Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Переход к рынку, коренные преобразования в экономике обусловили создание новой отрасли научных знаний — аудита.
Аудит определяется как проверка и подтверждение правильности ведения счетов предприятия, проводимая квалифицированными специалистами. Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в РФ (их краткое содержание)……………………………………………………………..4
Заключение……………………………………………………………………....27
2.Задача…………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………. ..33

Файлы: 1 файл

Основы аудита.docx

— 68.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

1.Законодательные и нормативные  акты по регулированию аудита  в РФ (их краткое содержание)……………………………………………………………..4

Заключение……………………………………………………………………....27

2.Задача…………………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………. ..33

 

Введение

 

Переход к рынку, коренные преобразования в экономике обусловили создание новой отрасли научных знаний — аудита.

Аудит определяется как проверка и подтверждение правильности ведения счетов предприятия, проводимая квалифицированными специалистами. Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации  со стороны ее составителей  в случае конфликта между ними  и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принимаемых  решений (а они могут быть весьма  значительными) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний  для проверки информации;

4) отсутствие у пользователей  информации доступа к ней для  оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Целью данной работы является изучение законодательного и нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Основными источниками информации при написании работы послужили Федеральные законы, Постановления, Указы и иные нормативные акты по аудиторской деятельности в РФ, а также учебники и учебные пособия по аудиторской деятельности. 
1  Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в Российской Федерации

 

В России принята концепция государственного регулирования аудиторской деятельности, законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций.

В системе правового регулирования аудита в России, можно выделить шесть уровней.

Первый уровень правового регулирования представлен не только законами, полностью посвященными аудиту (например, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), но и законами, касающимися аудита лишь в какой-то своей части - Законы "Об акционерных обществах", "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". К ним еще можно отнести нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" обозначил правовое пространство аудита и значительно расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, при этом он четко закрепил функции уполномоченного государственного органа регулирования аудиторской деятельности за Минфином России. Нормы Федерального закона "Об аудиторской деятельности" имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита. Принято считать, что правовое становление аудита в РФ состоялось с введением данного Закона.

Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменовало новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение Закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей Минфина России, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов - практиков.

Закон представлял собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете", Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"  и др.

В Законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон № 307-ФЗ). В течение переходного периода (2009 - 2010 гг.) также действовали отдельные нормы Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Согласно статье 2 Закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Закон содержит 26 статей, согласно п. 3 ст. 1 Закона № 307-ФЗ Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Некоторые источники к первому уровню регулирования аудита относят еще и указы Президента РФ. Не подвергается сомнению то, что указы Президента РФ могут регулировать отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, но при этом они не должны противоречить федеральным законам. Указы могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80 Конституции РФ), в том числе и по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда эти вопросы в соответствии с законодательством могут быть урегулированы только законом. Данный инструмент правового регулирования аудита не имеет аналога в странах с развитой рыночной экономикой, но с учетом "особенностей российской экономики" он может участвовать в регулировании аудита в ограниченном варианте. Указы Президента РФ имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам, и, следовательно, их можно отнести ко второму уровню нормативно-правового регулирования.

Документы второго уровня нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности кроме указов Президента РФ представлены постановлениями Правительства РФ. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности, так как согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ оно обязано обеспечивать проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативно-правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу. В качестве примеров документов данного уровня правового регулирования можно привести Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.12.2010 № 1192.), от 30.11.2005 № 706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.12.2009 № 1026) и иные постановления, касающиеся особенностей проведения аудита отдельных хозяйствующих субъектов.

Третий уровень представляют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые Минфином России. Они устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

До утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных Законом № 307-ФЗ, обязательными являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу Закона № 307-ФЗ, т.е. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Кроме того, при осуществлении аудиторской деятельности применяются правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией при Президенте РФ по аудиторской деятельности (с учетом решения Совета по аудиторской деятельности при Минфине России от 25 сентября 2008 г.).

Согласно ст. 7 Закону № 307-ФЗ Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

 1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

 2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

 3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

 1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

 2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

 3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

 4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Если первые четыре уровня относятся к государственному регулированию аудиторской деятельности, то пятый и шестой уровни - к саморегулированию (негосударственному регулированию).

На пятом уровне находятся нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений. Они издаются объединениями в пределах своей компетенции и представлены Кодексом профессиональной этики, а также внутренними стандартами.

