Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:15, доклад

Описание работы

Всемирная торговая организация (ВТО— международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Файлы: 1 файл

рпс реферат.docx

— 45.49 Кб (Скачать файл)

Всемиирная  торгоовая  организация (ВТО— международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

ВТО отвечает за внедрение новых деталей, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. 

Государственная Дума 10 июля приняла решение о ратификации протокола о вступлении России в ВТО. Конституционный суд РФ ратифицировал протокол о присоединении России к ВТО и признал его не противоречащим основному закону страны.

Вступление России в ВТО стало свершившимся историческим фактом. Россия становится полноправным членом ВТО, что, так или иначе, скажется на всех секторах отечественной экономики. Неудивительно, что у этого дипломатического решения на всех этапах его принятия было предостаточно противников.

Идея о вступлении России в ВТО с самого первого дня подвергалась резкой критике со стороны сообщества промышленников и предпринимателей. Руководители предприятий, работающих практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, били тревогу и требовали пересмотра условий, на которых Россия вступает во Всемирную торговую организацию. Против вступления России в ВТО выступили также 20% от общего числа депутатов Госдумы (то есть пятая часть всех парламентариев – весьма немало).

Однако ни отечественные дипломаты, ни руководство страны не прислушалось к мнению крупного бизнеса и оппозиционеров. Протоколы о присоединении России к ВТО были подписаны. И подписаны на тех самых условиях, против которых протестовали предприниматели и политики.

Несмотря на общественный протест, Конституционный суд признал протоколы, подписанные российскими дипломатами, законными.

Чем рискует отечественная экономика?

Вместе с тем, до сих пор отсутствует четкий и однозначный ответ на вопрос, какой позитивный социально-экономический эффект получит Россия от нового статуса.

Но если пользу данного политического шага оценить трудно, то связанные с ним риски – как экономического, так и социального характера – учесть и подсчитать просто необходимо! А выполнение Россией ряда обязательств, связанных со вступлением в ВТО, действительно сопряжено с серьезными рисками и возможностью потерь для различных секторов отечественной экономики.

Глава Минэкономразвития Андрей БЕЛОУСОВ публично признал, что в результате присоединения РФ к ВТО прогнозируемые убытки в 2013 году могут составить 188 млрд рублей, а в 2014 году – 257 млрд рублей. Вместе с тем ожидается, что реальные бюджетные потери будут меньше, поскольку вырастут объемы торговли, а следовательно, и налогооблагаемой базы. Кроме того, Белоусов отметил, что вступление в ВТО даст России такие преимущества, как установление четких правил внешней торговли и стабильности. По оценке Всемирного банка, вступление РФ в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, через десять лет – порядка 11 процентов, или – около 162 миллиардов долларов. Также станет возможным привлечение прямых иностранных инвестиций.

Кроме того, будут устранены барьеры для экспорта и снижены пошлины на импорт. По оценке Минэкономразвития, только эти факторы позволят создать в стране до 40 тысяч рабочих мест. Ожидается, что возможные убытки переходного периода покроются выросшими объемами продукции. Однако это устранение международных барьеров, снижение импортных ставок приведет к обострению конкуренции с иностранными производителями и осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ. Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ, с одной стороны, и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов, с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех его доходов. Масштаб последствий поистине огромен.

Вместе с тем Россия примет на себя все обязательства по ВТО. Многие эксперты опасаются, что это окажет весьма своеобразное и негативное влияние на суверенитет страны. Ведь членство в ВТО потребует от России подчинения некоему наднациональному арбитражу, что не может не настораживать любого разумного человека.

Мало того, что на внутренний российский рынок хлынут зарубежные товары, так еще и внутренние государственные вопросы будут решаться иностранными судьями.

Регионам придется «затянуть пояса потуже»

Как сложится экономическая ситуация в различных регионах страны после вступления в ВТО, как будет выглядеть динамика развития ведущих отраслей и региональных предприятий, в какую сторону изменится инвестиционная привлекательность субъектов РФ – на эти вопросы искали ответы независимые аналитики wto-inform.ru. На основе оценки актуального состояния экономики регионов ими сделан прогноз развития регионов до 2020 года, исходя из того, что государство будет полностью следовать взятым на себя обязательствам в рамках ВТО и ограничит поддержку национальных производителей в той степени, как было обозначено в соглашении. В прогнозе «ВТО-Информ» отражаются как прямые экономические потери (сокращение объемов производства из-за открытия границ для импортной продукции), так и косвенные, которые возникнут из-за приостановки реализации запланированных инвестиционных проектов.

