По сути, при вступлении
в ВТО возникает ситуация дефицита инструментов
промышленной политики, потому что наиболее
простые инструменты – внешнеторговые
пошлины или субсидии – будут блокированы,
а более сложные методы еще не созданы
и не отработаны. Это – колоссальное упущение
государственного аппарата, и вообще является
скандальным тот факт, что широкие общественные
дискуссии с участием профильных бизнес-ассоциаций
входят в рабочий режим взаимодействия
с государством только сейчас. Всем этим
надо было заниматься на протяжении тех
лет переговоров, которые у нас были.
Что касается сельского
хозяйства, то это отрасль, которая будет
одной из самых пострадавших от вступления
в ВТО. Это крайне печально: ведь есть такое
понятие, как «продовольственная безопасность»,
которое никто не отменял. Кроме того,
эта отрасль последнее время стала подрастать,
хотя и была относительно слабой по мировым
меркам, но с потенциалом роста. Мне очень
обидно, что этот потенциал роста может
быть уничтожен. Вероятность сокращения
этого потенциала, к сожалению, довольно
серьезная. Это связано не только с подавляющей
ценовой конкурентоспособностью иностранных
транснациональных производителей, но
и с некоторыми специальными условиями
присоединения к ВТО.
Например, одним из
специальных (т. е. не входящих в базовый
пакет членства в ВТО) условий нашего присоединения
стал подписанный с американцами протокол
о доступе на российский рынок товаров
на основе генномодифицированных организмов
(ГМО). Это, по сути, чревато подавлением
конкурентоспособности отечественного
сельского хозяйства, потому что крупные
ТНК, которые работают на основе технологий
ГМО, обладают подавляющей ценовой конкурентоспособностью.
Если снять ограничения на их продукцию,
то они могут полностью «брать» российский
рынок. Население у нас в основном бедное,
и борьба развернется в недорогих ценовых
сегментах рынка.
Одна из мер, которые
необходимо обсуждать, – это как аннулировать
действия этого протокола с американцами.
На мой взгляд, другие меры могут просто
не иметь никакого смысла, если вал ГМО-продукции
пойдет на российский рынок. В принципе,
оставаясь в рамках ВТО, единственный
путь это скорректировать заключается
в том, чтобы присоединиться к Картахенскому
протоколу по биобезопасности. Он вводит
массу ограничений на оборот ГМО. Он не
подписана Канадой, США, Австралией, т.
е. основными производителями ГМО, и Россия
в этом протоколе не участвует. А вот ряд
других стран Европы подписали этот документ,
и в результате производителям ГМО надо
пройти множество согласований с еврокомиссией,
и только потом они будут допущены на рынок.
Потери, которые понесет отечественная
экономика после вступления России в ВТО
– непомерно велики, а государство в данном
случае не продемонстрировало последовательной
политики по защите отечественного производителя.
По мнению Главы Минэкономразвития
Андрея Белоусова, в результате присоединения
РФ к ВТО убытки в 2013 году могут составить
188 млрд рублей, а в 2014 году – 257 млрд рублей.
Однако реальные бюджетные потери будут
меньше вследствие роста торговли, а значит,
и налогооблагаемой базы, и вследствие
роста собираемости пошлин, которая прямо
связана с их уровнем.
При вступлении в ВТО возникает
ситуация дефицита инструментов промышленной
политики, потому что наиболее простые
инструменты – внешнеторговые пошлины
или субсидии – будут блокированы, а более
сложные методы еще не созданы и не отработаны.
Это – колоссальное упущение государственного
аппарата.
Необходимо публично обсуждать
– как аннулировать действия протокола
с американцами о доступе на российский
рынок товаров на основе генномодифицированных
организмов (ГМО). Население у нас в основном
бедное, и борьба развернется в недорогих
ценовых сегментах рынка.
ПОСЛЕДСТВИЯ
ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Уничтожение или резкое
сокращение производства в следующих
отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.
40%-ное сокращение рабочих мест в стране и резкий рост
безработицы в таких регионах, как
Пермская, Оренбургская, Кемеровская,
Московская, Свердловская, Воронежская,
Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская,
Тюменская, Иркутская области, Алтайский,
Краснодарский, Красноярский, Приморский,
Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО,
Удмуртская республика, Республика Татарстан,
Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Пермская,
Костромская, Курская, Московская, Тульская,
Владимирская, Волгоградская, Самарская
область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.
Уничтожение 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.
Потеря Россией суверенитета и запрет промышленной
политики. Меморандум ВТО от 19
марта 2001 постановляет, что национальные
законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает
их «более обременительными, чем необходимо».
Комиссия ВТО по урегулированию споров
обладает правом вето на решения любого
парламента или любого правительственного органа любой страны.
Именно она решает, является ли тот или
иной закон или правило «более обременительными,
чем необходимо». Посредством суда
ВТО может заставить национальные правительства
отменить федеральные и региональные
правила и законы, касающиеся,
в частности, защиты окружающей
среды и социальных стандартов.Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено. Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО
стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше
законов ООН (экологических, трудовых
прав МОТ ООН и т.д.). Почему же ВТО не является
частью ООН?
Потеря продовольственной
безопасности. Россия станет еще более
зависимой от импорта продовольствия.
Без повышения импортных пошлин вытеснить
импорт с отечественного рынка будет практический
невозможно.
Поглощение или уничтожение
отечественных финансовых институтов. Банковский и страховой сектор
не выдержат конкуренции.