К шестому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами внутренние правила (стандарты) и методики. Данные документы детализируют, расшифровывают и уточняют положения, сформулированные в документах других уровней, и содержат подробное изложение вопросов, которые для вышестоящих уровней регулирования являются незначительными. Кроме того, посредством внутренних стандартов и методик в аудиторской организации должна быть внедрена система контроля качества аудита. Процесс ее разработки представляет собой научно-исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для проведения аудита и оказания аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне. Создание системы внутреннего контроля в аудиторской организации посредством разработки внутренних стандартов и методик положительно сказывается на качестве оказываемых услуг. Данному источнику нормативного регулирования уделяется мало внимания как со стороны саморегулируемых объединений и государства, так и самими аудиторами. Приоритетной задачей аудиторских организаций стран с развитой рыночной экономикой является разработка внутренних стандартов. Примечательно, что это происходит не только в странах с концепцией саморегулирования аудита.

Важным является то, что документы, относящиеся к первым четырем уровням, составляют базу нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Аудиторские объединения и организации, внедрив в практическую деятельность внутренние стандарты, разработанные на основе этой базы, значительно могут повысить качество аудиторской деятельности в РФ. Кроме того, наличие внутренних стандартов у аудиторских организаций является залогом их выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

 

№ правила (стандарта)

Правило (стандарт) аудиторской деятельности

Документ, утвердивший правило (стандарт)

Краткое содержание

Федеральные стандарты аудиторской деятельности, предусмотренные Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

 

ФСАД 1/2010

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности

Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н

Данный стандарт определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой)

ФСАД 2/2010

Модифицированное мнение в аудиторском заключении

Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н

Данный стандарт устанавливает требования к форме и содержанию аудиторского заключения, содержащего модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (далее - модифицированное мнение), а также порядку формирования модифицированного мнения.

Модифицированное мнение может быть выражено аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (далее именуются "аудитор") в следующих формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.

ФСАД 3/2010

Дополнительная информация в аудиторском заключении

Приказ Минфина России от 20.05.2010 N 46н

данный стандарт устанавливает требования к форме и содержанию дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор могут включить в аудиторское заключение дополнительную информацию с тем, чтобы привлечь внимание пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности к:

а) отраженному в бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) обстоятельству, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями;

б) не отраженному в бухгалтерской отчетности обстоятельству, которое может способствовать пониманию пользователями бухгалтерской отчетности аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения.

ФСАД 4/2010

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля

Приказ Минфина России от 24.02.2010 N 16н

Данный стандарт устанавливает принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля.

Стандарт применяется при осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских организаций (далее - уполномоченный орган), внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

Для целей настоящего федерального стандарта аудиторской деятельности саморегулируемые организации аудиторов и уполномоченный орган именуются субъектами внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

ФСАД 5/2010

Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

Приказ Минфина России от 17.08.2010 N 90н

Данный стандарт определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора (далее - аудитор) по рассмотрению в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) действий, совершенных обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства, работников аудируемого лица и (или) иными лицами для извлечения незаконных выгод (далее - недобросовестные действия).

Аудитор рассматривает в ходе аудита недобросовестные действия, которые явились причиной существенных искажений бухгалтерской отчетности, а именно: искажений, возникших в результате недобросовестного составления бухгалтерской отчетности, и искажений, возникших в результате присвоения активов. Основными факторами риска недобросовестных действий, принимаемыми аудитором во внимание при рассмотрении недобросовестных действий (далее - факторы риска), являются: мотивирующие факторы; давление совершить недобросовестное действие; осознанная возможность предпринять недобросовестное действие и способность завуалировать его, находя ему логическое обоснование.

ФСАД 6/2010

Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

Приказ Минфина России от 17.08.2010 N 90н

Данный стандарт определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора (далее - аудитор) по рассмотрению в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов и выявлению при этом существенных искажений указанной отчетности, вызванных преднамеренными (непреднамеренными) действиями (бездействием) аудируемого лица, противоречащими требованиям нормативных правовых актов (далее - несоблюдение аудируемым лицом требований нормативных правовых актов).

ФСАД 7/2011

Аудиторские доказательства

Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н

Данный стандарт определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора (далее - аудитор) по выбору и выполнению аудиторских процедур получения информации, которая подтверждает или не подтверждает предпосылки составления бухгалтерской отчетности и исходя из которой аудитор делает выводы, лежащие в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (аудиторские доказательства). В отдельных случаях аудиторским доказательством может являться отсутствие информации, выражением чего может быть, например, отказ руководства аудируемого лица предоставить запрашиваемое аудитором разъяснение.