Исследование сфокусировано именно на регионах России, ведь, по закону, перед ратификацией международного соглашения условия договора должны были быть согласованы с субъектами РФ. Специалистами «ВТО-Информ» подсчитаны не только потери каждого из регионов, но и совокупные потери российской экономики – они составят аж 26 трлн рублей. Но какая-либо «средняя температура по больнице» отсутствует – различные регионы по-разному переживут вступление России в ВТО.

Например, для Москвы негативные последствия от вступления в ВТО составят 13,2% от выпуска 2020 г. после вступления в ВТО, в том числе прямые потери роста – 2,5% и упущенные возможности роста – 10,7%. В свою очередь это приведет к сокращению 109–218 тысяч рабочих мест. Основные предприятия Москвы, по итогам 2010 года, квалифицирующиеся на производстве медицинского оборудования, ядерного топлива, а также предприятия машиностроения и пищевой промышленности, скорее всего, ощутят снижение выручки после вступления в ВТО.

Совокупный негативный эффект от вступления России в ВТО для Москвы составит 468,8–423,9 млрд рублей, в т.ч. по значимым отраслям – 136,12–135,43 млрд рублей: в пищевой промышленности – 84,17–80,43 млрд руб. (30,1–30,4% выпуска), в производстве мяса и мясопродуктов – 30,22–32,13 млрд руб. (45,6–52,1% выпуска), в производстве растительных и животных масел и жиров – 7,07–8,57 млрд руб. (79,5–134,9% выпуска), в производстве молочных продуктов – 5,4–5,47 млрд руб. (16,9–18% выпуска), в производстве пива – 4,37–2,18 млрд руб. (25–12,6% выпуска), в производстве напитков – 11,56–12,53 млрд руб. (75–94,3% выпуска), прочие производства (фарм. производство и производство прочих неметаллических минеральных продуктов) – 51,95–55 млрд руб. (14,2–15% выпуска), в фармацевтической продукции – 17,68–17,83 млрд руб. (66,7–67,3% выпуска), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов – 10,67–9,89 млрд руб. (9,9–9,2% выпуска).

Потери других регионов также посчитаны. Например, Ставропольский край может потерять до 84,8 млрд руб. к 2020 году, сокращение рабочих мест составит 71–142 тыс.

А вот прогнозируемые потери Челябинской области от вступления России во Всемирную торговую организацию ожидаются на порядок меньше, чем в других регионах. К 2020 году от вступления России в ВТО Челябинская область может потерять до 100 миллионов рублей. Потери могли бы быть в сотни раз больше, если бы не специализация области на металлургической отрасли, которая практически полностью компенсирует потери по остальным отраслям. Количество рабочих мест на Южном Урале может уменьшиться на 50–117 тысяч.

В Свердловской области в целом негативные последствия от вступления в ВТО составляют 11,4% от выпуска 2020 года после вступления в ВТО, в том числе прямые потери роста – 3,2% и упущенные возможности роста – 8,2%. Это приведет к сокращению 81–162 тысяч рабочих мест.

Негативное влияние ВТО на металлургическое производство, добычу полезных ископаемых минимально в связи с низкой долей импорта, экспортной ориентацией и значительным объемом инвестиций в развитие и модернизацию производства за последние 5 лет. Но даже несмотря на это, можно определенно ожидать некоторого снижения объемов производства (до 10–15%) вследствие сокращения объема промышленного производства в целом по стране.

Совокупный негативный эффект составил 163,1–159,2 млрд руб., в т.ч. по значимым отраслям – 104,71–112,73 млрд рублей:

Машиностроение – 84,86–93,64 млрд руб. (76,8–91,7%).

Тяжелое и энергетическое машиностроение – 40,77–40,73 млрд руб. (100,7–100,6%).

Производство готовых металлических изделий – 20,36-29,13 млрд руб. (83,9–234,1%).

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 13,92-13,63 млрд руб. (45,8–41,7%).

Прочее машиностроение – 9,6–10,08 млрд руб. (62,9–61,2%).

Прочие производства (фарм. производство и производство прочих неметаллических минеральных продуктов) – 19,85–19,09 млрд руб. (11,6–11,2%).

