Возобновляемые природные ресурсы мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

Россия - страна, богато наделенная самыми разнообразными природными ресурсами. По запасам многих из них России принадлежит первое место в мире. Зарубежные путешественники, ученые и дипломаты издавна восхищались сказочными богатствами российских недр. Главное богатство России - это щедрая природа: бескрайние леса, поля, моря. Это ее регионы, каждый из которых играет свою незаменимую роль в жизни страны, давая ей кто нефть и газ, кто машины и научные открытия

Содержание работы

Введение
1. Земельные ресурсы мира. Сельскохозяйственные угодья мировой экономики.
2. Биологические ресурсы мира(растительный и животный мир). Проблема сохранения растительности и популяции животных.
3. Использование и восстановление лесов мира.
4. Водные ресурсы мира.
5. Роль международного сотрудничества в сохранении природных ресурсов.
Заключение

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 43.07 Кб (Скачать файл)

Деревья, произрастающие в  лесах, признаются объектами права собственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей - с другой. Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собой самостоятельные объекты права собственности - древесину. Древесина, а также техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса, добытые при пользовании лесным фондом, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственное регулирование  эколого-правового режима лесопользования - это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных при-родных свойств лесов.

Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-правового  режима лесопользования являются Федеральная  служба лесного хозяйства СЗ РФ 1994 № 12 Ст 1390 и ее территориальные органы К ним относятся органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозы, национальные парки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов

В системе органов лесного  хозяйства имеется аппарат государственной  лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства

В Лесном Кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования лесных отношений Определена также компетенция органов местного самоуправления в этой сфере.

4 Водные ресурсы мира

Земля обладает колоссальным объемом воды около 1,5 млрд. куб. км. Однако 98% этого объема составляют соленые  воды Мирового океана, и только 28 млн. куб. км - пресные воды. Поскольку  уже известны технологии опреснения соленых морских вод, воды Мирового океана и соленых озер можно рассматривать  как потенциальные водные ресурсы, использование которых в будущем  вполне возможно. Ежегодно возобновляемые запасы пресных вод не столь велики, по разным оценкам они колеблются от 41 до 45тыс. куб. км (ресурсы полного речного стока). Мировое хозяйство расходует для своих нужд около 4-4,5 тыс. куб. км, что равно примерно 10% общего водозапаса, и, следовательно, при условии соблюдения принципов рационального водопользования эти ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые. Однако при нарушении этих принципов ситуация может резко обостриться, и даже в планетарном масштабе может ощущаться дефицит чистых пресных вод. А пока природная среда ежегодно "дарит" человечеству в 10 раз больше воды, чем ему нужно для удовлетворения самых разнообразных потребностей.

Экономическая оценка водных ресурсов. Водные ресурсы имеют исключительно важное хозяйственное значение. Они считаются неисчерпаемыми, но в своем размещении они испытывают прямое и косвенное воздействие других компонентов природного комплекса, вследствие этого они отличаются большой изменчивостью неравномерностью распределения.

Для водных ресурсов характерна сильная изменчивость режима во времени, начиная от суточных кончая вековыми колебаниями водообильности каждого источника. Сложное взаимодействие множества факторов придает колебаниям стока характер случайного процесса. Поэтому расчеты, относящиеся к водным ресурсам, неизбежно принимают вероятностный, статистический характер.

Использование воды для растворения  и транспортировки полезных веществ  или отходов, охлаждение тепловыделяющих  агрегатов или в качестве теплоносителя  ведет к качественным изменениям (загрязнение, нагрев) отходящих вод  и (при их сбросе) самих источников водоснабжения. При использовании  воды для орошения она лишь частично (и зачастую в измененном качественном состоянии) возвращается в местные  каналы стока, в основном в результате испарения с почвы уходит в  атмосферу, включаясь в наземную фазу круговорота в других, обычно весьма отдаленных, районах.

Водные ресурсы отличаются большой сложностью территориальных форм. Многие особенности водных ресурсов вытекают из своеобразия способов их использования. За редкими исключениями, вода не используется непосредственно для создания каких-либо материалов с преобразованием в другое вещество и безвозвратным изъятием из природного круговорота, как это происходит с минерально-сырьевыми или лесными ресурсами. Наоборот, в ходе использования водные ресурсы либо остаются в природных каналах стока (водный транспорт, гидроэнергетика, рыбное хозяйство и т.д.), либо возвращаются в круговорот воды (орошение, все виды хозяйственного и бытового водоснабжения). Поэтому принципиально использование водных ресурсов не ведет к их истощению.

Характерна возможность многоцелевого использования водных ресурсов, осуществляемого многими отраслями, предъявляющими специфические требования к их количеству и качеству. Поскольку в большинстве случаев одни и те же водные источники служат удовлетворению различных потребностей, в бассейнах рек складываются (стихийно или планомерно) определенные водохозяйственные сочетания (комплексы), включающие всех потребителей и пользователей данного бассейна.