ФСАД 8/2011

Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам

Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н

Данный стандарт определяет требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудита отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления.

Применяется при проведении аудита следующей отчетности, составленной по специальным правилам:

а) отчетности, составленной по правилам налогового учета;

б) отчетности, отражающей доходы и расходы с использованием кассового метода (для представления кредиторам);

в) отчетности, содержащей финансовую информацию, формируемую по правилам, установленным соответствующими уполномоченными органами (для подтверждения соблюдения таких правил);

г) отчетности, составленной по специальным правилам, обусловленным требованиями договора (например, кредитного договора, условиями облигационного займа или гранта);

д) другой аналогичной отчетности, предназначенной для удовлетворения информационных потребностей определенных групп пользователей.

ФСАД 9/2011

Особенности аудита отдельной части отчетности

Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н

Данный стандарт определяет требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудита отдельной части бухгалтерской (финансовой) отчетности или отчетности, составленной по специальным правилам .

Применяется при проведении аудита следующих отдельных частей отчетности, включая соответствующие пояснения и раскрытие наиболее важных способов составления ее:

а) отдельного отчета, входящего в состав отчетности;

б) отдельной статьи отчета, входящей в состав отчетности;

в) отдельного счета или его элемента, отраженного в отчете, входящем в состав отчетности. Например, дебиторская задолженность, резерв сомнительных долгов, запасы, стоимость нематериальных активов, перечень активов, находящихся во внешнем управлении, и получаемый в связи с этим доход, перечень арендных платежей, выплаты дивидендов или премий.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (т.е. до 1 января 2009 года)

1

Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

Данное федеральное правило (стандарт), разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны соблюдать.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

2

Документирование аудита

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

Данное федеральное правило (стандарт), устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор (далее  именуются - аудитор) должны документально  оформлять все сведения, которые  важны с точки зрения предоставления  доказательств, подтверждающих аудиторское  мнение, а также доказательств  того, что аудиторская проверка  проводилась в соответствии с  федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

3

Планирование аудита

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

Данное Федеральное правило (стандарт), устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).

2. Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор (далее  именуются - аудитор) обязаны планировать  свою работу так, чтобы проверка  была проведена эффективно.

3. Планирование аудита  предполагает разработку общей  стратегии и детального подхода  к ожидаемому характеру, срокам  проведения и объему аудиторских  процедур.

4

Существенность в аудите

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

Данное федеральное правило (стандарт) устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.

2. Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор (далее  именуются - аудитор) в процессе проведения  аудита обязаны оценивать существенность  и ее взаимосвязь с аудиторским  риском.

3. Информация об отдельных  активах, обязательствах, доходах, расходах  и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

5

Утратило силу

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

 

6

Утратило силу

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

 

7

Контроль качества выполнения заданий по аудиту

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

Данное федеральное правило (стандарт), устанавливает единые требования в отношении контроля качества выполнения заданий по аудиту.

2. Участники аудиторской группы:

а) должны выполнять процедуры контроля качества, применяемые к конкретному заданию по аудиту;

б) должны предоставлять аудиторской организации соответствующую информацию, чтобы обеспечить эффективное функционирование системы контроля качества в части соблюдения принципа независимости;

в) могут полагаться на установленные в аудиторской организации принципы и процедуры контроля качества (например, в отношении навыков и профессиональной компетентности работников - на принципы и процедуры найма работников и непрерывного профессионального обучения, в отношении независимости - на принципы и процедуры сбора и сообщения соответствующей информации о независимости, в отношении поддержания взаимоотношений с клиентами - на принципы и процедуры, регулирующие порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующими клиентами, в отношении соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и профессиональных стандартов - на мониторинг).

8

Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

Данное федеральное правило (стандарт) устанавливает единые требования к пониманию деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и оценку рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Аудитор должен изучить деятельность  аудируемого лица и среду, в  которой она осуществляется, включая  систему внутреннего контроля, в  объеме, достаточном для выявления  и оценки рисков существенного  искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием  ошибок или недобросовестных  действий руководства и (или) работников  аудируемого лица, а также достаточном  для планирования и выполнения  дальнейших аудиторских процедур.

9

Связанные стороны

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

Данное федеральное правило (стандарт) устанавливает единые требования к обязанностям аудитора и аудиторским процедурам в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся связанными сторонами аудируемого лица, и хозяйственных операций аудируемого лица с ними.