Фармацевтическая продукция – 3,14–2,73 млрд руб. (66,7–57,8%).

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 5,65–3,05 млрд руб. (9,9–5,4%).

Итак, как следует из представленной статистики, очевидно, что потери, которые понесет отечественная экономика после вступления России в ВТО, – непомерно велики, а государство в данном случае не продемонстрировало последовательной политики по защите отечественного производителя.

Какие социальные и экономические последствия от вступления России в ВТО – позитивные или негативные – перевесят в итоге – пока неизвестно. Ясно одно: отечественным предпринимателям теперь придется быть готовыми к серьезной конкуренции. Не всем удастся пережить кризисный «переходный» период. Но, в конечном итоге, потери, понесенные экономикой, возможно, компенсируются ростом ВВП.

Время покажет. 

 

МНЕНИЕ

Депутат Госдумы, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир ГУТЕНЕВ:

– Если мы задумываемся о модернизации российской экономики, нам необходимо присоединиться к данному договору. Те сложности, которые, несомненно, есть, должны быть парированы целым набором комплексных мер. Здесь важна поддержка государства с точки зрения госзакупок – и все возможности для этого есть, здесь чрезвычайно важно внимательно относиться к курсу рубля и не допускать его укрепления – это тоже достаточно существенная поддержка отечественного производителя. Кроме того, важна инфраструктурная поддержка. Нашим соперникам за рубежом не приходится платить большие суммы за каждый киловатт-час присоединенной электроэнергии на строительство инфраструктуры, такой, как дороги, линии электропередач, решение вопросов энергопотребления. Поэтому я уверен, что те большие ресурсы, которые государство направляет, в том числе, и на техническое перевооружение предприятий, а только по оборонно-промышленному комплексу – более трех триллионов рублей, вполне способны существенно изменить конкурентоспособность, в том числе и машиностроения. 

От того, насколько эффективно мы сможем использовать преференции и парировать угрозы, и будет зависеть наш успех. Мы продолжим ту работу, которая направлена на защиту отечественного производителя.

МНЕНИЕ

Директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил ДЕЛЯГИН:

– Никого не волнует мнение народа в условиях суверенной демократии. Если вам что-то не нравится – это ваши трудности; если вас ограбили – это ваши личные проблемы, государства это не касается. Вступление России в ВТО нужно глобальному бизнесу, а наш правящий класс, правящая «тусовка», как раз и является обслугой глобального бизнеса. В первую очередь это относится к либеральным фундаменталистам, но и силовики, которые их ненавидят (их недобросовестная часть), хранят деньги на Западе в тех же банках, что и либералы. И у них тоже есть домики в Париже. Они скованы общими интересами и просто не могут сердить своих хозяев.

Немодернизированная часть промышленности фактически обречена, молочная промышленность будет иметь очень большие проблемы, производители грузовиков и сельхозтехники будут нести серьезные убытки. Да, кому-то какую-то копеечку будет компенсировать государство. Надо сказать, что негативные последствия наступят не сразу, а будут растянуты по времени, но они будут, и от них в условиях нынешнего состояния экономики никуда не деться.

МНЕНИЕ

Президент Института национальной стратегии, кандидат философских наук Михаил РЕМИЗОВ:

– Вступление в ВТО можно считать решением вредным, но уже принятым, фактически состоявшимся. Вредным, потому что у нас недостаточно мотивов для того, чтобы жертвовать позициями на внутреннем рынке.

Нам надо пройти фазу импортозамещения, которую мы не прошли. Это – один из важных начальных этапов модернизации экономики. Проходить его лучше вне условий ВТО, но если мы там оказываемся в ближайшее время, то необходимо разрабатывать пакет мер нетарифной поддержки отечественного производства. Это и налоговый режим, и повышение доступности инфраструктуры. Например, никто не мешает для обеспечения конкурентоспособности отечественного производства гарантировать льготное или бесплатное подключение к электросетям. А у нас это сейчас чревато огромными издержками: организационными, финансовыми и иными. Поэтому существуют такие меры, которые совместимы с участием во Всемирной торговой организации. Проблема в том, что у нас эти меры не применяются. Этот инструментарий нашим государством, нашим бизнесом пока не освоен. Безусловно, его нужно было осваивать задолго до того, как мы вышли на финишную прямую на переговорах с ВТО.

Информация о работе Всемирная торговая организация