Значительное увеличение
оттока капитала и отсутствие дополнительных
прямых инвестиций в Россию, поскольку
только совершенно безрассудный бизнесмен
будет вкладывать средства в создание
производств в стране, в которой из-за
неустранимых природных особенностей
невозможно создавать конкурентоспособную
продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных абсолютно
любой продукт труда значительно дороже
по затратам на его производство и доставку
к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен
по соотношению цены к затратам. Исключение
составляют только те товары, которые
могут быть произведены только в России.
Экономически более выгодно и вольготно
жить, производить необходимые товары
и торговать ими там, где климат лучше
и где есть самое дешёвое, т.е. речное, а
в дальнейшем при развитии мореходства
ещё более выгодное морское сообщение.
Та же Центральная Россия не может конкурировать
без помощи со стороны государства с сельхозпроизводителями
Восточной Европы. Пока мы еще держимся
за счет импортных ограничений; если их
убрать, то дешевый импорт просто оккупирует
весь наш рынок. Чтобы соревноваться
с китайцами по нормам ВТО, нашим работникам
придется трудиться без зарплат (буквально
за похлебку), отказавшись от пенсионного
обеспечения и всякого «социального пакета»,
отказывая себе буквально во всем. К примеру,
в Китае и Индии $40 – хорошая зарплата,
а $200 может получать руководитель предприятия.
Увеличение оттока
квалифицированной рабочей силы, поскольку в России будет невыгодно
создавать не только высокотехнологические
производства, но и производства вообще.
Увеличение тарифов
на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым и поставит на грань разорения большинство промышленных предприятий. ВТО – это цена на энергоресурсы, как в Европе. Это бензин, как в Финляндии, это газ, как в Париже, это цена на электричество, как в Берлине. А зарплата – как в Воронеже.
Отмена льгот по НДС для отдельных категорий продукции
и понижению конкурентоспособности многих
товаров.
Резкое снижению платежеспособного (очень невысокого по западным меркам) спроса на отечественные и импортные товары среди населения России.
Утрата энергополитического суверенитета России.
Невозможность модернизации промышленности и консервация сырьевой модели экономики:
к нам повезут товары, а не технологии.
Нарастающая фрагментация
и регионализация страны.
Деградация социальной
сферы, а именно к нерентабельности детских садов, ясель, школ, больниц и домов престарелых, и к их неминуемому закрытию «эффективными менеджерами».
Нанесение ущерба
информационной и национальной безопасности
России, поскольку не была проведена серьезная инвентаризация российского регулирования оказания юридических услуг и услуг патентных поверенных.
Ущерб налоговой и
валютной политики государства, так как, благодаря новым обязательствам России перед ВТО, создаются все условия для того, чтобы налоги платились не в России, а в иностранных государствах.
Ослабление экологического
законодательства, так как ВТО не признает
международные договоры по защите окружающей среды. Право ВТО ставится
выше экологического законодательства,
а нарушение международных
соглашений по защите природы
не карается санкциями. Это приводит к
тому, что международные соглашения по защите
окружающей среды не имеют
фактической силы.
Ослабление защиты
потребителей от воздействия генномодифицированных и злокачественных продуктов, поскольку правила ВТО не позволяют запретить их ввоз,
а те государства, которые все же
его запрещают, платят большие
штрафы.
ВТО — ЭТО
НЕ ПРОСТО КАКАЯ-ТО НАДНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА,
А ГЛОБАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
ЦИФРЫ ПОТЕРЬ
По данным Всемирного банка выгода зарубежных
игроков в 10 раз будет больше, чем отечественных. Эксперты Всемирного банка утверждают, что «прямые иностранные инвестиции, вероятно, могут повлечь спад производства в компаниях, находящихся в собственности россиян».
Расчеты Института народно-хозяйственного
прогнозирования РАН подтверждают, что
от вступления в ВТО Россия будет терять
1% ВВП, или 7,2 млрд. долл. в год.
Ученые Российской академии
сельскохозяйственных наук подсчитали,
что после вступления в ВТО только российский
Агропром будет терять 4 млрд. долл. ежегодно.
По данным, опубликованным в
журнале «Эксперт», Россия, вступая в ВТО,
отдаст иностранцам вчетверо больший
объём рынков, чем получит шанс отвоевать
у них; в годовом выражении — 90 миллиардов
долларов против 23, т.е. на один предполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления
в ВТО придется вчетверо больше потерь
нашей экономики.
По словам вице-президента Российской
академии сельскохозяйственных наук Ивана Ушачева, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в мировом экспорте еды до 1 процента и увеличению импорта на 2,3 процента. Это значит, что Россия будет покупать больше, чем продавать, на 7,3 миллиарда долларов.
По подсчетам некоторых аналитиков
скоропалительное вступление в ВТО принесет
России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых
предприятий
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО ДРУГИХ СТРАН
Бедность в странах,
которые вошли в ВТО, выросла. Доля развивающихся
стран в мировой торговле — несмотря на
обещания перед вхождением в ВТО — не
только не выросла, но в некоторых случаях
и упала.
Известный западный
экономист Фридрих Лист установил следующий
закон: «Повсеместное и тотальное установление
принципа свободной торговли, максимальное
снижение пошлин и способствование предельной
рыночной либерализациина практике усиливает
то общество, которое давно и успешно идет
по рыночному пути, но при этом ослабляет,
экономически и политически подрывает
то общество, которое имело иную хозяйственную
историю и вступает в рыночные отношения
с другими более развитыми странами тогда,
когда внутренний рынок находится еще
в зачаточном состоянии».