2. Для целей настоящего правила (стандарта) под связанными сторонами  понимаются лица, признаваемые такими  в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности.

3. Аудитор должен выполнять аудиторские  процедуры с целью получения  достаточных надлежащих аудиторских  доказательств, касающихся выявления  и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого  лица информации о связанных  сторонах, а также существенного  влияния операций между аудируемым  лицом и связанной стороной  на финансовую (бухгалтерскую) отчетность  аудируемого лица. Тем не менее  не следует ожидать, что в результате  аудита будут выявлены все  операции со связанными сторонами.

10

События после отчетной даты

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

федеральное правило (стандарт) устанавливает единые требования в отношении действий аудитора по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты. В настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности термин "события после отчетной даты" используется для обозначения как событий, происходящих с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, так и фактов, обнаруженных после даты подписания аудиторского заключения.

2. Аудитору следует принимать  во внимание влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское  заключение событий, произошедших  после отчетной даты, как благоприятных, так и неблагоприятных.

3. В финансовой (бухгалтерской) отчетности  необходимо отражать следующие  благоприятные и неблагоприятные  события, происходящие после окончания  отчетного периода:

а) события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность;

б) события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность.

11

Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

федеральное правило (стандарт) устанавливает единые требования в отношении действий аудитора по проверке правомерности применения аудируемым лицом допущения о непрерывности его деятельности при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе при рассмотрении представленной руководством аудируемого лица оценки способности указанного лица продолжать непрерывно осуществлять свою деятельность. Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности

12

Согласование условий проведения аудита

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

федеральное правило (стандарт) устанавливает единые требования:

а) к порядку согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом;

б) к действиям аудиторской организации и индивидуального аудитора (далее именуются - аудитор) в случае, когда руководство аудируемого лица обращается с просьбой к аудитору изменить условия задания на условия, предполагающие более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная уверенность, которая требуется для выражения мнения в аудиторском заключении.

13

Утратило силу

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

14

Утратило силу

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

15

Утратило силу

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

16

Аудиторская выборка

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

Данное федеральное правило (стандарт) устанавливает единые требования к выборочным проверкам в аудите, а также к методам отбора элементов, подлежащих проверке с целью сбора аудиторских доказательств.

2. При разработке процедур аудита  аудиторская организация или  индивидуальный аудитор (далее - аудитор) должны определить надлежащие  методы отбора элементов, подлежащих  проверке при сборе аудиторских  доказательств для достижения  целей аудиторских тестов.

17

Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования в отношении получения аудиторских доказательств в следующих случаях:

а) присутствие аудитора при проведении инвентаризации материально-производственных запасов;

б) раскрытие информации о судебных делах и претензионных спорах;

в) оценка и раскрытие информации о долгосрочных финансовых вложениях;

г) раскрытие информации по отчетным сегментам финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

18

Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования в отношении использования в ходе аудита подтверждающей информации из внешних источников (внешних подтверждений), используемой аудитором для получения аудиторских доказательств.

2. Аудитор должен решить, следует  ли ему использовать внешние  подтверждения для получения  достаточных надлежащих аудиторских  доказательств достоверности определенных  предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом  аудитор должен учитывать уровень  существенности, неотъемлемого риска  и риска средств контроля, а  также то, как аудиторские доказательства, полученные в результате других  планируемых процедур, смогут снизить  аудиторский риск до приемлемо низкого уровня для использующихся предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

19

Особенности первой проверки аудируемого лица

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

 устанавливает единые требования  в отношении проверки остатков  по счетам бухгалтерского учета  на начало отчетного периода  в случаях, когда аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого  лица проводится впервые или  когда аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица  за предыдущий период проводился  другим аудитором. Настоящее федеральное  правило (стандарт) аудиторской деятельности  применяется также в случаях, когда аудитор выявил условные  факты хозяйственной деятельности, существовавшие на начало отчетного  периода.

2. В ходе первой проверки аудируемого  лица (далее - первичный аудит) аудитор  должен получить достаточные  надлежащие аудиторские доказательства  того, что:

а) остатки по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода не содержат искажений, которые могут существенно повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность текущего отчетного периода;

б) остатки по счетам бухгалтерского учета на конец предыдущего периода были правильно перенесены на начало текущего периода или изменены в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

в) учетная политика применяется последовательно либо изменения в учетной политике были должным образом отражены в бухгалтерском учете и раскрыты в установленном порядке.

