  российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные  правила аудиторской деятельности, утвержденные приказом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, Постановление  Правительства РФ от 6 мая 1996 г. « 482 «Об  утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности»  и ряд других документов.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» был разработан и принят ряд нормативных документов. Среди них можно выделить следующие  нормативные акты: постановление  Правительства Российской Федерации  “Об основных критериях деятельности экономических субъектов, по которым  их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной аудиторской  проверке” от 07.12.94 г. №1355 (с изменениями  от 25.04.95 г.). Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской  деятельности и Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, утверждены постановлением Правительства  Российской Федерации “Об утверждении  нормативных документов по регулированию  аудиторской деятельности в РФ”  от 06.05.94 г. №482.

Вопросам аудита посвящены  многие подзаконные акты ненормативного характера: Порядок составления  аудиторского заключения о бухгалтерской  отчетности от 09.02.96 г.; Порядок проведения квалификационных экзаменов на право  осуществления аудиторской деятельности, утвержденные ЦАЛАК Минфина РФ от 05.07. 94 г., приказ Минфина России “Об  утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” от 13.06.95 г. №49, письмо Центробанка России “О специальном  счете ЦАЛАК ЦБ РФ” от 13.06.95 г. и другие.

В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и  лицензированию аудиторской деятельности, были созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, стали проводиться обязательные аудиторские проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг.

В 1994—2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина  России (ЦАЛАК)1 было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (аудиторским организациям — 14 700 и индивидуальным аудиторам  — 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе  по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков — 266.

За тот же период ЦАЛАК  было утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих аттестатов составило 24900.

За этот период Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте РФ было разработано и  одобрено 38 правил (стандартов) аудиторской  деятельности, а также методика проведения аудита, что и составило методологическую основу российского аудита.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N1355 «Об основных критериях (системе  показателей) деятельности экономических  субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной проверке» были утверждены основные критерии для необходимости  проведения обязательной аудиторской  проверке. Постановлением Правительства  Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 408 основные критерии были уточнены.

В 1999 году увидело свет постановление  Правительства № 81 «Об аудиторских  проверках федеральных государственных  унитарных предприятий». Однако его  выполнение, как водится, затянулось, и в 2000 году аудит за 1999 год так  и не проводился.

Сама постановка вопроса  об аудите федеральных государственных  унитарных предприятий (ГУП) для  Мингосимущества как собственника этих предприятий породила целый  букет конфликтов интересов. Прежде всего конфликт возник на уровне «собственник – управляющий орган». Управляющие  органы фактически выполняют роль финансовых директоров своих предприятий и  разруливают все их финансовые потоки. Неудивительно, что они оказались  незаинтересованными в аудите подведомственных предприятий. Ведь методические рекомендации по проведению аудита были составлены таким образом, что аудит должен выявить не только достоверность  финансовой отчетности, но и эффективность  работы ГУПов. У конфликта этого  уровня были два следствия. Во-первых, проведение тендера на аудит 1999 года растянулось до октября 2000-го. Во-вторых, когда он все-таки был проведен и  из 413 фирм, подавших заявки на конкурс, министерство включило в перечень уполномоченных 282 аудиторские организации, ведомства  стали доводить до своих предприятий  особые списки рекомендуемых аудиторских  компаний.

В результате многие крупные  аудиторские компании решают, что  участвовать в борьбе за аудит  госпредприятий не имеет смысла, и  занимают выжидательную позицию. А  те компании, которые берутся обслуживать  ГУПы, вынуждены работать на уровне себестоимости, жалуясь не демпинг  мелких аудиторских фирм. Утешением  им служит шанс занять место на рынке  и надежда на улучшение платежеспособности госпредприятий в будущем. Благо  ГУПов много – из 14 тыс. госпредприятий минимум тысяча, по оценкам, будет  отвечать критериям обязательного  аудита.

Имеющиеся данные о деятельности крупнейших отечественных аудиторско-консалтинговых фирм свидетельствуют о неуклонном росте их доходов. При этом примерно половина доходов, как уже говорилось, приходится на собственно аудит, а остальная  часть – на консультации и другие аудиторские услуги. Однако только за первое полугодие 2000 года объем выручки 100 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) вырос по сравнению с  первым полугодием 1999 года очень скромно  – всего на 27,5%. Такой прирост  выручки, может быть сравним с  увеличением потребительских цен  за тот же период (они поднялись  примерно на 20%). Однако основные клиенты  аудиторов не граждане, а промышленные компании, а их цены выросли на 45%. Если же принять во внимание промышленный подъем, то окажется, что предприятия  в первом полугодии 2000 года увеличили  свою выручку более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года.

Информация о работе Возникновение и стадии развития российского аудита