Непосредственно с коммунальным и производственным водоснабжением связан сброс канализационных и  промышленных стоков. Их объем пропорционален масштабам водопотребления. В зависимости  от роли воды в технологическом процессе значительная часть приходится на загрязненные стоки. Это создает все обостряющуюся  по мере роста масштабов производства проблему качественного истощения  водных ресурсов. В этой проблеме можно  различать два аспекта: собственно качественный и количественный. В  экономическом аспекте это выражается либо в дополнительных затратах, которые  необходимы для обработки воды и  доведения ее до нужной кондиции другими  потребителями, либо в убытках, следующих  из невозможности использовать данный источник водных ресурсов вследствие его загрязнения.

Основной функцией оценки водных ресурсов становится покрытие текущих и даже будущих водохозяйственных  затрат. Проблемы учета региональных различий в уровне водообеспеченности, затратах на водоснабжение и эффективности использования водных ресурсов в определенной мере затрагиваются, но это делается лишь попутно без соответствующих расчетов или детального анализа.

5 Роль международного  сотрудничества в сохранении  природных ресурсов.

Широкое развитие в области  охраны природы получило международное  сотрудничество, зародившееся более 100 лет назад. В эпоху научно-технического прогресса в решении глобальных проблем охраны природы особенно важны совместные усилия и сотрудничество всех государств независимо от их общественного  строя. Равноправное и разностороннее международное сотрудничество особенно важно в решении долгосрочных программ охраны природы, таких как защита атмосферного воздуха и Мирового океана от загрязнения, регулирование использования рек, пересекающих границы, мигрирующих через государственные границы птиц, млекопитающих, рыб и др. Единство биосферы нашей планеты выдвигает много общемировых экологических проблем разного уровня, успешное решение которых возможно лишь при международном сотрудничестве. Существует две формы такого сотрудничества: межгосударственные соглашения и конвенции по вопросам охраны окружающей среды и национального использования природных ресурсов; участие в деятельности международных природоохранных организаций. Межгосударственные соглашения и конвенции чаще всего заключают между государствами, имеющими сходные физико-географические условия и общие границы. Иногда они носят глобальный характер и их заключают в рамках мирового сотрудничества.  
             Межгосударственные соглашения и международные конвенции используются для координации природоохранных усилий различных стран. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединяемые общностью интересов в сохранении природной среды региона и совместном использовании некоторых ресурсов.  
История международного природоохранного сотрудничества началась с заключения соглашения по регулированию пользования и сохранения ресурсов животного мира. В 1875 году Австро-Венгрия и Италия приняли Декларацию об охране птиц. В 1897 году Россия, Япония и США заключили соглашение о совместном использовании и охране морских котиков в Тихом океане. Первая международная конвенция была заключена некоторыми европейскими странами в 1902 году в Париже для охраны птиц, полезных в сельском хозяйстве. К сожалению, помимо указаний на охрану полезных насекомоядных птиц, в ней содержалась рекомендация уничтожать «вредных», т.е. хищных, рыбоядных, некоторых зерноядных птиц. В результате настойчивой критики она была пересмотрена. В 1950 году в Париже была подписана новая Конвенция по охране диких птиц, провозгласившая принцип защиты всех видов в природной среде обитания.  
            Традиционная область международных соглашений – рыболовство, добыча китов и других водных морских животных. Например, Конвенция о порядке регулирования рыболовства в Северном море была заключена еще в 1882 году. В этой сфере действуют сейчас около 70 договоров, в том числе Конвенция о регулировании рыболовства и охране живых ресурсов открытого моря (1958), разных акваторий Атлантики и Тихого океана, Черного моря, Дуная и т.п., по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики (1969), атлантических тунцов (1966) и котиков северной части Тихого океана(1957), по регулированию китобойного промысла (1949) и многие другие.  
          Международное сотрудничество играет весомую роль в изучении и разрешении некоторых глобальных проблем охраны природы.  
Организация объединенных наций (ООН) на своих сессиях и в специализированных комитетах неоднократно обсуждала проблему охраны природы. В 1962 году Генеральная Ассамблея ООН по предложению Монгольской Народной Республики приняла резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы», которая во многом определила политику ООН и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды на последующее десятилетие. Летом 1972 года в Стокгольме состоялась конференция ООН по вопросам окружающей человека среды. По решению этой конвенции с 1973 г. Начало действовать специализированное учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). Программа призвана осуществлять координацию и оказывать помощь в реализации усилий государств и различных международных организаций, направленных на решение важнейших проблем охраны окружающей среды и разумного использования природных ресурсов. Одно из достижений ЮНЕП – создание всемирной системы слежения (мониторинга) за состоянием и изменениями биосферы.   
               Принципы мирного существования государств с различными социальными системами становятся нормой в международных отношениях.  
Общеевропейское совещание в 1975 г. В Хельсинки, посвященное вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, зафиксировало принцип сотрудничества государств друг с другом, открывающие широкую возможность для совместного обсуждения и решения серьезных проблем, вставших сейчас перед всеми народами мира.  
Подписав «Хартию мирного сосуществования» главы тридцати трех европейских государств, а также США и Канады взяли на себя конкретные обязательства по широкому кругу вопросов, в том числе и по вопросам защиты природы и рационального использования ее ресурсов.  
Достигнуто международное соглашение о запрещении химического оружия. Одобрен Организацией Объединенных Наций Проект соглашения о запрещении воздействия на природную среду в военных и иных враждебных целях. Рассматриваются проекты соглашений о предотвращении разработки новых видов и систем оружия. Уже сделано и делается многое для решения некоторых частных вопросов ограничения гонки вооружений. Угроза мирового термоядерного  конфликта отодвинута.  
Решение основных проблем мира, разоружение, сосуществование и сотрудничество стран с различным социальным строем стали реально достижимыми целями. Именно это является той основой, без которой невозможны никакие проекты или акции глобального масштаба. Только создание такой основы открывает путь и к оптимизации отношений человека с природой, и к выравниванию степени развития и благосостояния различных народов мира, и к решению любых других глобальных проблем современности. 