20

Аналитические процедуры

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования в отношении применения аналитических процедур в ходе аудита.

2. Аудитор должен применять аналитические  процедуры на стадии планирования  и завершающей стадии аудита. Аналитические процедуры могут  применяться также и на других  стадиях аудита

21

Особенности аудита оценочных значений

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования в отношении аудита оценочных значений, содержащихся в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Настоящее правило (стандарт) не применяется при проверке прогнозируемой или ожидаемой финансовой информации, но многие предусмотренные им процедуры могут использоваться для этой цели.

2. Аудитор должен получить достаточные  надлежащие аудиторские доказательства, подтверждающие оценочные значения.

3. Оценочными значениями являются  приблизительно определенные или  рассчитанные работниками аудируемого  лица на основе профессионального  суждения значения некоторых  показателей при отсутствии точных  способов их определения, в том  числе:

а) оценочные резервы;

б) амортизационные отчисления;

в) начисленные доходы;

г) отложенные налоговые активы и обязательства;

д) резерв на покрытие убытков, понесенных в результате финансово-хозяйственной деятельности;

е) убытки по договорам строительства, признанные до прекращения действия этих договоров.

22

Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - информация), руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица. Настоящее федеральное правило (стандарт) не распространяется на сообщение аудитором информации каким-либо иным лицам.

23

Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования в отношении использования заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств, процедур документального оформления заявлений и разъяснений руководства, а также действий аудитора при отказе руководства аудируемого лица предоставить надлежащие заявления и разъяснения.

2. До завершения аудита аудитор  должен получить надлежащие заявления  и разъяснения от руководства  аудируемого лица.

24

Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает основные принципы правил (стандартов), имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами.

2. Для целей настоящего федерального  правила (стандарта) аудиторской деятельности  следующие термины означают:

"аудитор" - лицо, проводящее не  только аудит, но и оказывающее  сопутствующие аудиту услуги;

"хозяйствующий субъект" - лицо, которому оказываются данные  услуги.

25

Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования в отношении действий аудиторской организации или индивидуального аудитора (далее именуются - аудитор) при проведении аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, которое пользуется для составления этой финансовой (бухгалтерской) отчетности услугами централизованной бухгалтерии специализированной организации или бухгалтера-специалиста (далее именуется - специализированная организация).

2. Аудитор определяет, какое влияние  специализированная организация  оказывает на системы бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  аудируемого лица с целью правильного  планирования аудита и разработки  эффективного подхода к его  проведению.

26

Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования в отношении рассмотрения в ходе аудита сопоставимых данных в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности  не применяется в отношении  прочей информации, содержащейся  в документах, входящих в состав  проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой в федеральном правиле (стандарте) N 27.

3. Сопоставимыми данными в финансовой (бухгалтерской) отчетности могут  быть показатели, отражающие финансовое  положение, результаты финансовой  деятельности, движение денежных  средств, иные сопоставимые показатели  и сведения, подлежащие раскрытию  в финансовой (бухгалтерской) отчетности  более чем за один отчетный  период. Сопоставимые данные могут  быть представлены в виде:

а) соответствующих показателей за предшествующий период, являющихся частью финансовой (бухгалтерской) отчетности за текущий период и предназначенных для изучения в сопоставлении с аналогичными показателями за текущий период; такие соответствующие показатели не являются завершенной финансовой (бухгалтерской) отчетностью, которую можно рассматривать самостоятельно, но являются неотъемлемой частью финансовой (бухгалтерской) отчетности за текущий период и должны рассматриваться только в связи с аналогичными показателями за текущий период;

б) сопоставимой финансовой (бухгалтерской) отчетности за предшествующий период, предназначенной для сопоставления с финансовой (бухгалтерской) отчетностью за текущий период и не являющейся составной частью финансовой (бухгалтерской) отчетности за текущий период.

27

Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования, касающиеся рассмотрения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (далее - аудитор) прочей информации, по которой аудитор может не составлять аудиторское заключение, но которая включена в документы, содержащие проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности применяется в отношении годового отчета, но оно может применяться и в отношении других документов, например используемых при размещении ценных бумаг.

2. Аудитор должен ознакомиться  с прочей информацией для выявления  в ней возможных существенных  несоответствий с проаудированной  финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

3. Существенное несоответствие  имеет место, когда прочая информация  противоречит информации, содержащейся  в проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетности, что может вызвать  сомнение относительно аудиторских  выводов, сделанных на основе  ранее полученных аудиторских  доказательств, и, возможно, относительно  оснований для мнения аудитора  о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

28

Использование результатов работы другого аудитора

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования для случаев, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор (далее - аудитор) при подготовке аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица использует результаты работы другого аудитора, который проверяет финансовую информацию, предоставленную одним или несколькими подразделениями и включенную в финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица.

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности не применяется:

в случае, если два и более аудитора назначаются в качестве совместных аудиторов;

в отношениях аудитора с аудитором, проводившим аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица за предыдущий отчетный период;

в случае, если основной аудитор считает, что финансовая (бухгалтерская) отчетность подразделений является несущественной по отношению к финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Если отчетность нескольких подразделений, несущественная по отдельности, в совокупности является существенной, аудитор рассматривает необходимость применения процедур, предусмотренных настоящим федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

29

Рассмотрение работы внутреннего аудита

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности не применяется, если служба внутреннего аудита аудируемого лица оказывает помощь внешнему аудитору при выполнении процедур внешнего аудита. Процедуры, предусмотренные в настоящем федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности, должны применяться к сфере внутреннего аудита в той части, которая имеет отношение к аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Внешний аудитор рассматривает  деятельность службы внутреннего  аудита и ее влияние на внешние  аудиторские процедуры, если таковое  существует.

3. Внутренний аудит - контрольная  деятельность, осуществляемая внутри  аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита. Функции  службы внутреннего аудита включают  мониторинг адекватности и эффективности  системы внутреннего контроля.

30

Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования к оказанию сопутствующей аудиту услуги - выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации.

2. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности  применяется при выполнении согласованных  процедур в отношении финансовой  информации.

3. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности  может применяться также при  выполнении согласованных процедур  в отношении нефинансовой информации  при условии, что:

а) аудиторская организация или индивидуальный аудитор (далее - аудитор) обладает адекватными знаниями по конкретному предмету;

б) существует определенный критерий достижения результатов.

31

Компиляция финансовой информации

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования к оказанию сопутствующей аудиту услуги - компиляции финансовой информации.

2. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности  применяется при компиляции финансовой  информации, а также, насколько это  возможно, при компиляции нефинансовой  информации при условии, что аудитор  обладает адекватными знаниями  по конкретному предмету.

Предоставление помощи лицу, заключившему договор оказания сопутствующих аудиту услуг, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, при выборе учетной политики) не является компиляцией финансовой информации.

32

Использование аудитором результатов работы эксперта

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования к оказанию сопутствующей аудиту услуги - компиляции финансовой информации.

2. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности  применяется при компиляции финансовой  информации, а также, насколько это  возможно, при компиляции нефинансовой  информации при условии, что аудитор  обладает адекватными знаниями  по конкретному предмету.

Предоставление помощи лицу, заключившему договор оказания сопутствующих аудиту услуг, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, при выборе учетной политики) не является компиляцией финансовой информации.

33

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования к использованию результатов работы эксперта в качестве аудиторских доказательств.

2. При использовании результатов  работы эксперта аудиторская  организация и (или) индивидуальный  аудитор (далее - аудитор) должны получить  достаточные надлежащие аудиторские  доказательства того, что такая  работа отвечает целям аудита.

3. Для целей федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности  экспертом считается физическое  лицо, обладающее специальными навыками, знаниями и опытом в определенной  области, отличной от области  бухгалтерского учета и аудита, или юридическое лицо, осуществляющее  деятельность в сфере, отличной  от сферы оказания бухгалтерских  и аудиторских услуг.

34

Контроль качества услуг в аудиторских организациях

ПостановлениеПравительства РФ от 23.09.2002 N 696

устанавливает единые требования к системе контроля качества услуг в аудиторской организации. К деятельности индивидуального аудитора соответственно применяются требования настоящего правила (стандарта) аудиторской деятельности, если иное не вытекает из существа деятельности индивидуального аудитора.

2. Аудиторская организация должна  установить систему контроля  качества услуг (заданий), обеспечивающую  разумную уверенность в том, что  данная аудиторская организация  и ее работники проводят аудит  и оказывают сопутствующие аудиту  услуги в соответствии с требованиями  законодательных и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними  правилами (стандартами) аудиторской  деятельности, а также в том, что  заключения и иные отчеты, выданные  аудиторской организацией, соответствуют  условиям конкретных заданий.

Информация о работе Законодательные и нормативные акты по регулированию аудита в РФ