Заключение

Раньше всего сотрудничество в области взаимодействия общества и природы началось между социалистическими  странами в рамках Совета экономической  взаимопомощи. С этой целью был  организован специальный Совет  по вопросам охраны и улучшения окружающей среды, в составе которого созданы  многочисленные группы по различным  проблемам.  
Общий для стран СЭВ план исследовательских работ включал в себя все аспекты охраны природной среды. Более ста конструкторских работ было посвящено разработке новых технологических процессов – полностью «чистых» или значительно уменьшающих загрязнение природной среды по сравнению с ныне употребляющимися в производстве; около половины этих работ завершились подготовкой технических заданий на проектирование, а в 30 случаях были подготовлены комплекты проектной документации. Большое внимание уделялось разработке и уточнению нормативов и стандартов, как для способов контроля, так и для оценки состояния окружающей среды 
По проблеме генетических аспектов охраны окружающей среды была разработана чрезвычайно важная методика выявления действия некоторых загрязняющих веществ на организм человека путем перерасчета их действия на подопытных животных, обоснована и унифицирована – между странами СЭВ – методика расчета допустимых среднесуточных концентраций загрязняющих веществ, изучены реакции человеческого организма на присутствие малых концентраций примесей промышленного происхождения .  
           Среди исследований, посвященных защите атмосферы, можно отметить метод расчета концентраций примесей в воздухе, выбрасываемых одновременно многими источниками при различных метеорологических условиях. Достигнуты результаты в решении очень важной задачи – разработки методов экономической оценки эффекта воздействия человеческой деятельности на природу. Оценка ущерба, причиняемого загрязнениями, вместе с учетом стоимости очистных сооружений или введения новых, сокращающих загрязнения технологических процессов имеет очень серьезное значение для перспективного планирования развития народного хозяйства.  
               Для координации действий была организована совместная советско-американская комиссия, направляющая деятельность многих рабочих групп, состоящих из ученых и специалистов, представляющих различные отрасли производства и научные дисциплины. Значительное внимание уделялось охране и восстановлению различных видов диких животных. Так, в США в 1974 году было окольцовано более 1000 белых гусей, которые мигрировали между о. Врангеля и Калифорнией. В США были проведены совместные экспедиции с целью изучения экологии, физиологии и морфологии морских млекопитающих: тюленей, моржей, китов, дельфинов.  
Также активно развивалось советско-английское сотрудничество. В 1975 году в Великобритании побывала группа советских гидробиологов, а в 1976 году состоялся совместный семинар в г. Валдае. Темой его была разработка научных основ контроля качества поверхностных вод по гидробиологическим показателям. Конечной целью этой темы является создание общеевропейской системы оценки качества воды по гидробиологическим показателям. Английские эксперты были ознакомлены с организацией и практической работой соответствующей службы в Советском Союзе и приняли участие в отборе и анализе проб, взятых с борта научных судов на Днепре, Десне и Волге.  

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Гладкий Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник. М.: Гардарика, 1999.

2.Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.

3.Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Учебник. М.: Московский лицей, 2002.

4.Атлас географический справочный. М.: ГУГК, 1983.

5.Размещение производительных сил и региональная экономика / Под ред. Н.П. Конылова, В.В. Кистапова. М.: Экономика, 1994.

6.Шишов С.С. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.Г. Морозовой. М., 1998.

7.Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. Основы экологии и рационального природопользования.


Информация о работе Возобновляемые природные ресурсы мира